Планета с каждым годом все больше погружается в климатический кризис и с трудом выкарабкивается после очередного стихийного бедствия. Влияние на природу оказывают многие индустрии, и производство фильмов не стало исключением. Съемки и даже показ кино и сериалов приводят к выбросам тысяч тонн парниковых газов, что в перспективе приводит к плачевным последствиям. Проблему усугубляет использование пластика и вещей из других неразлагающихся материалов. Некоторые компании заявили о переходе к устойчивому развитию, но часть амбициозных планов пока существует только на бумаге. Фильм-катастрофа — в материале «Ленты.ру».
Затаившаяся опасность
Анализом вреда от кинопроизводства специалисты занимаются не первый год и накопили немало данных. Подсчеты ведут не только экологи, но и профильные организации, такие как Британский институт кино (BFI) и альянс устойчивого кинопроизводства (SPA, Sustainable Production Alliance), в который входят главные игроки рынка — Amazon Studios, Disney, Fox, Netflix, Sony Pictures Entertainment, WarnerMedia.
Проблемы начинаются на стадии съемок: по данным SPA, за один день работы над большим высокобюджетным проектом в атмосферу в среднем выбрасывается около 33 тонн CO2. Общий углеродный след подобного фильма будет превышать 3 тысячи тонн.
Сходные цифры получили и в британском BFI: съемки блокбастера с бюджетом от 70 миллионов долларов в среднем приводят к выбросам 2,8 тысячи тонн углекислого газа — столько за год поглощают почти 1,5 тысячи гектаров леса.
Основная проблема при съемках — использование ископаемого топлива, приводящее почти к половине всех выбросов. Вносят свой вклад и перелеты съемочной группы, и активный расход электроэнергии, и, хотя и в меньшей степени, необходимость размещать всю команду в отелях и иных местах проживания.
Кино напоминает цирковую индустрию. Мы приходим, разбиваем лагерь на некоторое время, а затем уходим. Но для всего этого требуются тонны энергии, транспорта и дизельных генераторов
Отдельно подсчитан и углеродный след сериалов. По американским оценкам, для одной часовой серии он составляет 77 тонн углекислого газа. В этом сегменте уровень вреда зависит от типа съемки. На получасовую серию, снятую одной камерой, приходится 26 тонн CO2. Если эпизод в 30 минут снимают несколькими камерами (что, как правило, занимает меньше времени), в атмосферу попадает 18 тонн вредных веществ.
По оценкам проекта albert, связанного с Британской академией кино и телевизионных искусств (BAFTA), производство часа продукции для телевидения приводит к 13 тоннам выбросов. Для понимания масштаба: одной тонны выбросов достаточно для таяния трех квадратных метров морского льда.
Самый существенный вред для климата связан с производством контента, однако с выбросами сопряжен и показ фильмов — уровень зависит от типа вещания. Для телевидения, например, объемы приводятся незначительные. По оценке французской спутниковой компании Eutelsat, в течение одного часа трансляции спутникового телевидения в атмосферу выбрасывается 0,11 грамма углекислого газа — сопоставимо с вредом от поездки на машине на расстояние 0,5 метра. По другим типам телевидения значения несколько выше, но все равно сравнительно невелики.
углекислого газа выбрасывается во время съемок блокбастера с бюджетом от 70 миллионов долларов
Большее беспокойство вызывает потребление контента в интернете, и в особенности популярность потоковых мультимедиа. Так, за просмотром десяти лучших шоу Netflix, включая «Игру в кальмара», «Очень странные дела» и «Бриджертонов», пользователи в общей сложности провели более шести миллиардов часов в первые 28 дней после их появления на сервисе. Из подсчетов организации Carbon Trust следует, что за указанный период в атмосферу выделилось столько же парниковых газов, как во время поездки на машине на расстояние 1,8 миллиарда километров (это сопоставимо с расстоянием между Землей и Сатурном).
Однако оценки вреда от Netflix у разных специалистов разнятся, а подсчеты пересматриваются. Например, в 2019 году организация Shift Project заключила, что 30-минутный просмотр контента на Netflix связан с 1,6 килограмма углекислого газа, выброшенного в атмосферу, — столько же выделяется, если проехать на автомобиле около 6,5 километра. Но через год аналитики повторно изучили данные и исправили цифру на 0,2 килограмма CO2 за получасовой ролик.
Некоторые эксперты, впрочем, принципы таких подсчетов критикуют.
В корректности данных усомнился аналитик Международного энергетического агентства (МЭА) Джордж Камия: он заявил, что объем потребления электроэнергии потоковыми сервисами сильно преувеличивается. По собственным подсчетам специалиста, от просмотра 30-минутного видео на Netflix выбрасывается в среднем столько же углекислого газа, как при поездке на автомобиле протяженностью 100 метров.
Кроме того, подчеркнул Камия, объем выбросов зависит от способов генерации электроэнергии: чем выше доля зеленых источников, тем ниже углеродный след от просмотра сериалов на сервисе. Во Франции, например, он составляет два грамма CO2 за полчаса просмотра. В то же время эксперт предрек, что со временем воздействие потоковых сервисов на окружающую среду будет расти.
