Удары США по ядерным объектам Ирана в ночь на 22 июня привели к дальнейшей эскалации конфликта на Ближнем Востоке. Президент Дональд Трамп уже допустил возможность смены режима в Исламской Республике, а вице-президент Джей Ди Вэнс, в свою очередь, заявил, что судьбу высшего руководителя Ирана Али Хаменеи должны решать израильские власти, которые ранее допускали его ликвидацию. СМИ сообщают о возможных ответах Ирана на американские удары — уже днем 23 июня стало известно об атаке на американскую военную базу в Сирии. О том, почему США начали операцию против Ирана, какие цели преследует Трамп и как будет развиваться конфликт, «Ленте.ру» рассказали ведущие российские эксперты-американисты.
Почему США решили вступить в конфликт с Ираном именно сейчас, когда шли переговоры по ядерной сделке?

Фото предоставлено экспертом
Павел Дубравский, политический аналитик, автор Telegram-канала Campaign Insider, руководитель «Дубравский Консалтинг»:
Ключевая причина вступления США в конфликт — отказ Ирана от ядерной сделки. Предложения Дональда Трампа фактически повторяли условия, выдвинутые еще при Бараке Обаме.
Президент США дал Ирану 60 дней, но иранские власти отказались пойти на уступки. На 61-й день началась военная операция Израиля.
Трамп прямо намекал Ирану, что в случае отказа от сделки будет только хуже. Именно так все и произошло
Мне кажется, Трамп с самого начала понимал, что операция против Ирана все же состоится, что война между странами начнется. Более того, еще во время избирательной кампании он неоднократно заявлял о таком сценарии. Сейчас президент США действует с позиции силы, пытаясь вновь оказать давление на Иран и в итоге заключить сделку. Но иранские власти пока упорно отказываются идти на уступки.

Бомбардировщики B-2 на военно-воздушной базе Уайтмен, штат Миссури, США, 22 июня 2025 года
Фото: David Smith / AP

