Виктор Бут, осужденный в США по обвинению в попытке незаконной торговли оружием и поддержке терроризма, вернулся в Россию. 8 декабря этого года его обменяли в Абу-Даби на американскую баскетболистку Бриттни Грайнер. Москва добивалась этого обмена не один год — Бут провел в тюрьме «Мэрион» штата Иллинойс долгие 14 лет. Американские спецслужбы называли его одним из крупнейших нелегальных торговцев оружием в мире, Бут даже стал прототипом главного героя в известном голливудском фильме «Оружейный барон». Однако сам он категорически отказывался признать свою вину. Историю Виктора Бута и его непростых отношений с американским правосудием вспомнила «Лента.ру».
«На мой взгляд, Виктор Бут — один из самых опасных людей на Земле. Он теневой посредник. Он вооружает не только террористические группировки и группировки повстанцев, но и очень влиятельные наркокартели по всему миру. В Африке он превращал юных бойцов в коварные, бездумные, маниакально одержимые машины убийства, которые действовали с продуктивностью конвейера» (бывший начальник оперативного отдела Управления по борьбе с наркотиками США Майк Брон).
Виктор Бут родился 13 января 1967 года. Местом своего рождения он называл то Ашхабад — столицу Туркменской ССР, то Душанбе — столицу Таджикской ССР, где прошли его детство и юность. Отслужив в армии, летом 1987 года он поступил в Военный институт иностранных языков на отделение португальского языка.
Получив специальность и звание младшего лейтенанта, Бут в составе контингента Организации Объединенных Наций (ООН) отправился служить переводчиком в Мозамбик и Анголу. В 1990 году, после ускоренных курсов китайского языка, старший лейтенант Бут, еще не окончивший институт, уволился из армии и начал работать в Союзе объединенных кооперативов СССР.
Там он был переводчиком в центре организации авиаперевозок, работал в Бразилии и Мозамбике. Бут заявлял, что никогда не находился на службе в КГБ или ГРУ, хотя разведывательные управления ЮАР и Великобритании утверждали, что в 1985-1989 годах он был агентом советских спецслужб.
В конце 1991 года Бут решил заняться собственным бизнесом и стал авиационным брокером. В 1993 году он переехал в ОАЭ и сделал аэропорт Шарджи базой для своей авиакомпании. Бут рассказывал, что его самолеты возили цветы, хозяйственную технику и законные военные грузы.
В частности, в 1994 году на его самолетах французский военный контингент перебрасывался в Анголу, а бельгийский — в Сомали. В 1996 году его компания доставила в Малайзию российские истребители. В 90-е годы принадлежавшие Буту самолеты также участвовали в переброске миротворцев ООН в Сомали и Восточный Тимор. В 1994 году они доставляли гуманитарную помощь и французский контингент в Руанду. При этом летчики, работавшие на Бута, отказывались говорить, возили ли они оружие, признавались только, что обычно груз был в заколоченных ящиках.
В начале 90-х годов Бут стал основателем зарегистрированной в Казани компании «Трансавиа» (по другим данным, он сотрудничал с белорусской компанией Transavia Export Cargo). Кроме того, в Алма-Ате была зарегистрирована его компания IRBIS.
3 августа 1995 года в афганском городе Кандагаре боевики движения «Талибан» (запрещенная в России террористическая организация) с помощью своего истребителя МиГ-21 посадили и захватили российский самолет Ил-76, принадлежавший казанской компании «Аэростан».
Самолет, на борту которого находились патроны, выполнял коммерческий рейс по маршруту Тирана — Шарджа — Кабул по контракту с «Трансавиа», компанией Бута. Талибы захватили летчиков самолета, которые смогли покинуть Афганистан лишь в 1996 году.
Британская разведка МИ-6 полагала, что потом, возможно, Бут и «Талибану» поставил оружия на сумму 30-50 миллионов долларов. Подозревали его и в связях с «Аль-Каидой» (запрещенная в России террористическая организация).
Между тем в 1995-1997 годах Бут работал в Бельгии, а в 1997 году занялся бизнесом в ЮАР. Он купил там заброшенный аэродром и начал возить в республику из Европы замороженных цыплят. Его южноафриканская авиакомпания в конце 1997 года получила название Air Pass: по данным СМИ, Буту принадлежало от 43 до 60 самолетов, в основном марки «Ан».
В ЮАР Бут работал до 1998 года, пока власти не отозвали у него лицензию на авиаперевозки. Он считал, что это было сделано под давлением США.
А в 2000 году Совет Безопасности ООН попросил группу экспертов подготовить доклад о соблюдении режима международного эмбарго в отношении Анголы, где около 30 лет шла гражданская война.
При этом, согласно экспертному заключению, это оружие якобы поставлял Бут. В том же 2000 году в аналогичных докладах Бута обвинили в поставках оружия повстанцам из Сьерра-Леоне и Либерии. На Западе его стали называть владельцем крупнейшей в мире сети по нелегальной продаже оружия.
