Президент Нагорно-Карабахской республики (НКР) Самвел Шахраманян подписал указ о прекращении ее существования с 1 января 2024 года. После этого спорная территория окончательно войдет в состав Азербайджана. Так закончился конфликт между непризнанным армянским государством и Баку, длившийся без малого 30 лет и унесший тысячи человеческих жизней. Однако споры вокруг этих земель начались гораздо раньше, когда Нагорный Карабах в начале прошлого века впервые вошел в состав Азербайджана. Историю многолетнего противостояния армян и азербайджанцев вспоминала «Лента.ру».
Мина замедленного действия
Карабахское ханство вошло в состав Российской империи в начале XIX века в результате русско-персидской войны 1804–1813 годов и было преобразовано в Карабахскую провинцию. С 1840 года территория входила в Шушинский уезд Каспийской области, с 1846 года — в Шемаханскую губернию (в 1859 году переименована в Бакинскую), с 1868 года — в Елизаветпольскую губернию. Во время Гражданской войны в России Карабах стал ареной яростного противоборства между армянами и азербайджанцами, образовавшими свои независимые государства.
Конфликт заморозило установление в Закавказье советской власти, выступившей в роли третейского судьи. Большевикам пришлось решать и вопрос принадлежности Карабаха. 4 июля 1921 года на заседании Кавказского бюро Центрального комитета Российской коммунистической партии (большевиков) (Кавбюро ЦК РКП (б) ) было принято решение передать территорию Армении. Однако на следующий день Кавбюро пересмотрело вопрос в пользу Азербайджана «исходя из необходимости национального мира между мусульманами и армянами».
Фото: Нуралиев Ф, Михаил Чиануров / ТАСС
С 1921 года регион как административно-территориальная единица входил в состав Азербайджанской Советской Социалистической Республики на правах широкой автономии. В 1923 году получил статус автономной области (НКАО) в составе Азербайджанской ССР.
Разумеется, реальная подоплека этого решения лежала далеко от вопросов «национального мира». Советское руководство стремилось создать на Южном Кавказе «лоскутное одеяло» из населенных армянами и азербайджанцами территорий, чтобы сделать сепаратистские устремления маловероятными: при гипотетическом отделении что армянские, что азербайджанские территории оказались бы во враждебном окружении.
Самым крупным, самым выпуклым достижением у нас в этой области является то, что разрешен так называемый карабахский вопрос. Не подлежит никакому сомнению, что перерешать этот вопрос нам не придется
Все годы существования Советского Союза азербайджанское руководство активно боролось с армянским сепаратизмом на землях Нагорного Карабаха, например, проводило политику переселения азербайджанцев на территорию карабахской автономии. Армяне также обвиняли руководство Азербайджана в «целенаправленной политике дискриминации и вытеснения» и даже этнических чистках, утверждая, что Баку намерен совершенно вытеснить армян из Нагорного Карабаха.
За годы советской власти азербайджанское население там росло куда быстрее армянского как в абсолютных цифрах, так и в процентном соотношении. Перепись 1979 года показала, что в течение полувека численность азербайджанского населения Нагорного Карабаха выросла в пять раз, а процентное соотношение в общем балансе народонаселения данного региона увеличилось с 5 до 23 процентов.
Взрыв
В 1987–1988 годах представители Карабаха обращались к советскому руководству с просьбой о передаче из состава Азербайджанской ССР в состав Армянской ССР, но не получили положительного ответа — переход НКАО из одной республики в другую мог разжечь множество других национальных конфликтов, поэтому в Москве отвергли такое предложение.
Впрочем, СССР уже начал распадаться, союзные власти были слишком заняты и не могли контролировать обстановку в регионе. В НКАО сформировалось мощное общественное движение за воссоединение с Арменией. 22 февраля 1988 года около карабахского поселка Аскеран произошли столкновения между азербайджанцами из Агдама, одного из крупнейших городов равнинной части Карабаха, милицией и местными жителями с охотничьими ружьями.
Фото: Р. Мангасарян / РИА Новости
На протяжении всего 1988 года в Нагорном Карабахе происходили межэтнические столкновения, из региона потянулись караваны беженцев. На фоне этого в Армении начались гонения на азербайджанцев, в Азербайджане — на армян. Карабах охватила полноценная партизанская война между армянами и азербайджанцами, которой руководство союзных республик только потворствовало. Кризисная ситуация вынудила советское правительство объявить в НКАО чрезвычайное положение, ввести комендантский час и перебросить туда войска. Однако по факту центральные власти уже ничего не могли сделать: попросту не хватало силовых подразделений.