Фото: Виталий Белоусов / РИА Новости
Андрей Евсеенко, кандидат политических наук, заместитель директора Института США и Канады РАН имени Г. А. Арбатова по научной работе:
Сложилась ситуация, при которой все решения по поводу Ирана принимает один человек — президент. Все варианты остаются только в его голове, все зависит исключительно от Дональда Трампа.
Даже если кто-то из администрации придерживается иного мнения, не совпадающего с представлениями президента о реальности, их доводы попросту игнорируются.
Система противовесов при принятии внешнеполитических решений фактически исчезла, что делает ситуацию очень опасной
Юлия Богуславская, старший преподаватель кафедры американских исследований факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ):
Нередко бывает, что одна из сторон пытается оказать давление на другую в процессе переговоров, чтобы склонить ее к принятию своих условий. Возможно, начав консультации с Ираном, администрация Трампа сочла возможным надавить на контрагентов и военными средствами.
Это, конечно, ведет к резкому снижению уровня доверия между сторонами, хотя в случае США и Ирана ему уже некуда снижаться.
С другой стороны, Трампа могли вдохновить успехи израильской армии. США поначалу колебались насчет прямого вмешательства, но Армия обороны Израиля (ЦАХАЛ) продемонстрировала эффективность, устранив высокопоставленных иранских военных. При этом Иран сохранял примирительную риторику.
Скорее всего, в США возникло ощущение, что сейчас можно пойти на риск и силовым путем добиться от Ирана значительных уступок по ядерной сделке
Иран начал развивать собственную ядерную программу еще в 1950-х годах при шахе Мохаммеде Резе Пехлеви при поддержке США и европейских стран. В 1967 году был основан Тегеранский ядерный исследовательский центр. США поставили для него реактор мощностью 5 МВт, 5,54 килограмма урана и 112 граммов плутония.
С 1958 года Иран является членом Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), все работы проводились под его контролем. В 1974 году шахское правительство подписало всеобъемлющее соглашение о гарантиях МАГАТЭ, а ранее, в 1960-е, Иран присоединился к Договору о запрещении ядерных испытаний в атмосфере, космосе и под водой, а также к Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО).
В 1974 году шах Мохаммед Реза Пехлеви анонсировал амбициозную программу по строительству 22 атомных реакторов общей мощностью 23 ГВт за 20 лет. Однако после исламской революции 1979 года работы были остановлены, а проекты заморожены.
К середине 1980-х годов ядерная программа возобновилась. Материалы и оборудование поступали из Китая и Пакистана, в том числе нелегальными путями. Хотя Иран подписал ДНЯО, он отказался от его ратификации.
В 1992 году Иран заключил соглашение с Россией о сотрудничестве в мирном использовании атомной энергии, которое в итоге привело к строительству Бушерской атомной электростанции (АЭС).
С начала 1990-х годов США начали обвинять Иран в разработке военной ядерной программы. В 2004 году инспекторы МАГАТЭ обнаружили следы оружейного урана на заводе в Натанзе, что вызвало подозрения в тайных разработках. Попытки заключить компромиссное соглашение с Великобританией, Францией и Германией были сорваны после избрания ультраконсерватора Махмуда Ахмадинежада президентом в 2005 году.
В 2006 году МАГАТЭ обвинило Иран в отказе от сотрудничества, а Совет Безопасности ООН ввел первые санкции. К тому моменту, по оценкам экспертов, Иран завершил создание полного ядерного топливного цикла.
Санкции стали особенно жесткими в 2012 году после очередного доклада МАГАТЭ, в котором говорилось о возможной разработке Ираном ядерного оружия. США и Европейский союз ввели финансовые ограничения, полностью прекратив взаимодействие с иранскими банками, отключив их от SWIFT, запретив страхование перевозок и поставки электроники, а также эмбарго на иранскую нефть.
Под этим давлением Иран пошел на переговоры с мировыми державами — США, Россией, Великобританией, Францией, Китаем и Германией. В 2015 году в Вене был подписан Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД), известный как ядерная сделка. В обмен на снятие санкций Иран обязался до 2030 года не обогащать уран выше 3,67 процента и сократить запасы обогащенного урана на 98 процентов. Условия соглашения были закреплены резолюцией Совета Безопасности ООН.
В 2018 году президент США Дональд Трамп в одностороннем порядке вышел из сделки, обвинив Иран в ее нарушении, и восстановил санкции. СВПД фактически прекратил существование.
В январе 2023 года МАГАТЭ сообщило, что на заводе в Фордо Иран обогащает уран до 83,7 процента — уровня, близкого к необходимому для создания ядерного оружия.
При администрации президента США Джо Байдена предпринимались попытки восстановить соглашение. В апреле 2021 года прошли непрямые переговоры с участием всех сторон, но они закончились безрезультатно. После возвращения к власти Дональд Трамп также заявил о намерении заключить новую сделку, и до начала операции Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ) «Народ как лев» 13 июня шли американо-иранские переговоры при участии специального представителя Стивена Уиткоффа.

Президент США Дональд Трамп в Белом доме, Вашингтон, США, 21 июня 2025 года
Фото: The White House / Handout via Reuters
Какие цели преследует Трамп? Почему его решения вызывают недовольство даже среди соратников по партии?
Павел Дубравский:
Цель американской администрации — заставить Иран отказаться от ядерного потенциала. Впрочем, остается спорным, насколько иранские власти действительно приблизились к созданию такого оружия. В нескольких докладах Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) признается, что у Ирана есть технические возможности создать ядерное оружие. Однако все еще остаются вопросы к проверяемости этих данных.
Тем не менее для Трампа сам факт такого потенциала уже достаточен. Он, как и израильские власти, намерен любыми средствами не допустить появления у Ирана ядерного оружия
Юлия Богуславская:
В США многие сомневаются, что их ожидает успех на иранском направлении. Но если для Израиля это — вопрос региональной безопасности, то для Соединенных Штатов — вопрос глобального лидерства.
Это сигнал всем потенциальным противникам: достаточно ли у США политической воли и технологий для подобных акций и способны ли они подтвердить свой статус гегемона
Если Иран не пойдет на уступки и нанесет, например, болезненные удары по американским базам или перекроет Ормузский пролив, то может сложиться впечатление, что можно поколебать американское могущество. А значит, ситуация может выйти из-под контроля.
Это, как ни странно, понимают и сторонники, и противники Трампа. Любопытно, что критика звучит даже в лагере трампистов, в то время как некоторые демократы поддерживают его решение нанести удары по Ирану. В США всерьез оценивают вероятность успеха операции и политические риски, которые она несет.
Кроме того, оппоненты Трампа напоминают, что он обещал не начинать новых войн. А память о военных кампаниях в Ираке и Афганистане, где США так и не достигли заявленных целей, все еще свежа.