В 2001 году Бут был вынужден уехать из ОАЭ, а в 2002 году Бельгия обвинила его в контрабанде алмазов и отмывании около 300 миллионов долларов в 1994-2001 годах. После этого бизнесмен был объявлен в международный розыск.
По словам жены предпринимателя Аллы, Бут окончательно разорился в 2002 году, после чего не таясь жил в России, старался не выезжать за рубеж и не занимался авиационным бизнесом.
Бут утверждал, что в результате санкций ООН потерял около 17 миллионов долларов, и категорически отвергал все обвинения в торговле оружием и его нелегальных поставках в обход эмбарго. Бизнесмен заявлял, что никогда не контактировал с «Талибаном» и «Аль-Каидой», а США, по мнению Бута, просто решили переложить на него свою вину за вооружение талибов.
Впрочем, на вопрос, перевозили ли его самолеты оружие, Бут отвечал уклончиво — заявлял, что никогда не совершал и не мог совершать незаконных перевозок. А 6 марта 2008 года Бут неожиданно был арестован в Бангкоке по выданному в США ордеру.
Его задержали сотрудники управления по борьбе с наркотиками США, выдававшие себя за боевиков Революционных вооруженных сил Колумбии (FARC), которые якобы намеревались приобрести у Бута ракеты класса «земля — воздух». Американская сторона сразу же заявила, что будет добиваться экстрадиции Бута.
По словам Аллы Бут, которая обращалась за помощью к главе МИД России Сергею Лаврову, ее муж приехал в Таиланд для переговоров о строительстве завода по производству одноразовых шприцев для африканских стран. Между тем власти Таиланда отказались предъявить обвинения Буту, но США были настроены очень серьезно.
6 мая 2008 года власти США официально выдвинули против Бута обвинения и направили в Таиланд запрос о его экстрадиции. В августе 2009 года уголовный суд Бангкока, рассмотрев этот запрос, не нашел достаточных оснований для выдачи российского бизнесмена.
При этом в сентябре того же года, после подачи апелляции, уголовный суд Бангкока отказался освободить Бута под залог, опасаясь, что он попытается скрыться от правосудия и покинуть Таиланд. А 20 августа 2010 года Апелляционный суд Таиланда отменил прошлогоднее решение суда первой инстанции и согласился на экстрадицию Бута в США.
В ноябре того же года кабинет министров Таиланда рассмотрел и подтвердил запрос США на экстрадицию Бута, после чего его вывезли в Штаты. Год спустя, 12 октября 2011 года, в США состоялось первое заседание суда по делу Бута.
2 ноября того же года присяжные признали его виновным по всем пунктам обвинения, и 5 апреля 2012 года Бута приговорили к 25 годам тюрьмы. Изначально осужденного планировали отправить в тюрьму максимально строгого режима «Флоренс» (большинство заключенных там сидят в одиночных камерах), расположенную в Колорадо.
Согласно договоренности, достигнутой в ходе переговоров между прокуратурой, судом и защитой Бута, его отправили отбывать срок в тюрьму «Мэрион» (штат Иллинойс). Этому исправительному заведению присвоен третий уровень жесткости по пятибалльной системе, принятой в США.
В 2014 году Алла Бут рассказывала, в каких условиях отбывал наказание ее муж в США. По словам Аллы, чтобы не сойти с ума, он слушал старые советские песни.
По словам жены, Виктор Бут каждое утро в тюрьме «Мэрион» начинал с занятий йогой, поскольку активные и командные виды спорта в спецблоке запрещены. Днем он изучал иностранные языки, писал письма родным и читал, а вечером слушал музыку.
Как отмечала Алла Бут, особые сложности у ее мужа вызвала система питания в тюрьме. Дело в том, что на обед и ужин заключенным там обычно давали гамбургеры и хот-доги, но Бут — вегетарианец, он не мог это есть. Чтобы заботиться о своем здоровье, он выращивал в своей камере чайный гриб.
Бут растил этот гриб не только для себя, он лечил с его помощью и сокамерников, и даже охранников.
Из-за чайного гриба руководство тюрьмы «Мэрион» обвинило Бута в производстве алкоголя. Летом 2017 года его адвокат Алексей Тарасов рассказывал, что за это заключенного лишили послаблений, заработанных за хорошее поведение, и добавили к его 25-летнему тюремному сроку более 40 дней.
В августе того же 2017 года на Виктора Бута наложили еще одно взыскание: добавили к сроку 15 дней за телефонный разговор с журналистом RT и на два месяца лишили телефонных звонков.
Полгода спустя, в январе 2018 года, Бут заболел гриппом в тяжелой форме, причем температуру он сбивал не лекарствами, которых просто не было, а специальными упражнениями из йоги.