После провала путча ГКЧП карабахские армяне решили брать ситуацию в свои руки. 2 сентября 1991 года была провозглашена независимая Нагорно-Карабахская Республика (НКР). После этого война стала неизбежной. Армия НКР взяла под контроль территорию Карабаха, кроме нескольких азербайджанских анклавов. В феврале 1992 года произошла самая страшная бойня этой войны — взятие азербайджанского города Ходжалы отрядами НКР. Армянские подразделения провели штурм после многомесячной осады. Жертвами атаки стали сотни мирных жителей, которых, по рассказам выживших очевидцев, расстреливали артиллерией и снайперским огнем при попытке бежать из города.
Фото: Сергей Титов / РИА Новости
В ответ азербайджанская армия предприняла попытку взять Степанакерт, однако наступление провалилось, армянам же на поле боя сопутствовал успех. Война перекинулась на прилегающие территории Азербайджана: 18 мая отряды НКР взяли и сожгли город Лачин. Республика получила сухопутный коридор, связавший ее с «материковой» Арменией.
В 1993 году вооруженные формирования НКР заняли и другие города, находившиеся вне территории Нагорного Карабаха, — Кельбаджар и Агдам. Война уже в значительной степени велась на территории Азербайджана. Руководители НКР объясняли это тем, что они должны обезопасить территории с армянским населением от артиллерийских обстрелов, создав «пояс безопасности» вокруг Карабаха. Лишь 5 мая 1994 года удалось добиться подписания перемирия — Бишкекского протокола.
Бишкекский протокол о прекращении огня подписали Азербайджан, Армения и непризнанная Нагорно-Карабахская Республика при участии России, США и Франции, которые получили статус посредников в карабахском конфликте. Согласно протоколу, Армения являлась гарантом безопасности непризнанной НКР и была обязана оказывать ей военную помощь
Итоги войны оказались катастрофическими: десятки тысяч погибших, более миллиона азербайджанцев из Нагорного Карабаха и прилегающих к нему районов стали беженцами, около полумиллиона армян покинули Азербайджан и небольшую часть бывшей НКАО, которая контролируется Баку. Были разрушены тысячи домов, некоторые села и города, в том числе Агдам, исчезли с лица земли. После войны независимость НКР не была признана ни одной страной, в том числе Арменией.
Худой мир
В последующие годы пропаганда обеих стран усердно работала над созданием образа врага в лице государства-противника. Как сформулировал журналист Томас де Ваал в своей книге о карабахском конфликте «Черный сад», азербайджанский и армянский народы находятся «в плену саморазрушительного страха и враждебности». При этом Азербайджан не скрывал, что целью его политики является восстановление территориальной целостности и возвращение всей территории Нагорного Карабаха под свой контроль.
На линии соприкосновения периодически фиксировались перестрелки, однако от масштабных военных действий стороны воздерживались. Азербайджан копил силы, перестраивал армию и заручался поддержкой международного сообщества: как резолюциями ООН, требующими восстановления территориальной целостности страны, так и выстраивая союзы с поставщиками вооружений, Израилем и Турцией. Только к середине 2010-х годов азербайджанское руководство приступило к пробе сил.
Фото: Илья Питалев / РИА Новости
Крупные обострения ситуации в Карабахе произошли в 2014 году, спустя два года в регионе снова заговорили пушки. В апреле 2016 года с обеих сторон погибло более 30 человек, десятки получили ранения. В 2016 году сообщалось о первом применении Азербайджаном боевых дронов. Обострение продолжалось четыре дня, вошло в историю как Апрельская война. Стороны при участии ОБСЕ и России договорились о прекращении огня.
В 2018 году в результате «бархатной революции» к власти в Армении пришел оппозиционер Никол Пашинян. С его приходом закончилось правление в республике так называемого «карабахского клана»: команд второго и третьего президентов Армении Роберта Кочаряна и Сержа Саргсяна, принимавших активное участие в войне за независимость НКР и сделавших свою политическую карьеру за счет конфликта в Нагорном Карабахе. Ожидалось, что приход к власти Пашиняна сможет сдвинуть конфликт с мертвой точки: для него вопрос Карабаха не столь эмоционально окрашен, а для властей Азербайджана он человек, не связанный с «сепаратистами». Однако вместо мира в Карабах вернулась война.
Снова война
Ранним утром 27 сентября 2020 года Азербайджан начал операцию «Железный кулак». Бои велись на севере и юге НКР. К октябрю азербайджанские войска установили контроль над городом Джебраил и поселком Гадрут, после чего армянский фронт рухнул. Азербайджанская армия закрепила за собой города Физули, Зангелан, Губадлы и Шуша. Военные формирования Баку были поддержаны со стороны Турции военной техникой и силой — вплоть до переброски добровольцев. Особую роль в ведении боевых действий впервые сыграли БПЛА, предоставленные Азербайджану Анкарой.
