Институт экономики роста им. Столыпина представил первое в России исследование с анализом миграции молодежи с точки зрения повышения привлекательности малых городов. Для страны, в которой почти 15 процентов городских жителей России проживают именно в небольших населенных пунктах, тема исследования особенно актуальна. Внимание к ней позволит по-новому взглянуть на территориальные дисбалансы и, возможно, найти работающие рецепты укрепления каркаса страны, который и формируется за счет малых городов. Подробнее — в материале «Ленты.ру».
Более 70 процентов городов России относятся к так называемым малым городам, население которых не превышает 50 тысяч человек. Большинство из них существует в режиме постепенного угасания. Связано это как с заметным сокращением населения, так и с экономическим тупиком, когда на местном уровне не хватает сил и возможностей, чтобы вдохнуть жизнь в территории, создать новые рабочие места, улучшить инфраструктуру и повысить качество жизни населения.
Между тем в малых городах проживает около 16 миллионов граждан. Это 14,6 процента от общего числа городских жителей страны. При этом 70 процентов малых и средних городов РФ испытывают депопуляцию, а также сталкиваются с кадровым дефицитом. Тенденции последних десятилетий таковы, что 75 процентов выпускников школ планируют переезд после получения среднего образования. Эксперты считают, что развернуть миграционные потоки, особенно если речь идет о молодежи, можно, изучив потребности и запросы молодого поколения. Если обеспечить их малую родину всем необходимым для жизни и самореализации и выработать долгосрочную стратегию развития, донести эти планы до граждан и убедить население в их жизнеспособности, малые города смогут стать привлекательными и получат импульс развития. По такому пути уже следуют крупные промышленные компании с предприятиями в небольших городах страны, например, производитель алюминия «Русал». Однако такие примеры пока редкость.
Круговорот миграции
Теме внутрироссийской миграции молодежи и повышения привлекательности малых городов посвящено исследование Института экономики роста им. Столыпина. Это первое исследование за последние годы, в фокусе которого оказались проблемы молодых людей, которые ищут себя и свое место на карте. Анализ их мотивации на примере конкретных кейсов, а также их взгляд на собственное будущее в составе малых городов или за их пределами позволят не только сформировать представление о ключевых факторах миграции, но и позволит нащупать «якоря» удержания населения и предложить возможные стратегии для решения проблем миграции молодежи на основе мнения респондентов, считают в ИЭР.
«Мы выбрали повестку, более близкую к жизни простого человека, которая очень важна для страны. В небольших городах мы сталкивались с проблемой, когда люди уезжают. В малых городах это оказывает давление и на предприятия, и на социальную сферу, и вообще на судьбу городов, которых в России очень много. Проблема малых городов — проблема освоенности территории. Если люди массово уезжают, территориально появляются пустые куски разрывов», — отметил исполнительный директор института Антон Свириденко, презентуя результаты исследования.
Он также подчеркнул, что за последние 30 лет на карте России появилось буквально несколько городов. Первоначальные драйверы, служившие для их создания, исчезли. Поэтому нужно сохранить имеющиеся территориальные единицы, занимаясь системно их проблемами, в результате чего жизнь в малых городах должна стать привлекательной.
Демография, депопуляция, дефицит кадров и идей
Исследование ИЭР своей целью ставило анализ причин массовой миграции из малых городов и поиск факторов, которые бы способствовали слому неблагоприятных демографических трендов. Как сообщил управляющий партнер АО «ИнтерМедиаКом» Михаил Тайц, координатор исследования, в 10 российских городах было проведено 16 фокус-групп. В результате было опрошено 186 респондентов с учетом направления миграционных потоков (в центр и на периферию).
Главными факторами центробежной миграции среди молодежи стали личные обстоятельства, особая городская среда и атмосфера того места, где молодые люди хотят проживать. Важными, однако не ключевыми стали и экономические факторы: часто выбор в пользу переезда делается с учетом перспективы обучения и трудоустройства, а также с прицелом на приобретение собственного жилья.
