Интернет и СМИ
00:01, 13 января 2023

Наркотики теперь рекламируют в метро и на улицах Москвы. Как война за наркорынок России вышла за пределы даркнета?

Олег Давыдов (Редактор отдела «Интернет и СМИ»)
Фото: Andrei Kasprishin / Reuters

Закрытие в 2022 году «Гидры» — крупнейшего в мире маркетплейса с наркотиками — спровоцировало настоящую кибервойну в даркнете, теневом сегменте интернета, который к тому моменту стал основным каналом сбыта наркотиков в России. Ее участники претендуют на освободившееся место монополиста, которое сулит победителю многомиллионные сверхприбыли. Столь высокие ставки — причина расширения пиар-стратегий наркокартелей: нелегальные организации, традиционно предпочитавшие оставаться в тени, теперь размещают рекламу крупных даркнет-площадок и в видео популярных стримеров, и на YouTube, и даже в «Москва-Сити», а также нелегально расклеивают ее в столичном метро. «Лента.ру» разобралась в том, почему продающие наркотики ресурсы перестали бояться публичности.

«Лента.ру» не поддерживает деятельность нелегальных площадок и напоминает об уголовной ответственности за приобретение товаров и услуг в теневом сегменте интернета.

Наркоплощадки вышли на улицы

В последние несколько месяцев названия крупных маркетплейсов, ориентированных на продажу наркотиков, стали известны даже тем, кто к психоактивным веществам (ПАВ) не испытывает никакого интереса. Причина тому — сразу несколько крупных пиар-акций, вышедших далеко за пределы даркнета.

Наиболее громкая история произошла вечером 19 декабря 2022 года, когда автобус с рекламой маркетплейса Kraken (на него нанесли название маркетплейса и QR-код, ведущий на его страницу) перекрыл две полосы на Новом Арбате неподалеку от министерства иностранных дел. Как удалось выяснить журналистам, организаторы акции заплатили за старый МАЗ 100 тысяч рублей, причем наемный водитель, не знавший истинного смысла происходящего, не только сам его купил на присланные деньги, но и зарегистрировал на себя. После этого он должен был за 15 тысяч рублей в день рассекать по просторам Московской области, но, почуяв неладное, отказался. В итоге акция стала еще более масштабной, тем более что, по утверждениям ряда Telegram-каналов, посвященных даркнет-тематике, силовики начали убирать автобус только через час. За это время приехавшие на нем молодые люди успели пофотографироваться на память и сжечь несколько фаеров.

Эта акция стала одной из двух наиболее заметных для Kraken: еще осенью 2022 года, до того как маркетплейс, именующий себя наследником «Гидры», увидел свет, на одном из рекламных кубов в «Москва-Сити» появилось мифическое существо кракен, символизирующее скорый запуск проекта.

Похожий пиар-ход с QR-кодом на наружной рекламе испробовал и маркетплейс Mega, правда, его аудитория оказалась не столь масштабной: в столичном метро расклеили около 30 листовок с QR-кодом маркетплейса. Реклама успела провисеть несколько дней. Непосредственных исполнителей акции удалось задержать: ими оказались два 19-летних парня, которым, вероятнее всего, будет грозить административное наказание за пропаганду наркотиков.

До выхода на улицы городов эти и другие крупные маркетплейсы не стеснялись активно продвигать свои бренды в клирнете. Именно это спровоцировало первую и пока единственную заметную реакцию государства.

На пиар-акции ответила Мизулина

После того как наркоплощадки вышли за пределы даркнета, но еще до того, как они начали доставлять неудобства столичной транспортной системе, нелегальные ресурсы начали обживать стриминговые платформы и YouTube. Никакой публичной реакции от властей не последовало, зато на ситуацию обратила внимание глава Лиги безопасного интернета и член Общественной палаты России Екатерина Мизулина — именно возглавляемая ей организация попросила МВД проверить два выпуска программы блогера Юрия Дудя (внесен Минюстом в реестр иноагентов) на предмет пропаганды наркотиков; позднее блогера признали виновным и оштрафовали на 100 тысяч рублей. Собрав в отдельном посте в своем Telegram-канале примеры такой рекламы, она пообещала направить обращение в Роскомнадзор и профильное управление МВД страны.

«Подобную рекламу может в своих группах или стримах ставить либо человек, который сам находится в измененном состоянии, либо марионетка в руках наркомагазинов, готовый на все ради сиюминутной прибыли», — возмутилась Мизулина.

