После событий 24 февраля Запад начал «отменять» россиян. Под удар попали не только политики и миллиардеры с заграничной недвижимостью, но и спортсмены, деятели искусства и даже животные. Поначалу казалось, что санкции носят исключительно политический характер и не затронут пользователей сети. Частные сервисы всегда подчеркивали, что работают на благо своих клиентов независимо от их национальности. Но затем россиян разом отрезали от популярных приложений, под ударом оказалась их работа и бизнес. «Лента.ру» в рамках проекта «Синдром отмены: Россия» рассказывает, как это произошло и почему это изменит интернет.
«После ухода Booking питерские отельеры одичали совсем», «Бронировать жилье на востоке области и раньше было квестом, но с отсутствием Booking превратилось прямо в ад», — жаловались россияне в Twitter после того, как для них стал недоступен сайт booking.com. Новость об уходе крупнейшего сервиса для бронирования жилья оказалась весьма неожиданной, и быстро свыкнуться с ней удалось далеко не всем. «Хотела зайти на Booking и посмотреть жилье для пересадки в Питере. А потом вспомнила…» — сетовала пользовательница с ником NatkaVino.
Голландский Booking стал не единственным сервисом, который ушел из России после начала спецоперации на Украине. О приостановке работы в стране сообщил и американский Airbnb, и немецкий Trivago, и сингапурская Agoda.
И если последняя площадка была не очень популярна у россиян, три остальные были весьма востребованными. Только для путешествий внутри страны жилье через Airbnb ежегодно бронировали 1,5 миллиона россиян. На Booking же приходилось 35-40 процентов всех бронирований. Голландский сервис был главным поставщиком клиентов для российских гостиниц — в среднем он приносил им 70-80 процентов постояльцев, говорит председатель Лиги малых отелей, хостелов и туристического жилья Ольга Воинова.
Внезапный уход Booking поверг владельцев отелей в шок. Сервис свернул работу резко и быстро, не предоставив ни бизнесу, ни клиентам времени для подготовки к изменениям.
У зарегистрированных на сайте арендодателей не сохранились номера телефонов и адреса электронной почты постояльцев — вся эта информация хранилась в личных кабинетах на сайте Booking и вдруг стала недоступной, делится Воинова.
«Если бы мы хотя бы знали, если бы нас хотя бы предупредили заранее, то, конечно же, мы подготовились бы и занялись развитием других направлений — скажем, заключали бы договора с другими агентствами. То есть были бы к этому полностью готовы. А после того, как Booking.com обрубил в один момент все отели без предупреждения, они месяц сидели с очень маленькой загрузкой, вообще без клиентов», — рассказывает глава объединения.
В результате российской индустрии гостеприимства пришлось в одночасье переориентироваться на отечественные аналоги Booking, но перестроиться быстро не получалось. «Чтобы подключиться к любой другой программе, нужно время. Российские аналоги тоже не однодневно это делают», — объясняет Воинова.
По ее словам, в России много достойных аналогов голландскому гиганту, в их числе — «Островок», «Броневик», «Академсервис». Однако проблема в том, что они берут с владельцев жилья большую комиссию. «Кроме того, отечественные сервисы пока недотягивают до Booking.com по объемам. Мы возлагаем большие надежды, что "Яндекс.Путешествия" и "Озон" смогут заменить иностранный агрегатор, но пока у них нет такого количества клиентов», — заключает она.
Отечественная туриндустрия заинтересована в сотрудничестве с сервисами онлайн-бронирования. Поэтому Лига малых отелей, хостелов и туристического жилья, которую возглавляет Воинова, подготовила письмо в правительство с предложениями, как улучшить российские системы бронирования.
Россияне столкнулись и с другой проблемой: в стране перестали работать европейские музыкальные потоковые сервисы — шведский Spotify и французский Deezer. Американский Apple Music из России не уходил, но работает с «костылями». Новых релизов там нет, а подписку можно оплатить только со счета мобильного телефона.
И если обычные пользователи могут скачать российские аналоги (к примеру, «Яндекс.Музыка» или «Звук», то музыкантам приходится сложнее: из-за ухода стриминговых сервисов они теряют заработки. Отечественные площадки платят артистам гораздо меньше зарубежных. Это подтверждает независимый эксперт по музыкальному маркетингу из компании ONErpm Глеб Лисичкин. В качестве примера он рассмотрел гонорары певицы Монеточки (Елизаветы Гырдымовой). По словам Лисичкина, на нескольких своих самых популярных песнях в Spotify она заработала 750-800 тысяч рублей, российские сервисы при этом платили в два раза меньше денег за аналогичное количество прослушиваний.