Как рассказывала его жена, после того как Виктор сбил температуру, у него начался сильный кашель и сел голос. «Он даже не мог звонить домой, потому что телефоны в тюрьме работают по распознаванию голоса, и аппарат несколько дней его просто не узнавал», — пояснила она.
В сентябре 2019 года Алла Бут рассказала, что им с мужем разрешили первое за семь лет свидание. Между тем все эти годы не утихали разговоры о том, что Виктора Бута могут обменять на кого-то из американцев, осужденных в России. И в 2022 году эти разговоры наконец обрели конкретные черты.
17 февраля 2022 года в столичном аэропорту Шереметьево была задержана американская баскетболистка Бриттни Грайнер. В багаже спортсменки нашли несколько вейпов с запрещенным маслом каннабиса. Ее обвинили в контрабанде наркотических средств и 5 марта отправили в СИЗО.
Американка выступала в России с 2015 года, защищая цвета баскетбольного клуба Уральской горно-металлургической компании (УГМК) из Екатеринбурга. Грайнер дважды выигрывала золото Олимпийских игр вместе со сборной США. Дело Бриттни Грайнер вызвало огромный общественный резонанс в Штатах: многие встали на защиту спортсменки, ее поддержал даже президент США Джо Байден, передав письмо через дипломатов.
4 августа Химкинский суд признал Грайнер виновной в контрабанде наркотиков и приговорил к девяти годам лишения свободы в колонии общего режима. Однако еще до приговора, 27 июля, администрация президента США предложила России обмен: Штаты выразили готовность выдать Виктора Бута.
Член комитета Госдумы по международным делам Мария Бутина раскритиковала инициативу Вашингтона и заявила, что вопрос необходимо доработать. Любые обмены должны проходить на равных для обеих сторон условиях, отметила депутат, поэтому в случае возвращения в США осужденного за шпионаж Пола Уилана и обвиняемой в контрабанде наркотиков Бриттни Грайнер Вашингтон должен передать Москве двоих заключенных, заявила Бутина.
Судя по всему, на протяжении последующих месяцев стороны вели напряженные переговоры, связанные с предстоящим обменом заключенными. Весь мир узнал об их итогах 8 декабря, когда в МИД России сообщили, что Виктор Бут вернулся на родину после обмена на Бриттни Грайнер.
Во внешнеполитическом ведомстве сообщили, что обмен Бута на Грайнер состоялся в аэропорту Абу-Даби. По словам вице-президента российского подразделения Международного комитета защиты прав человека Ивана Мельникова, обоих заключенных перед обменом помиловали.
Переговоры об обмене Виктора Бута на Бриттни Грайнер, который смело можно назвать главным в 2022 году, велись на высшем уровне. Уполномоченный по правам человека в России Татьяна Москалькова заявила, что главная заслуга в успехе переговорного процесса принадлежит российским спецслужбам. Кроме того, она поблагодарила российского президента Владимира Путина, МИД России и лично министра Сергея Лаврова.
Американский телеканал CNN, в свою очередь, отметил, что окончательное согласие на обмен заключенными дал президент США Джо Байден. По информации источников издания, американский лидер был «лично вовлечен» в процедуру обмена и проводил регулярные встречи с командой переговорщиков.
Впрочем, в США выдачу Виктора Бута оценили далеко не все. Экс-советник Дональда Трампа Джон Болтон назвал этот обмен «не сделкой, а капитуляцией Америки».
Дональд Трамп тоже назвал сделку по обмену Бута на Грайнер глупой и односторонней, возмутившись тем, что в обмене не участвовал Пол Уилан. А высокопоставленные чиновники Пентагона выразили озабоченность тем, что Виктор Бут может вернуться к торговле оружием в горячих точках по всему миру.
Представитель Пентагона также отметил, что в этом случае Вашингтон готов рассказать своим союзникам и партнерам о последствиях деловых контактов с Виктором Бутом, связанных с незаконным оборотом оружия.
Пока американские чиновники переживают из-за будущего Виктора Бута, он сам привыкает к жизни на свободе и уже успел немного рассказать о том, что с ним происходило за океаном. В частности, российский бизнесмен высказался о судебном процессе над ним в США.
Что касается срока в американской тюрьме, то, по словам Бута, там он не сталкивался с русофобией, а самой сложной для него была изоляция.
На кадрах видео, опубликованного Федеральной службой безопасности России, Бут рассказал, что перед обменом на Бриттни Грайнер его забрали из камеры со всеми вещами, после чего он семь часов летел до Манчестера, где около часа производилась заправка самолета, и еще семь часов — в Абу-Даби.
Что касается дальнейших планов, по словам Бута, для начала он хотел бы хорошо выспаться. При этом бизнесмен заверил, что чувствует себя счастливым, вернувшись в Россию.