Отдельно от главы Лиги безопасного интернета досталось блогеру Некоглаю (настоящее имя — Николай Лебедев), которого в конце ноября выдворили из России за пародию на российского военного. Вернувшись в родную Молдавию, Лебедев начал появляться на стримах в футболке с логотипом одной из площадок, утверждая при этом, что на самом деле он рекламирует одноименный файлообменник.

После критики со стороны Мизулиной Некоглай провел отдельный стрим, на котором заявил, что «резонанс вокруг его рекламы является проплаченной властями акцией с "пропагандой ненависти и прочего"» (цитата — по одному из даркнет-медиа). Саму Мизулину блогер назвал бенефициаром своей отмены, после чего обвинил руководителя Лиги безопасного интернета в организации травли со стороны других стримеров.

В рекламе наркотических маркетплейсов Мизулина обвинила и рэпершу Инстасамку (настоящее имя — Дарья Зотеева): «Исполнитель Инстасамка в погоне за сверхприбылью рекламирует магазины по продаже наркотиков (статья УК РФ 228.1), а проведенные ею концерты имеют нарушения, связанные с развратными действиями по отношению к детям», — отметила член Общественной палаты.

Однако угроза, с которой пытается сражаться Мизулина, ощутимо масштабнее, чем отдельные, пусть и достаточно популярные стримы или исполнители. Даркнет-медиа («Лента.ру» не может привести ссылки на конкретные публикации, так как подобные ресурсы посвящены культуре употребления ПАВ и зачастую сами рекламируют различные наркоплощадки или принадлежат им) сообщают о том, что маркетплейсы начали продвигать себя массовыми рассылками в мессенджерах, а также легально закупленной рекламой в популярных социальных сетях.

Даркнет-магазины начали сотрудничать с серьезными пиар-специалистами

Настолько крупные пиар-акции, по мнению тех, кто наблюдает за событиями в даркнете, стали возможны именно из-за развала прежнего монополиста — «Гидры». Борющиеся за место главного даркнет-маркетплейса площадки (в первую очередь Kraken, Mega, Solaris, OMG, RuTor и BlackSprut) инвестируют серьезные средства именно в публичное продвижение в надежде переманить аудиторию «Гидры» на свой ресурс.

Чем была и как закрылась «Гидра»

«Гидра» появилась в 2015 году после слияния двух крупных даркнет-площадок, занимавшихся продажей наркотиков (WayAway и Legal RC). Ресурс сначала стал значимой частью внутреннего рынка, а потом, победив в 2017 году в жесткой конкурентной борьбе предыдущего монополиста (RAMP), занял его нишу. Тем событиям «Лента.ру» посвятила масштабное расследование «Россия под наркотиками».

Со временем маркетплейс стал крупнейшим в мире, расширив свое влияние на страны СНГ. По данным «Ленты.ру», в 2019 году за день устанавливалось более 13 тысяч закладок на общую сумму 227 миллионов рублей. По оценкам немецкой полиции, только в 2020 году на «Гидре» продали незаконных веществ на сумму 1,23 миллиарда евро. Похожие данные приводят аналитики Flashpoint, которые подсчитали, что общая ежегодная сумма транзакций на площадке выросла с 9,4 миллиона долларов в 2016 году до 1,37 миллиарда долларов в 2020-м. В том же году на долю «Гидры» пришлось 18,4 процента от мирового оборота незаконной криптовалюты (772 миллиона долларов).

«Гидра» перестала открываться у пользователей рано утром 5 апреля 2022 года. Это стало следствием спецоперации немецкой полиции, которой удалось установить физическое местоположение серверов площадки и отключить их. Позже появились данные о том, что закрытие «Гидры» могло быть частью санкционного давления стран Запада в ответ на начало специальной военной операции на Украине.

На следующий день после закрытия проекта Калифорнийский суд выдвинул официальные обвинения против россиянина Дмитрия Павлова, который был назван одним из создателей «Гидры». Спустя неделю его арестовали в Москве, а летом суд наложил арест и на его имущество, в том числе на криптокошельки. Детали о ходе следствия в прессу не просачивались, а модераторы и команда «Гидры» основали новый проект — Kraken.

«В течение следующего года-двух даркнет будет серьезно расширен в результате рекламной деятельности многих площадок, — уверен известный в даркнет-кругах аналитик, скрывающийся под ником Disputman. — На данный момент маркетплейсы вливают огромные средства для рекламы в "белой" части Telegram — она появляется в новостных ресурсах, безобидных мем-сообществах и так далее».