Spotify появился в России совсем недавно, в 2020 году. При этом запуск оказался самым успешным за всю историю существования площадки: Россия принесла Spotify больше всего новых подписчиков за квартал, о чем шведская компания рапортовала в отчете для инвесторов. Уход из страны спустя всего два года после запуска обернулся для гиганта стриминга существенными потерями: по итогам первого квартала Spotify недосчитался 1,5 миллиона платных подписчиков. А после апрельского отчета для инвесторов акции компании упали на 12 процентов. С аналогичной проблемой, к слову, столкнулся и популярный стриминговый сервис Netflix. В начале марта компания объявила об уходе из России, а вскоре представила отчет за первый квартал 2022 года. Оказалось, что за последнее время сервис лишился двух миллионов подписчиков. После этого акции компании на бирже Nasdaq рухнули на 39 процентов.
Если для музыкантов зарубежные онлайн-сервисы были лишь одним из способов заработка, то для огромного количества российских блогеров — единственным. «У меня сейчас нет денег на еду и аренду квартиры», — так 21-летняя @Kitty, звезда сайта OnlyFans, пользователи которого продают доступ к своему контенту, описывает последствия блокировки ее счетов. Девушка не смогла вывести деньги с платформы, как и многие другие авторы площадки. «Почему они делают это с простыми людьми? Вы решили испортить нам жизнь?» — вопрошал в конце февраля пользователь под ником @kanra_cosplay.
Поначалу представители OnlyFans назвали блокировки ошибочными и вскоре вернули россиянам доступ к их страницам. Однако вывести деньги со счетов так и не получилось — во всем снова оказались виноваты санкции. 22 апреля OnlyFans заморозила счета россиян уже официально. Для многих авторов это стало сильным ударом по кошельку: большинство блогеров зарабатывают на своих снимках и роликах от 180 до 5 тысяч долларов (от 13,3 до 370 тысяч рублей) в месяц.
Лишились зарплаты и российские стримеры, пользовавшиеся платформой Twitch. Компания не сообщала о блокировках официально, а лишь оповестила авторов площадки в письме. Один из блогеров — Алексей Губанов, известный под ником JesusAVGN — показал содержимое послания. В нем говорилось, что Twitch соблюдает объявленные против России санкции, поэтому блокирует все текущие выплаты на карты российских банков. В качестве альтернативы представители площадки посоветовали выводить деньги через PayPal. Но этот сервис на тот момент россиянам уже был недоступен.
Стримеры потеряли не только часть дохода, которую платила непосредственно площадка. Они также лишились гонораров за платные подписки (одна подписка стоила в России 130 рублей, из которых 100 рублей доставалось блогеру).
С похожей проблемой столкнулись YouTube-блогеры: видеохостинг отключил все функции монетизации для пользователей из России. На первый взгляд их положение казалось наименее плачевным. Дело в том, что монетизация была лишь малой частью их доходов, которые состояли в основном из рекламных интеграций, проходивших в обход YouTube. В среднем российские блогеры получали от YouTube 300-500 долларов (24-35 тысяч рублей) за каждый миллион просмотров. Но рекламные интеграции у крупных блогеров стоили миллионы рублей.
Например, YouTube-канал «Разборщик» с 700 тысячами подписчиков приносил автору два-три миллиона рублей в месяц, однако с конца февраля его доход упал до нуля рублей. Об этом рассказал основатель Digital-агентства МОРЖ Джахангир Латыпов, который сотрудничает с каналом. «Все встало, у него [автора канала] депрессия. Он не знает, что делать», — поделился Латыпов, добавив, что похожая ситуация произошла с техноблогером Tim Lion, на канал которого были подписаны более 400 тысяч человек.
О падении доходов рассказал и популярный блогер Руслан Усачев (2,67 миллиона подписчиков): его гонорары снизились в десять раз. А автор популярного русскоязычного YouTube-шоу «This is Хорошо» Стас Давыдов, который живет в Латвии, и вовсе предрек закрытие канала. Около 70 процентов его аудитории проживает в России (у проекта почти шесть миллионов подписчиков), поэтому большинство зрителей не будут видеть рекламу — доходы Давыдова и его команды заметно упадут.