Фото: Areg Balayan / ArmGov / PAN Photo / Reuters
Конфликт завершился 10 ноября подписанием соглашения о прекращении огня. Его подписали Армения, Азербайджан и Россия. По новому трехстороннему договору о перемирии Азербайджан вернул себе контроль над семью районами Нагорного Карабаха, в том числе заполучив такие символы этого региона, как Шуша и Гадрут. В итоге Азербайджан занял 70 процентов непризнанной республики, вернув туда азербайджанское население, а местные армяне массово бежали.
По итогам конфликта премьер-министр Армении Никол Пашинян назвал число жертв 44-дневной войны: 3773 погибших, 243 человека пропали без вести. Позднее, 19 января 2022 года, Следственный комитет республики сообщил, что число военнослужащих и гражданских лиц, убитых в Республике Арцах (армянское название Нагорного Карабаха) и в Армении, составило 3809 человек.
На четвертый-пятый день войны мне было понятно, что все это плохо кончится
Глава Азербайджана осенью 2021 года заявил, что в Карабахе во время 44 дней боевых действий погибло около трех тысяч азербайджанских солдат.
В ожидании развязки
Договор от 2020 года подразумевал, что Армения не только отдает большую часть районов НКР под контроль Азербайджана, но и проводит демилитаризацию Нагорного Карабаха и выводит оттуда свои военные подразделения. В регионе должен был остаться только российский миротворческий контингент. Но этого, по заявлению азербайджанской стороны, сделано не было, поэтому локальные стычки и провокации вдоль границы продолжаются и по сей день.
При этом были предприняты попытки для мирного урегулирования. 6 октября 2022 года в Праге прошла четырехсторонняя встреча президента Азербайджана Ильхама Алиева, премьера Армении Никола Пашиняна, президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана и президента Франции Эммануила Макрона. По итогам азербайджанская и армянская стороны подписали заявление о признании границ друг друга в рамках соглашений 1991 года.
Позже страны снова заявили о признании территориальной целостности друг друга на заседании Высшего Евразийского экономического совета в Москве. Но, как подчеркнул Пашинян, это возможно только при условии гарантий безопасности армянского населения Нагорного Карабаха. В Баку же отказались обсуждать вопросы дальнейшей судьбы региона с кем-либо, кроме карабахских армян.
Мы неоднократно заявляли, что не будем обсуждать свои внутренние дела ни с одной страной. Карабах — наше внутреннее дело
С 12 декабря 2022 года обстановка в регионе осложнилась из-за начавшейся транспортно-энергетической блокады оставшейся армянской части Нагорного Карабаха. Все началось под видом акции экоактивистов, выступавших против «незаконной эксплуатации природных ресурсов» и, предположительно, поддерживаемых азербайджанским правительством. Они перекрыли трассу Степанакерт — Горис в районе города Шуши, тем самым заблокировав Лачинский коридор — единственную дорогу, связывавшую республику с Арменией, свободное передвижение по которой было гарантировано трехсторонними договоренностями 2020 года.
Ереван воспринял перекрытие трассы как блокаду, которой оно де-факто и стало: Нагорный Карабах оказался отрезан от путей поставок продуктов, энергоресурсов, товаров первой необходимости. В остававшихся неподконтрольными Азербайджану районах республики разразился гуманитарный кризис.
Фото: РИА Новости
Дождавшись благоприятной международной обстановки, Азербайджан принял решение окончательно решать карабахский вопрос силой. Меньше чем за сутки сопротивление местных армянских сил было сломлено, сама Армения оказалась не готова к боевым действиям, Никол Пашинян принял решение не задействовать армию в боевых действиях. Сейчас между бывшими властями НКР и Баку идут переговоры о дальнейшем статусе карабахских армян, однако жители региона в большинстве своем предпочитают не дожидаться их итогов, а уезжать в Армению.
Весь мир считает Карабах частью Азербайджана… Никто не осудил Азербайджан. Таков закон этого мира. Нас заставят согласиться с тем, чтобы Нагорный Карабах стал частью Азербайджана. От нас уже ничего не зависит, все закончилось
Современная армянская государственность в Карабахе началась с победы в войне, за которой последовал массовый исход азербайджанских беженцев. Теперь она закончилась поражением и покидать свои дома приходится уже армянам. История НКР закончена, однако у двух народов осталось достаточно взаимной ненависти и претензий, а нынешние события лишь пополнят счет обид. Азербайджан закрыл для себя карабахский вопрос, но мир в регионе далеко не гарантирован.