Жительница Тулы Екатерина Абальмаз — одна из редких цыганок, избежавших раннего брака. Она росла вне табора, получила юридическое образование, но оставила карьеру в адвокатуре, чтобы создать цыганский ансамбль и арт-фестиваль, на который съезжаются участники со всей страны. Подробнее — в материале «Ленты.ру».
«Ягори»
Катя выросла в тульском поселке Плеханово, где расположен самый большой цыганский табор в России. Ее семья живет по соседству, но отдельно от табора, так как они из кишиневских цыган, а таборные — кэлдэрары, или котляры.
Отец Кати хотел, чтобы жизнь у нее сложилась иначе, чем у других цыганских девочек. Она с медалью окончила одиннадцатилетку и поступила в юридический вуз, тогда так как ее сестры готовились к замужеству и ведению домашнего хозяйства, порой не отучившись и девять классов.
Екатерина старательно училась, параллельно работала помощником адвоката, но мечтала совсем о другом. С детства она любила петь и танцевать. Училась и тому и другому сама и даже выступала в плехановском Доме культуры.
Десять лет назад, в 2014 году, Абальмаз окончила институт. Интереса к юридической практике практически не осталось, она уже порядком накаталась по судам и тюрьмам. Хотелось стать причастной к чему-то доброму и радостному.
И Катя захотела работать в ДК, где ее — яркую самоучку — прежде уже приметили и допустили на сцену. Директриса пошла ей навстречу. Вместе они взялись за создание цыганского танцевального ансамбля и детской секции при нем.
Цель проекта была амбициозной: вовлечь в общую культурную жизнь Плеханово и Тулы живущих обособленно от коренных жителей таборных цыган. Главным образом детей, а через них — и родителей
Параллельно Екатерина получала второе высшее образование, чтобы стать профессиональным менеджером в сфере социально-культурной деятельности.
Ансамбль получил название «Ягори», что переводится как «огонь».
Проблема в том, что это в кино цыганки охотно танцуют по вызову и ведут себя расковано в любой компании. В реальности же девочки в цыганских таборах воспитываются в строгости. Едва они вступают в половозрелый возраст, как их норовят выдать замуж, а тогда на них разом ложится и забота о детях, и все домашнее хозяйство — тут уж не до «цыганочки с выходом».
По этой причине цыганскими танцами зачастую увлекаются не цыганки, тем более таборные, а русские девушки или выходцы из обрусевших семей с цыганскими корнями.
Катерине пришлось изрядно побороться за каждую цыганскую девочку, желающую, как прежде она сама, покорить сцену. Ушло несколько лет на то, чтобы у коллектива сформировался постоянный состав, без чего нельзя было толком нарабатывать репертуар и оттачивать мастерство.
Но в итоге все получилось. «Ягори» стали путешествовать с выступлениями и по тульской глубинке, и по разным регионам страны. Их приглашали на корпоративы, свадьбы, юбилеи и другие торжества.
Плехановцы возродили описанные еще в классической русской литературе традиции и обычаи, в том числе подношение чарочки и знаменитый танец «цыганочка». В репертуаре ансамбля и известные, и неизвестные широкой публике песни и романсы, а еще разнообразные интерактивы и мастер-классы с участием зрителей.
«Веселитесь! Зажигайте! Пойте и танцуйте до упаду! — таков девиз ансамбля. — Украсьте свой праздник цыганским колоритом вместе с народным цыганским ансамблем "Ягори"!»
«Весь поток людей в центре города шел к нам»
Все танцы и песни «Ягори» разучивали, исходя из своего понимания цыганских традиций. Платья и костюмы сначала заказывали в ателье, а затем нашли мастерицу в плехановском таборе.
Единственным вариантом оценить свой уровень для ансамбля было участие в конкурсах цыганских танцев. Такие в основном проводятся в Москве и на коммерческой основе, из-за чего и туляки, и коллективы из других регионов не всегда могут на них попасть.
Появилась идея: почему бы не провести такой конкурс в Туле и не сделать его доступным для всех? Написала проект и выиграла грант
Однако на старте цыганка столкнулась с тем, что ее идея будто бы никого и не заинтересовала. Может быть, людям просто не хочется ехать в Тулу? Или опытные цыганские танцоры сочли Катерину выскочкой, которая возомнила себя большим экспертом?