При этом исследование подтвердило, что у молодежи есть «якоря» удержания. Это те факторы, которые говорят в пользу того или иного места проживания. И речь не столько о социо-экономическом, но и о ценностном феномене. «Молодежь обращает внимание на комплекс объективных свойств малых городов, включающий в себя благоприятную экологическую обстановку, близость к природе, качественные социальные связи, спокойный ритм жизни, состояние инфраструктуры и перспективы развития города, трудоустройство и социальный контекст (привычный круг общения, имеющаяся база в виде недвижимости, отсутствие суеты с переездом)», — отметил Михаил Тайц.
Бизнес в помощь
Авторы исследования, опираясь на его результаты, предложили две стратегии привлечения молодежи в малые и средние города. Они назвали их «стратегия выравнивания» и «стратегия уникальности». Это принципиально разные пути. В первом случае речь идет о том, чтобы попробовать малым и средним городам сыграть в гонку с мегаполисами и постараться приблизиться к ним по уровню жизни. Эта стратегия также предполагает ориентированность на ценности большинства молодежи и, конечно, требует вливания огромных инвестиций в инфраструктуру и создание рабочих мест.
Вторая стратегия предполагает фокус на той молодежи, которая находится в поиске опоры. Это путь выстраивания долгосрочной работы по формированию нового имиджа малых городов как территорий, созданных для жизни, с особым укладом и понятными ценностями. Во главе — удержание и возвращение земляков. Эти меры относительно малозатратны, но более точечные и требуют кропотливой последовательной работы на местах. И в этом важным видится участие не только государства, но и бизнеса.
«Важно в рамках стратегического планирования увязать концепции субъектов Федерации, малых и средних городов с отраслевыми стратегиями бизнеса. Мы понимаем, что стратегия одной-двух крупных компаний в отношении населенного пункта может иметь очень важное значение. Иногда решающее для будущего малого города», — отметил начальник отдела аналитических исследований Института комплексных стратегических исследований Сергей Заверский.
Директор дивизиона «Городская экономика» АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» Ольга Захарова предложила уже сегодня создавать моду на малые города, работать над их имиджем и искать сильные стороны, подсвечивать их возможности и самобытность. «Город должен видеть человека. Люди должны развиваться и чувствовать себя в нем комфортно. Это главное. Кроме того, жизнь в малых городах чувствуется острее, если уметь ее жить, а не проживать», — отметила эксперт.
Кейс «Русала»
Предприятия одного из крупнейших в мире производителей алюминия расположены в более чем 20 городах и населенных пунктах России, в основном небольших и расположенных в Сибири. Поэтому для «Русала» отток людей из регионов в федеральные центры является особенно актуальной проблемой, и именно поэтому компания практикует стратегический подход к развитию городов своей ответственности. А с прошлого года ключевым инструментом отбора и приоритезации проектов социальных инвестиций стал индекс качества жизни и устойчивого развития городов ответственности «Русала».
С его помощью специалисты компании на основании статистических и опросных показателей оценивают сильные и слабые стороны развития каждого города по 12 основным направлениям социально-экономического и экологического благополучия, и реализуют проекты в сферах, требующих наибольшего внимания. В связке с местными властями и некоммерческим сектором бизнес работает над повышением качества и доступности услуг в сфере образования, здравоохранения и спорта, повышением удовлетворенности населения качеством жизни, в том числе состоянием социальной сферы, а также над раскрытием и реализацией потенциала молодежи.
В настоящее время «Русал» строит новые жилые комплексы, медицинские и спортивные центры, детские сады и школы в таких городах как Братск, Ачинск, Тайшет, Шелехов и Саяногорск. Помимо создания комфортной физической среды для жизни, компания уделяет большое внимание формированию условий для получения качественных социальных услуг: привлекает в построенные ранее больницы востребованных специалистов, организовывает программы повышения квалификации для учителей, обновляет материальную базу медицинских и образовательных учреждений, ведет работу со школьниками и студентами по повышению интереса к металлургии и смежным профессиям.