«Мы на какой-то "подушке" просуществуем какое-то время. Через два месяца, если ничего не улучшится (непохоже, что улучшится), поднимется прямой вопрос о существовании канала. Нам за монтаж нужно платить, за аренду студии и так далее. Мы напрямую начнем взвешивать, сколько мы на "подушке" сможем просуществовать», — сказал блогер в интервью.
До введения санкций блогерство успело стать в России чуть ли не самой желанной профессией: как показало в 2021 году исследование агентств Perfluence и Research Me, 80 процентов россиян готовы бросить работу и стать блогерами. Больше половины из тех, кто оказался готов к такому карьерному повороту, — граждане в возрасте до 24 лет.
И хотя в действительности хоть какой-то доход от роликов на YouTube получало менее одного процента тех, кто публиковал ролики, видеохостинг многим казался настоящим социальным лифтом. Причиной этому были громкие заголовки о самых успешных каналах, которые получали от деятельности на YouTube миллионы: к примеру, канал LABELCOM только на рекламных интеграциях заработал в 2020 году 3,5 миллиона долларов; Wylsacom — 3,4 миллиона долларов; «Чикен Карри» — 1,1 миллиона долларов. Сотни тысяч рублей заработали и журналисты, публикующие интервью, — в последние годы этот жанр стал особенно популярен в русскоязычном YouTube, а интервью, как отмечали многие комментаторы, по качеству давно обогнали продукцию телестудий.
В русскоязычном YouTube было множество и менее популярных каналов, в которых секретами и лайфхаками делились профессионалы в самых разных областях — от тренировок и садоводства до кулинарии и ремонта.
Однако в итоге YouTube лишил доходов всех: и блогеров-миллионников, и обычных россиян с куда меньшей аудиторией. Сохранить заработки крупным блогерам не помогли даже действующие рекламные контракты: многие из тех брендов, которые встраивали рекламные интеграции в их ролики, ушли из России.
С блокировками столкнулись и Instagram-блогеры — правда, на этот раз удар нанесла российская сторона: компанию Meta, которая владеет Facebook и Instagram, признали экстремистской и запретили. Роскомнадзор заблокировал обе площадки после того, как Meta временно разрешила своим соцсетям не блокировать призывы пользователей к насилию в отношении российских военных, участвующих в операции на Украине. Ведомство ждало официальных разъяснений, действительно ли новые правила модерации позволяют пропускать такие призывы. Не дождавшись ответа, регулятор заблокировал Instagram — наряду с Facebook соцсеть признали экстремистской.
Едва ли не хуже всех пришлось малому бизнесу, который продвигал свою продукцию и услуги с помощью рекламных инструментов Instagram и Facebook. «Instagram обеспечивал нам основную часть трафика на сайт и приводил большую часть покупателей», — рассказывает директор по маркетингу магазина столов-трансформеров Stayhomedesk Ирина Федотова. Она добавила, что соцсеть была отличным каналом обратной связи. «Из-за блокировки мы всего этого лишаемся», — с сожалением признала Федотова.
Только в марте рекламно-коммуникационный холдинг Dentsu оценил падение рекламного рынка на 60 процентов из-за того, что рекламодатели лишились основных инструментов продвижения. Они не готовы к рискам: любое размещение промопоста в Instagram теперь означает финансирование экстремизма, за что в законе предусмотрено уголовное наказание.
Трудно пришлось и крупным блогерам, которые продавали в Instagram рекламу. Например, обладательница 18 миллионов подписчиков телеведущая Анастасия Ивлеева констатировала, что долгие годы ее работы «ушли коту под хвост». А блогерша Саша Брайн даже разрыдалась на камеру, когда узнала о запрете соцсети в России. «Это вся жизнь, это душа. Это то, с чем я просыпаюсь гребаные пять лет подряд», — сетовала она, вытирая слезы руками.
«Казалось, ничто не пошатнет нашу уверенность в завтрашнем дне и в нашей деятельности. И тут, как по щелчку, у нас хотят отнять наше детище — то, над чем мы работали много лет!» — отреагировала на блокировку Instagram российская блогерша-миллионница Василина Катаева. Девушка добавила, что «пахала днем и ночью» на протяжении нескольких лет, чтобы набрать подписчиков, а в итоге осталась ни с чем. «Это как забрать бизнес у предпринимателя», — пожаловалась Катаева.
