Телефонные мошенники ежемесячно похищают у россиян миллиарды рублей. О том, как в Сбере противостоят киберпреступникам, в интервью «Ленте.ру» рассказал заместитель председателя правления Сбербанка Станислав Кузнецов.
«Лента.ру»: Два года назад, по данным Сбербанка, телефонные мошенники ежемесячно воровали со счетов россиян от 3,5 миллиарда до 5 миллиардов рублей. Изменилась ли ситуация?
Станислав Кузнецов: Сбербанк успешно борется с телефонным мошенничеством, но в целом по стране тенденция негативная, и необходимо консолидировать усилия в борьбе с этим явлением.
«Красная лампочка»
Почему вы так уверенно говорите о Сбербанке?
Во-первых, мы смогли договориться со всеми крупными телефонными операторами, объединив наши технические автоматизированные системы и обеспечив киберзащиту клиентов. Фактически, если у кого-то на мониторе срабатывает «красная лампочка», роботы самостоятельно принимают решение и защищают и телеком-компании, и клиентов от попыток украсть деньги.
К сожалению, этого пока не скажешь о других госкомпаниях и банках. Эффективные усилия предпринимает новая команда Банка России, которая на самом деле сегодня стремится к тому, чтобы под своим зонтиком собрать самые современные технологии, нацеленные на борьбу с телефонным мошенничеством.
Можно ли быть эффективнее в борьбе с телефонным мошенничеством?
Безусловно, и мы видим хорошие результаты во взаимодействии с правоохранительными органами. Но и здесь есть зоны развития нашей совместной работы. Когда та самая красная лампочка загорается на мониторе, она должна загораться и в полиции. И одновременно с нашими автоматизированными системами, которые фиксируют риски мошеннических действий на своем уровне, наряд полиции уже должен выехать и задержать преступника.
Популярная схема
Но мошенники становятся все более изобретательными…
Это не совсем так. Многие граждане продолжают «покупаться» на различные мошеннические сценарии, которых в нашей копилке уже более 130. Но по-прежнему, наверное, самой популярной схемой остается звонок от сотрудников полиции, пытающихся убедить потенциальную жертву посодействовать задержанию преступников.
К сожалению, сегодня даже в условиях развивающейся киберграмотности подобный сценарий продолжает оставаться самым рабочим. Второй по популярности схемой является попытка убедить жертву в том, что на его имя оформлен кредит, который требуется срочно погасить, чтобы не «набежали» проценты.
Что делать в подобных случаях клиентам? На что следует обращать внимание во время сомнительного телефонного звонка?
Хорошая новость в том, что клиенты Сбербанка могут быть спокойны. Эффективность нашего фрод-мониторинга составляет уже больше 99,5 процента, и по своим техническим возможностям он лучший в мире. (Фрод-мониторинг — система, предназначенная для оценки финансовых и нефинансовых событий (карточных транзакций, действий пользователя в ДБО, операций с баллами лояльности и прочее на предмет подозрительности с точки зрения мошенничества и предлагающая рекомендации по их дальнейшей обработке — прим. «Ленты.ру»).
Мы уже научились выявлять мошеннические телефонные звонки и предупреждать наших клиентов о таких звонках. Сбербанк внедряет и новые технологии: системы биометрии, распознавание голоса. Мы создали так называемую библиотеку голосов преступников и уже на технологическом уровне блокируем их звонки. Вся совокупность этих факторов вынуждает преступников переключаться на клиентов других кредитных организаций и все меньше звонить клиентам Сбера.
Украинский след
Откуда больше всего раздается таких звонков?
По-прежнему с Украины. Ежедневно оттуда поступает около 50 тысяч мошеннических звонков нашим гражданам.
Но звонки поступают, как правило, с московских номеров…
Это еще одна проблема. В конце прошлого года вступили в силу поправки в закон «О связи», которые обязывают телеком-компании самостоятельно прекращать звонки, поступающие из-за рубежа. Дело в том, что система IP-телефонии технически позволяет звонить из-за рубежа с подменой номера. Как будто звонят, например, из МВД района Ясенево. И уровень доверия к такому звонку у потенциальной жертвы повышается.
Поменялась ли сейчас ситуация?
Мы ожидали от этой поправки в закон большей эффективности, но в начале года мы не увидели серьезных изменений. Сейчас Роскомнадзор начал штрафовать телеком-компании, которые продолжают продавать подменные номера. Крупные игроки этим не занимаются, но очень много региональных телеком-компаний, а их около 650, кто на этом зарабатывает. Это очень неприятно, потому что они косвенно участвуют в войне против нашей страны. Продавая такие телефонные номера, они содействуют преступлениям и воровству денег у наших граждан.
В начале мая Сбербанк отразил самую мощную DDoS-атаку в своей истории. Не было ли после этого повторных попыток такой же силы?
В последние 3-4 недели число DDoS-атак на банк резко снизилось. Если на пике 2-3 месяца назад мы фиксировали до 40 атак одномоментно, то сейчас происходят 1-2 атаки в день. Всего же за последний квартал Сбербанк пережил более 450 DDoS-атак, которые банк успешно выдержал. Никакого влияния на наш бизнес, на работу систем они не оказали.