С каждым годом поток новобранцев практически во всех крупных западных армиях мира становится все меньше и меньше. С недостатком молодой крови уже столкнулись вооруженные силы таких крупных государств, как США, Великобритания, Германия и Индия. Проблема недобора солдат и офицеров не обошла стороной и Японию, которая и так страдает от стремительно стареющего населения. Но ситуация внутри Сил самообороны могла бы быть еще хуже, если бы высшие армейские чины не додумались перезагрузить машину пропаганды, включив туда, пожалуй, самый мощный на данный момент национальный инструмент распространения японской культуры — аниме. Почему японские власти решили использовать анимационных героев для привлечения новобранцев в армию, как к этому относится японская молодежь и какие проблемы в Силах самообороны Японии удалось решить с помощью аниме — в материале «Ленты.ру».
Первые попытки использовать анимацию в военном агитпропе были предприняты японскими аниматорами во время Второй мировой войны.
Так, во время Второй мировой войны в 1943 году вышел первый в истории страны полнометражный анимационный фильм «Момотаро и его морские орлы», а два года спустя — «Божественные моряки Момотаро».
Однако после поражения в войне и принятия новой Конституции Японии, запрещающей войну как способ решения конфликтов, военная тема в анимации была табуирована обществом, которое всячески избегало любого намека на милитаризм.
Из памяти людей еще не ушли воспоминания о громадных людских потерях со всех сторон и трагедии Хиросимы и Нагасаки, поэтому единственным исключением стали антивоенные анимационные ленты.
Долгое время Япония, формально не имеющая армии, но прочно занимающая позицию в топ-10 рейтинга боевой мощи вооруженных сил в мире, не испытывала особой необходимости в пропаганде военной службы.
Но к началу 2010-х годов такая потребность появилась — в стране усугубилась проблема с рождаемостью и с демографическим старением населения (средний возраст японских военнослужащих вырос с 32,2 года в 1991 году до 36 лет в 2014 году), а из-за растущих амбиции Китая и развития ракетной программы Северной Кореи политическая обстановка в регионе стала еще более нестабильной.
В октябре 2011 года в японском сегменте интернета широко завирусились фотографии вертолетов 4-й противотанковой эскадрильи из города Кисарадзу. Общественность была в восторге от аниме-маскотов на бортах машин, соседствующих с уставным камуфляжем. Позднее выяснилось, что четыре персонажа, сестры Кисарадзу, были придуманы с нуля пилотами в сотрудничестве с местным иллюстратором Такаши Фудзисавой в честь 20-летия подразделения.
Реакция командования Сухопутных сил Самообороны Японии, которому подразделение подчинялось, не заставила себя долго ждать. Руководство предписало «привести внешний вид боевых машин к надлежащему виду».
Успех этой задумки дал ход и другим подобным инициативам.
Результатом сотрудничества стало возросшее количество аниме, которое создается при непосредственном участии военнослужащих и специалистов-консультантов, не говоря уже об информационной поддержке Сил самообороны, охотно использующих популярных среди молодежи (в том числе и мужчин до 35 лет) героев на плакатах и мотивационные ролики, призывающие на службу как парней, так и девушек.
К концу 2019 года машина аниме-пропаганды вышла на полную мощность: за 10 лет в телеэфире появилось множество анимационных сериалов и комиксов, в которых фигурировали такие сюжеты и сцены, как девушки танкисты и моряки, участвующие в турнирных состязаниях друг против друга, или японские десантники, громящие с вертолетов средневековую пехоту в альтернативном фэнтезийном мире с эльфами, магией и драконами.
Помимо этих безумных сюжетов, зрители и читатели могли ознакомиться с аниме и мангой с более традиционной фабулой, где раскрывалась ежедневная рутина и быт обычных пехотинцев, моряков и служащих Военно-воздушных сил, чтобы показать, что Силы самообороны Японии уже давно не являются образцом самурайской военщины с жесткой дисциплиной и издевательствами, как это было во времена Второй мировой войны.
Как промежуточный результат рекрутеры Сил самообороны прекратили чураться посещать различные ежегодные мероприятия и фестивали, посвященные популярным аниме, считая, что их стенд останется без какого-либо внимания со стороны посетителей.
Масштабный поворот военных в сторону массовой культуры на деле имел еще одну, не менее важную задачу.
Бывший премьер-министр Японии Синдзо Абэ с 2012 года предпринимал попытки изменить отношение общества как к армии, так и к военной службе, которая несмотря на усилия властей проигрывает по престижу профессии врача, юриста или даже госслужащего.
Синдзо Абэ считал, что Японии необходимо укреплять свой военный потенциал для противодействия растущим угрозам безопасности в регионе, включая ядерную и ракетную программы КНДР, военную экспансию Китая и территориальные споры в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях. Он подчеркивал, что сильная оборонительная позиция сдержит агрессию и будет способствовать региональной стабильности.
И что вооруженные силы не существуют лишь для того, чтобы «проедать деньги налогоплательщиков и сидеть в казарме, надеясь на то, что США сделают за них всю работу». Более того, армия стала более ориентированной на помощь людям в случае техногенных катастроф и стихийных бедствий, и сейчас проходят ежегодные учения по предотвращению их последствий, также широко освещаемых в медиа.
Правительство инициировало проведение масштабных агитационных кампаний, чтобы повысить осведомленность граждан о деятельности Сил самообороны Японии и их роли в обеспечении национальной безопасности. Наконец-то власти стали активнее использовать социальные сети и медиа для связи с общественностью, чтобы объяснить людям вероятные последствия от политики слепого пацифизма.