Некоторые топовые блогеры попробовали освоить другие площадки, однако подписчики следовали за ними не очень охотно. К примеру, певица и телеведущая Ольга Бузова, за Instagram которой следили 23 миллиона человек, в Telegram смогла набрать менее 800 тысяч подписчиков. Похожие соотношения наблюдаются и на страницах других популярных Instagram-блогеров: на новые площадки за ними переходит менее десяти процентов фанатов.
В итоге, несмотря на то, что часть россиян все-таки пользуется Instagram через VPN, после начала спецоперации сервис потерял в России 48 процентов авторов, подсчитали Brand Analytics в начале апреля. И речь идет не только о крупных блогерах, но и о рядовых пользователях, которые публиковали хотя бы одну сторис или комментарий в день.
В итоге проблемы в работе соцсети поменяли баланс сил в русскоязычном интернете. Еще в феврале 2022 года в России было зафиксировано более 64 миллионов активных пользователей Instagram (сеть запрещена в России). Но уже в первый день после блокировки, 14 марта, догонять Instagram начала российская соцсеть «ВКонтакте»: тогда дневная аудитория «ВКонтакте» составила больше 50 миллионов пользователей, что стало для нее рекордом. К началу мая во «ВКонтакте» ежедневно стали заходить 73,4 миллиона россиян. Директор Ассоциации профессиональных пользователей соцсетей и мессенджеров (АППСИМ) Владимир Зыков считает, что в России еще много «крутых разработчиков», поэтому нынешний кризис — хорошая возможность для импортозамещения.
Новость о приостановке деятельности TikTok в России по-настоящему удивила российских пользователей. В компании сослались не на санкции Запада (сервис принадлежит китайской ByteDance), а на новое российское законодательство. Речь о законе, который ужесточил ответственность за публикацию недостоверной информации о российской армии («закон о фейках»). В России у TikTok огромная аудитория: в конце 2021 года число активных пользователей достигало 40,6 миллиона, а выручка компании в стране составляла 3,3 миллиарда рублей.
Ограничение возмутило российских пользователей: многие признавались, что в непростое время TikTok был для них последней отдушиной. Некоторых изумило и то, что под удар попали обычные пользователи, далекие от политики.
Санкции против блогеров и рядовых пользователей — уникальное явление.
И хотя причины блокировок оказались разными — одни площадки ушли из России сами, чтобы соблюдать антироссийские санкции, а другие подверглись блокировкам, — результат ограничения доступа к ним был одинаков. Блогеры, зарабатывавшие на рекламе, практически полностью потеряли возможность монетизировать контент на привычных площадках.
Большинство ограничений довольно легко можно обойти как самим блогерам, так и их зрителям. Например, Instagram и Facebook стабильно работают при подключении через VPN. При этом его использование никак не запрещено законом — даже пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков признавался, что использует VPN. Этот же сервис помогает российским тиктокерам загружать новые видео. Однако проблема с монетизацией роликов остается открытой: многие авторы не видят смысла делать контент бесплатно.
Ожидаемо, что многие российские блогеры начали публиковать меньше контента — работать бесплатно они не хотят. Многие продолжают выкладывать ролики, но теперь они просят у подписчиков донаты. Например, практически каждое видео Ильи Варламова теперь предваряет рассказа о том, что пожертвования сейчас — едва ли не единственный способ прокормить всю его редакцию.
Рынок блогерской рекламы упал примерно на 80 процентов, оценивает CEO креативного агентства BlackLight Максим Перлин. Около 20 процентов рекламодателей полностью ушли с рынка, а еще 60 процентов «встали на паузу».
Однако глава блогерского агентства Invite Роберто Панчвидзе уверен, что кризис может пойти рынку на пользу. «Рынок очистится, потому что, я уверен, уйдут эти старые методы работы грязным кешем, все серые схемы, отсутствие контрактов», — заявил Панчвидзе. По его мнению, 50-60 процентов товаров на рынке либо вернутся, либо будут заменены китайскими или отечественными аналогами. Тогда у блогеров снова будет много коммерческих предложений от брендов.
В случае же, если ситуация обострится до предела, — YouTube продолжит блокировать российские каналы, а власти страны захотят на это ответить, — от последствий санкций пострадает сам видеохостинг. YouTube в России зарабатывает миллиарды, но пока сложно оценить, сколько потеряет американская компания, лишившись русскоязычной аудитории.