Как удалось выяснить «Ленте.ру», практически все претенденты на место монополиста вложились в профильные пиар- и маркетинговые департаменты. В разговоре с редакцией представитель маркетплейса Kraken намекнул, что сотрудники площадки, отвечающие за пиар, занимают достаточно серьезные должности в крупных компаниях. Это, с одной стороны, подтверждает готовность маркетплейсов к высоким затратам на борьбу за гегемонию на сверхприбыльном рынке. С другой стороны, это разрушает миф о том, что онлайн-наркоторговлей занимаются люди без специального образования: еще во времена «Гидры» крупные картели привлекли к работе профессиональных химиков, медиков и контрольных закупщиков.

$ 1,37 млрд
составила общая годовая сумма транзакций на «Гидре» в 2020 году

«С самого начала перед нами стояла задача собрать команду сотрудников с серьезным опытом в таких сферах, как IT, маркетинг, пиар и коммуникации и так далее. Они работают в том числе в крупнейших российских компаниях, и задача по их рекрутингу была достаточно сложной. При этом у каждого подобного специалиста в Kraken — своя зона ответственности, вмешиваться в которую извне строго запрещено», — заявил в беседе «Ленте.ру» представитель Kraken.

Специалисты, сотрудничающие с нелегальными магазинами, всерьез взялись за обеление имиджа наркомагазинов. Все новые площадки активно стараются избавиться от клейма криминальных группировок и пытаются сменить тональность отношения к ним в клирнете с ярко негативной на нейтральную. Именно с этой целью они убеждают пользователей в том, что приглашают профессиональных химиков, которые якобы следят за качеством продаваемых веществ, и предлагают покупателям много сопутствующих услуг.

В Kraken отказались уточнять, как именно были организованы наиболее крупные пиар-акции маркетплейса, в частности в «Москва-Сити». Однако из приватных бесед «Ленты.ру» с другими игроками рынка и даркнет-аналитиками можно сделать вывод, что для этого использовались в том числе и легальные каналы: не исключено, что Kraken воспользовался низкой осведомленностью владельцев рекламных пространств о брендах даркнета.

Даже в даркнете не все одобряют размах пиар-акций

Подобные методы работы даже в теневом сегменте интернета поддерживают далеко не все. Отдельные аналитики и профильные Telegram-каналы высказывают мнение о том, что маркетплейсам придется отказаться от больших публичных акций, поскольку полиция и спецслужбы рано или поздно обратят внимание на них, если уже не сделали этого. Очевидное тому доказательство, по мнению даркнет-медиа, — то внимание, которое уделяет этой теме в последнее время Мизулина.

«Все эти действия неминуемо ведут к вводу уголовной ответственности за рекламу наркотиков, о чем раньше даже никто не говорил. И самое забавное, что наркоплощадки особо не пострадают; получат блогеры, которые считают площадки своими партнерами», — уверена создательница и владелица одного из крупнейших магазинов по продаже наркотиков.

Однако пока работе маркетплейсов ничего не препятствует, они продолжают свою экспансию в клирнет. Крупные площадки вкладываются не только в рекламу, но и в развитие представительств в обычном интернете. К примеру, в ту же «Гидру» можно было попасть только с помощью браузера Tor.

Почему браузер Tor популярен в даркнете

Браузер Tor, в отличие от всем привычных приложений, используется для так называемой луковой маршрутизации. Этим термином обозначается целая система сетевых узлов, каждый из которых получает информацию в зашифрованном виде, что позволяет устанавливать полностью анонимное соединение. Наглядно передачу данных в Tor можно сравнить с запутанной системой виртуальных тоннелей, по которым информация движется от одного узла к другому. При этом ни один из узлов ничего не знает ни о предыдущей, ни о следующей точке в маршруте данных.

Столь сложная схема, по мнению владельцев даркнет-ресурсов, отпугивала многих потенциальных покупателей. Использование представительств этих площадок в клирнете тоже требует от клиентов наличия специальных приложений, однако после блокировки в России некоторых американских соцсетей количество их пользователей существенно выросло. Tor же, который нуждался пусть в небольшой, но все же требующей определенных усилий настройке, в итоге выпал из цепочки.

«Такой активный охват "белой" аудитории наркоплощадками приносит свои плоды и наркодилерам. Я общался не с одним десятком продавцов, которые открыты почти на всех маркетплейсах и в Telegram, и их прибыли уже намного превысили прибыли с "Гидры". Происходит это все по той же причине активного привлечения трафика, чем "Гидра" в последнее время вообще не занималась. Если говорить проще, то суммарная аудитория всех наркоресурсов по покупке уже куда больше, чем на почившей 5 апреля площадке», — констатировал даркнет-аналитик Disputman.