В свое время Синдзо Абэ даже удалось добиться изменения интерпретации статьи 9 Конституции Японии: Силы самообороны было разрешено использовать для обеспечения коллективной обороны, если один из близких партнеров подвергся нападению, — как раз на случай эскалации конфликта на Тайване или Корейском полуострове.
В целом стратегия политика включала в себя как комбинацию стратегических и политических мер, так и привлечение внимания общественности, чтобы заручиться поддержкой электората. Синдзо Абэ поддерживал эти инициативы даже после своей отставки в августе 2020 года, вплоть до его убийства от рук бывшего военнослужащего 8 июля 2022 года.
Несмотря на усилия властей, японская молодежь не принялась выстраиваться в очереди на запись в военнослужащие. По мнению Николь Сукиасянц, аналитика Института Китая и современной Азии РАН и сотрудника НИУ ВШЭ, предпринятых мер недостаточно для того, чтобы решить проблему имиджа, и Силы самообороны Японии до сих пор остаются местом для тех, у кого нет денег на образование в гражданском университете, и тех, кто не имеет четких целей в жизни.
Эксперт также отметила, что общество до сих пор настороженно относится к рабочей атмосфере в рядах Сил самообороны, и этому есть несколько причин.
Например, в 2022 году представители одной из воинских частей в префектуре Фукусима стали фигурантами крупного скандала, связанного с домогательствами и сексуальным насилием над женщиной-военнослужащей, 23-летней Риной Гонои. По ее словам, в роте из 58 человек было четыре женщины, и все они подвергались домогательствам, но боялись рассказать об этом высшему начальству из страха потерять работу. И лишь у молодой девушки такого страха не оказалось.
Она обратилась в военную прокуратуру, желая разобраться со своими обидчиками и наказать их. К маю 2022 года следователи допросили всех обвиняемых в насилии, однако уголовное разбирательство было прекращено «в связи с отсутствием свидетельских показаний». Ведь, по их словам, это было лишь «частью общения в коллективе» и «просто спаррингами по дзюдо».
В июне 2022 года девушка записала видео, в котором рассказала про случившееся в надежде на реакцию властей и общественности, чтобы «подобное больше не повторялось ни с одним человеком в рядах Сил самообороны». За пару дней видео набрало несколько миллионов просмотров и получило огромный отклик, а число подписчиков ее аккаунта в Twitter за несколько суток приблизилось к отметке 80 тысяч человек.
Следователи нехотя, но все же возобновили дело под общественным давлением. В сентябре 2022 года Сухопутные силы самообороны признали ее показания достоверными, и четверо виновных лично извинились перед ней. Расследование в их отношении продолжается.
Примечательно, но сама Рина Гонои рассказывала, что к поступлению на военную службу ее смотивировала офицер Сил самообороны, которая находилась в числе тех, кто помогал спастись и оправиться ей и ее семье во время землетрясения в марте 2011 года.
Инцидент вскрыл одну из самых главных проблем, мешающих армии повысить приток молодых военнослужащих. Стало ясно, что, несмотря на декларируемую открытость и новый образ, военные чины оказались не готовы превентивно признать и решить проблему замкнутого коллектива, склонного к токсичным проявлениям в отношении молодых военнослужащих. Вместо этого они лишь скрывали масштаб проблемы, которую в эпоху интернета не решить даже военной пропагандой и дружелюбными аниме-персонажами.
Судя по реакции Министерства обороны Японии, необходимые выводы были сделаны, и теперь армию ждут долгие годы проверок и усиленного контроля по предотвращению подобных случаев, чтобы молодые и еще не мудреные опытом люди не боялись идти служить.
Однако несмотря на накопившиеся и возникшие уже в наше время проблемы, это вряд ли остановит Японию от намерений усилить собственную армию. По мнению Владимира Нелидова, доцента кафедры востоковедения МГИМО МИД России и научного сотрудника Центра японских исследований Института востоковедения РАН, проблема недобора носит чисто технический характер.
По его словам, власти страны уже приспособились к постоянной нехватке в штатной численности подразделений и теперь устраняют потребность в кадрах для высокотехнологичных частей посредством перевода военнослужащих, например, из сухопутных частей в ВВС или ВМС с дальнейшим переобучением.
Владимир Нелидов также отметил, что несмотря на скандалы и инциденты в армии, в японском обществе с каждым годом растет уважение к военным и осознание необходимости сильных Сил самообороны, способных реагировать на агрессию против государства.
Этот фактор связан и со старением населения, ведь с каждым годом физически уменьшается количество людей с комплексом вины, заставших войну и послевоенные годы.
Молодежи это чувство не присуще — они не считают, что несут ответственность за ошибки прошлого или что Япония во всех случаях должна быть страной-пацифистом, оставаясь в нейтральном статусе.
Министерство обороны Японии сумело вовремя реализовать нужную информационную стратегию, показав, что даже государственные органы могут идти в ногу со временем. Никто и не ожидал, что под эффектом от агитпропа в армию хлынет поток из любителей аниме и манги, который полностью закроет потребности военных в новобранцах. Но без новой стратегии ситуация с комплектованием людей, вероятно, была бы хуже.
При всех проблемах армии в некоторых аспектах у нее точно есть чему поучиться. В особенности — работе структур по связям с общественностью и механизму гражданского контроля за деятельностью вооруженных сил, дабы они не превратились в автономный и закрытый от налогоплательщиков институт.