Революционеры индустрии
В Netflix не отрицают негативного воздействия на природу и наравне с другими кинокомпаниями на протяжении нескольких лет ищут способы улучшить ситуацию, в первую очередь на стадии производства. Netflix в своей программе Net Zero + Nature пообещал к 2030 году на 45 процентов сократить свои выбросы относительно уровня 2019 года. В компании также стремятся поддерживать проекты по спасению природы, в том числе перечисляя средства на защиту лесов. По данным компании, в 2021 году они предотвратили попадание в атмосферу 14 тысяч тонн углекислого газа. К этому периоду на своих съемочных площадках компания частично перешла на электромобили, а дизельные генераторы были заменены электрическими батареями и водородными установками.
Похожие методы использует медиахолдинг WarnerMedia. Среди прочего во время съемок компания пользуется светодиодными лампами, отключает оборудование в перерывах или выставляет таймеры для работы. Кроме того, конгломерат старается приобретать компостируемые продукты и переработанную бумагу. Наравне с коллегами отказываться от ископаемого топлива при создании фильмов решили The Walt Disney Company, Amazon и Sony Pictures
Разработкой зеленых руководств для индустрии занимаются BAFTA и Гильдия продюсеров Америки (GPA), конкретные меры для стабилизации ситуации также разработал SPA. Среди прочих мер предложено как можно скорее перевести индустрию на электрический транспорт и использовать низкоуглеродное топливо, а также требовать от производителей фильмов и сериалов отчетности.
На некоторых съемочных площадках появляются особые менеджеры, следящие за соблюдением экологических требований. Например, такой специалист контролировал процесс создания фильма «Новый Человек-паук: Высокое напряжение», вышедшего на экраны в 2014 году. Во время съемок собрали более 49 тонн одежды и другого текстиля, которые можно использовать повторно или переработать, пожертвовали в приюты почти шесть тысяч порций еды, посадили деревья в одном из парков Нью-Йорка и использовали минимальное количество пластиковых бутылок. В общей сложности команда фильма не позволила оказаться на свалке половине отходов и сэкономила более 400 тысяч долларов.
На рынке уже работают целые агентства, помогающие минимизировать вред кинопроизводства на разных стадиях, а заодно сократить расходы. Организации Earth Angel за 13 лет работы удалось не только заметно снизить выбросы в индустрии и передать на благотворительность десятки тысяч килограммов различной продукции, но и сэкономить своим клиентам 1,2 миллиона долларов.
Особое место в киноиндустрии занимают премии, которые стали уделять больше внимания климатической повестке. Так, 73-я церемония вручения наград премии BAFTA в 2020 году впервые получила сертификат углеродной нейтральности: в частности, красная ковровая дорожка на мероприятии была сделана из переработанных материалов.
Выразить обеспокоенность состоянием окружающей среды представители киноиндустрии решили и на «Оскаре». Звезды стали появляться в нарядах из переработанных материалов или в одежде, которую уже надевали на другие мероприятия. В 2020 году актер Хоакин Феникс пять раз выходил на красные дорожки в одном и том же смокинге от Stella McCartney. Он побывал в нем на «Золотом глобусе», кинопремии «Выбор критиков», премии Гильдии киноактеров, BAFTA и «Оскаре». Таким образом актер решил внести свой вклад в сохранение планеты и снизить количество отходов. «Этот человек — победитель. Он сделал выбор в пользу будущего планеты и всех живых существ», — написала тогда модельер Стелла Маккартни.
Фото: Dave Starbuck / Geisler-Fotopress / Globallookpress.com
Не все знаменитости оказались готовы последовать примеру Феникса и обеспечили сменяемость образов другими способами. Актриса Сирша Ронан появилась на 92-й церемонии награждения премии «Оскар» в платье модного дома Gucci, верхняя часть которого была сделана из наряда, в котором звезда позировала ранее на красной дорожке BAFTA. Американская модель Белла Хадид выбрала изысканный способ не вредить планете: в 2021 году на Каннском кинофестивале она отказалась от нового образа и предстала в винтажном платье от Jean Paul Gaultier 2002 года.
Многие деятели культуры подходят к заботе об экологии еще серьезнее и даже становятся климатическими активистами. Например, актер Леонардо Ди Каприо основал фонд для помощи планете, регулярно участвует в профильных мероприятиях и реагирует на просьбы жителей тех мест, которые пострадали от стихии. Летом 2021 года к Ди Каприо обратилась жительница Якутии и попросила помочь с тушением масштабных пожаров. Актер пообещал связаться с местными властями, чтобы обсудить ситуацию, однако региональные чиновники заявили, что полностью контролируют ситуацию.
Актер пользуется своим статусом, чтобы привлечь внимание к проблеме и на мировом уровне. Так, в 2021 году во время конференции COP26 в шотландском Глазго он через Twitter обратился к генеральному секретарю ООН Антониу Гутерришу и мировым лидерам с просьбой спасти человечество и принять меры для решения климатического вопроса.
В ООН давно предупреждают о страшных последствиях бездействия в климатическом вопросе. На конференции COP27 в Египте Гутерриш заявил, что человечество на полном ходу мчится по шоссе в климатический ад, держа ногу на акселераторе. Ответственность за предотвращение такого развития событий лежит не только на гигантах промышленности, но и на таких сферах, как киноискусство. В противном случае последствия могут быть чрезвычайно опасными: апокалипсис, который часто становится темой современных фильмов, будет существовать не только на экране, он станет реальностью человечества.