Куда более серьезными последствием санкций оказалось то, что россияне лишились доступа к важным сервисам для работы. Например, в середине апреля крупнейший сервис для совместной разработки и хостинга проектов GitHub неожиданно начал блокировать аккаунты отечественных компаний и разработчиков, хотя еще в марте его представители обещали, что не будут вводить санкции против России и останутся «домом для всех разработчиков, где бы они ни находились».
«У тех, кто ведет разработку в GitHub, особенно тех, кто не имеет собственного локального дерева разработки, конечно, возникает проблема и с разработкой, и с доступом к коду у других, и с обменом информации, касающейся разработки. Это ухудшает условия общения, взаимодействия для тех, кто этим ресурсом пользуется, как и отключение любого другого ресурса», — комментирует ситуацию гендиректор компании «Базальт СПО» Алексей Смирнов.
Ограничения для россиян ввел и популярный конструктор сайтов Wix. С 7 марта все российские сайты, использовавшие эту технологию, лишились возможности принимать онлайн-заказы и их оплату. В итоге владельцам сайтов на Wix пришлось переезжать на его аналоги. К примеру, на Tilda — конструктор сайтов, который включен в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных. В него же входят и другие отечественные конструкторы сайтов: например, Nubex, WebКомплект и «Е-Паблиш».
Сферу IT, а в перспективе и всех россиян могут ожидать гораздо более глобальные и ощутимые последствия санкций. В конце февраля аналитики зафиксировали падение средней скорости мобильного интернета из-за роста трафика. Пока оно незначительное (всего на 0,6 Мб/сек.), но ситуация может усугубиться. Улучшение инфраструктуры могут ограничить или остановить санкции, считает гендиректор TelecomDaily Денис Кусков. Дело в том, что крупнейшие поставщики телеком-оборудования — Nokia и Ericsson — приостановили деятельность в России еще в апреле.
«Значительный объем интернет-инфраструктуры построен на оборудовании Nokia, Ericsson и другом. Как сейчас будет строиться работа с этими компаниями и сколько будет стоить оборудование с учетом роста курса валюты — это вопрос», — объяснил Кусков.
Кроме того, поставки оборудования в Россию прекратила компания Cisco, производитель маршрутизаторов, коммутаторов, модемов, точек доступа Wi-Fi и решений для сетевой безопасности. Аналогичное решение принял и латвийский производитель маршрутизаторов Mirotik.
Однако Россия успела подстраховаться, говорит доцент кафедры информатики РЭУ им. Г.В. Плеханова Александр Тимофеев: вовремя начала вести переговоры с китайскими производителями.
«Отключить Россию от интернета» — это практически нереализуемый сценарий. Отключить его «извне» не получится: отказ тех или иных провайдеров от сотрудничества на деле означает лишь временные неполадки, которые легко решить, используя другие магистральные каналы. Отключать интернет «изнутри» тоже не планируется, заверили в Минцифры.
В то же время россиянам пригрозили отключением страны от американской навигационной системы GPS. Глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин заявил, что США изучают такую возможность. Однако член-корреспондент Российской академии космонавтики имени К.Э. Циолковского Андрей Ионин заверил, что опасаться этого не следует. По его словам, сегодня в мире существует четыре навигационные системы: GPS, ГЛОНАСС, европейская «Галилео» и китайская Beidou. Чипы, встроенные в пользовательские устройства, принимают сигналы всех четырех систем.
Глобально отключить Россию от GPS нельзя, заключает Сергей Бодров, руководитель центра цифровой экспертизы Роскачества: «Отключение России от GPS представляется маловероятным, хотя возможны попытки искажать сигнал. (…) Сигнал с одного сателлита покрывает область диаметром 10 тысяч километров. Чисто технически отключить одну страну от всеобщей системы навигации невозможно».
Западные приложения и сервисы должны были в равной степени служить пользователям из всех стран мира. Однако вместо того, чтобы объединить людей, иностранные площадки начали настраивать их друг против друга. Буквально за несколько дней соцсети лишили множество россиян заработков, а некоторых — и средств к существованию.
Но отчаиваться рано. Россия защищена от полного отключения от интернета, а весь контент можно перенести на отечественные площадки — за ним подтянутся и зрители, и рекламодатели. Пусть не сразу, но рано или поздно это должно произойти.