«Создала группу "ВКонтакте", но никто в нее не добавлялся. Я сижу и думаю: как же я буду это все реализовывать?» — вспоминает девушка.
Катя стала разбираться с алгоритмами ВК. Писала посты о том, что на фестивале будут организованы бесплатные мастер-классы, писала личные сообщения танцорам и руководителям ансамблей, убеждала их приехать, разместить информацию о фестивале на своей странице, рассказать о нем друзьям и знакомым.
Так постепенно цыганке удалось собрать 131 заявку на участие в конкурсной программе, тогда как обычно, по ее словам, в таких соревнованиях бывает не более 80 участников.
«Потом я еще связалась с нашими тульскими музеями. Кто-то из них выделил бесплатный проход для участников, кто-то скидку сделал, — говорит собеседница «Ленты.ру» — А что, разве плохо? Выступили — и пошли по музеям прогуляться. Так оно и получилось, причем прямо в цыганских костюмах, не переодеваясь. Очень забавно вышло».
Так появился арт-фестиваль цыганского искусства «Наследие».
В процессе подготовки, когда Екатерина писала положение о конкурсе, с удивлением обнаружила, как много разных направлений и дисциплин включает в себя цыганское искусство.
Заметно отличаются друг от друга танцы русских, балканских, испанских, персидских и турецких цыган. Цыганское пение тоже включает в себя несколько разновидностей: народное и эстрадное пение, авторскую песню и каскад — это когда песня переходит в танец.
Руска рома, сибиряки, котляры, кишиневцы, ловари, сэрвы и другие этнические группы цыган — у всех есть отличия и в языке, и в одежде, и в кулинарии. Так, у кишиневцев ни одно застолье не обходится без голубцов, а у сибирских цыган — без мантов
Екатерине было интересно показать все это культурное богатство и разнообразие коренным тулякам, привыкшим судить о жизни цыган в основном по криминальным новостям или скандалам, связанным со сносом самостроев в Плеханово и на Косой Горе.
Фестиваль проводился прямо у стен Тульского кремля и получил отличные отзывы от горожан.
Я видела репортаж по телевидению. Там у прохожих спрашивали о нашем фестивале, и они шутили, что невозможно было пройти мимо, потому что весь поток людей в центре города шел к нам! И туляки были приятно удивлены тем, что это настоящий праздник жизни
Впрочем, в день фестиваля организаторша и те, кто ей помогал, видели происходящее совсем под другим углом. Им казалось, что вся задумка провалилась и они вот-вот опозорятся.
«Мы не рассчитали по времени. Должно было все закончится в девять вечера, а в десять уже должны были отрубить электричество, — говорит цыганка. — А у нас в девять еще вовсю шла конкурсная программа. Выпросили слезно в администрации продлить мероприятие до одиннадцати».
Были проблемы и с конкурсантами. Многие просили пропустить их раньше, особенно те, кому тем же вечером нужно было вернуться в Москву. Обстановка была накаленной. Одну из волонтерок фестиваля довели до слез.
Екатерина с ужасом ждала следующего дня, предвкушая бурю негатива в соцсетях, которая обрушится на нее со всех сторон — и от участников, и от гостей, и от представителей городской администрации.
Но реакция оказалась противоположной: люди публиковали позитивные отзывы, благодарили организаторов, выражали готовность приехать в Тулу на будущий год.
«Наградой у нас были кубки брендированные и пряники, — вспоминает Абальмаз. — К сожалению, они были дешевые и их было мало — один на коллектив, но несмотря на это все люди принимали их с такой благодарностью! В этом году пряники у нас уже были хорошие и в большом количестве».
После фестиваля о Екатерине и ее ансамбле узнала вся страна. Многие теперь считают, что она большой профессионал и «грозный руководитель». С последним она не согласна.
Изюминкой конкурсной программы стала импровизация в цыганской польке, когда несколько участников в одной возрастной категории выступают по одному под музыку, которую включают организаторы.
Обычно в других цыганских танцевальных конкурсах она не развита. Все стесняются, боятся, а мы в Туле раскачали эту тему, потому что у нас были именно таборные девчонки, которые исполняют этот танец с пеленок
В 2024 году фестиваль «Наследие» в Туле прошел во второй раз. Сюда вновь съехались цыгане из разных городов России — от Кронштадта до Казани. Первый день был посвящен мастер-классам, а второй — конкурсной программе, длившейся 15 часов кряду.