В даркнете достаточно популярно мнение, что «Гидра», будучи монополистом, росла сама по себе: пользователи по всей России знали об исключительном рыночном статусе проекта, из-за чего у него не было конкурентов, а у покупателей — альтернативных источников.

Борьба за доминирование на рынке продолжается девять месяцев

Война в даркнете между ключевыми площадками (Kraken, Mega, Solaris, BlackSprut, а также OMG и RuTor, которые могут быть связаны друг с другом) развивается на протяжении всего времени после распада «Гидры», в ней в том или ином виде принимают участие и небольшие нишевые игроки. Противостояние в конечном счете сводится к созданию альянсов, перекрестным DDoS-атакам (хотя, например, представитель Kraken в разговоре с «Лентой.ру» отрицал применение этой тактики), а также попыткам деанонимизировать конкурентов. В последнем принимают участие различные хакерские объединения, зачастую анонимные, которые нередко гонятся не за уничтожением конкретного маркетплейса по заказу его противника, а преследуют цель уничтожить российский даркнет-рынок в принципе — из патриотических убеждений.

Впрочем, использование этих тактик пока не принесло ни одному из ресурсов очевидного преимущества. Существующие в даркнете оценки количества пользователей и числа проведенных сделок на различных маркетплейсах серьезно различаются между собой, профессиональных же исследований пока никто не проводит в силу закрытого характера самой отрасли.

Ключевым витком последнего времени стал запрет для продающих наркотики магазинов на размещение на Kraken, который ввели Mega, Solaris и BlackSprut. Наказание за это — закрытие наркошопа на этих трех площадках. По задумке авторов этой инициативы, крупные игроки должны в итоге выбрать их ресурсы, а не Kraken, который был запущен гораздо позже — в декабре 2022 года — и потому не набрал пока критической массы пользователей. Если бы серьезные дилеры отказались в итоге от Kraken, это с высокой степенью вероятности не позволило бы маркетплейсу принимать участие в битве за даркнет.

«Исходя из наблюдений дилеров, на данный момент крупные шопы в бан не отлетают. Представитель одного из магазинов ранее писал о том, что сообщество продавцов якобы стало более сплоченным в последнее время. И некоторые магазины, видимо, действительно договорились игнорировать новое правило, ибо я не могу иначе объяснить, почему некоторые крупные дилеры размещают свои магазины сразу на двух конкурирующих площадках. Сделано это с простой целью: маркетплейсам невыгодно банить крупные шопы, это приведет к заметным издержкам. И магазины, понимая это, решили не удаляться», — пишет Disputman.

Основная причина, по которой только что увидевший свет Kraken вызывает беспокойство других, объективно более крупных маркетплейсов, в том, что Kraken позиционирует себя наследником «Гидры». Этот тезис стал краеугольным камнем пиар-стратегии площадки, именно на его поддержание направлено серьезное финансирование.

Оценить объективность этих заявлений достаточно сложно. Доподлинно известно лишь то, что модераторы, работавшие на «Гидре», перешли на работу в Kraken, а дизайн ресурса фактически повторяет дизайн почившего монополиста.

Стратегические оценки аналитиков сводятся к тому, что противостояние пяти крупнейших наркоплощадок будет продолжаться и дальше. Раньше некоторые из них надеялись на мгновенную или как минимум очень быструю победу над конкурентами. Теперь же в приватных разговорах с «Лентой.ру» они называют другие сроки — от года.

В этой ситуации многие пытаются оценить не только рыночный эффект. Сам размах происходящих в даркнете событий и выход наркоплощадок в клирнет и физический мир говорят о том, что государство пока не может решить проблему наркоторговли — впрочем, пока с этим не справилась ни одна страна в мире. Наркодилеры смогли выжить и приспособиться даже к мгновенному отключению ключевого и по сути единственного игрока.

При этом даркнет-аналитики, рассуждающие о перспективах новых маркетплейсов, в своих публикациях даже не упоминают возможные риски, которые может создать для нелегального рынка вмешательство государства или силовых структур. Представители всех площадок уверены, что с ними точно не повторится история, приведшая к падению «Гидры». Представитель Kraken в разговоре с «Лентой.ру» заявил, что эта площадка децентрализовала свою инфраструктуру, то есть сделала так, что у нее нет единого «рубильника», которым можно отключить весь ресурс. Об «уникальных архитектурах» говорят и представители других маркетплейсов — правда, проверить эти сведения удастся только в ходе спецоперации по их закрытию.

< Назад в рубрику