Спутниковый снимок Центра ядерных технологий после ударов США, Исфахан, Иран, 22 июня 2025 года
Фото: Maxar Technologies / Handout via Reuters
Насколько вероятна наземная операция США в Иране?
Андрей Евсеенко:
На мой взгляд, сценарий наземной операции исключен. Он не получит поддержки ни внутри США, ни в регионе. С точки зрения Трампа, это совершенно не то, что сейчас нужно Соединенным Штатам.
Юлия Богуславская:
Наземная операция маловероятна. Среди американцев эта идея не пользуется широкой поддержкой. Многие отмечают, что сейчас ситуация для США значительно менее благоприятна, чем в 2001 или 2003 годах.
Фактически администрация Трампа проиграла информационную кампанию: слишком поздно начала нагнетать обстановку вокруг Ирана, не сумела четко представить его как угрозу, долго колебалась с решением о вступлении в конфликт.
Кроме того, на образе Трампа сказываются воспоминания о бесконечных вовлечениях США в ближневосточные конфликты. А Иран — это не только большая по территории страна, но и государство с крупным населением, где проведение наземной операции крайне рискованно.
Для США более выгодной стратегией стало бы поддерживать иранскую оппозицию. Но, как показывает практика, сами иранцы не стремятся бороться с режимом военными методами
Тем не менее, если Соединенным Штатам не удастся добиться целей нынешними средствами, соблазн усилить давление на Иран более жесткими способами будет только расти.

Патриотические плакаты на улицах Тегерана, Иран, 22 июня 2025 года
Фото: Majid Asgaripour / WANA (West Asia News Agency) via Reuters
Как конфликт на Ближнем Востоке будет развиваться дальше?
Андрей Евсеенко:
Прежде всего Трамп продолжает настаивать на возвращении Ирана за стол переговоров. Однако я бы скорее ожидал не прямых переговоров, а обмена сообщениями на неофициальном уровне, ведь для Ирана возвращение к диалогу воспринимается как потеря лица.
С другой стороны, можно ожидать ответного удара Ирана, но трудно сказать, насколько иранское руководство готово к дальнейшей эскалации. У Ирана есть несколько возможных вариантов ответа на действия США.
Это может быть удар по американским базам на Ближнем Востоке, перекрытие Ормузского пролива или действия иранских ячеек на территории США — вплоть до попытки покушения на президента
В любом случае последнее слово останется за верховным руководителем Ирана Али Хаменеи и Высшим советом национальной безопасности. Но стоит учитывать: любой решительный шаг может спровоцировать новый удар со стороны США.
Скорее всего, мы увидим продолжение обмена ударами между Ираном и Израилем — до тех пор, пока у сторон сохраняются запасы ракет и возможностей ПВО. А уже после этого Израиль и США могут вернуться к политике максимального давления: восстановлению санкций, чтобы не позволить Ирану вернуть ядерную инфраструктуру.

Последствия ракетного обстрела Ираном Тель-Авива, Израиль, 22 июня 2025 года
Фото: Tomer Appelbaum / Reuters
Павел Дубравский:
Вероятный ответ Ирана на действия США — это атаки на американские военные базы и посольства. Но даже такой сценарий вряд ли приведет к масштабному глобальному конфликту.
Более реалистично, что Иран сосредоточится на действиях против Израиля, а США попросту проигнорирует
Возможно, Иран не станет наносить массированные удары, а лишь будет время от времени заявлять о себе ради сохранения имиджа.
Мне кажется, Иран не заинтересован в эскалации, как и другие страны региона. Ирак предоставляет свое воздушное пространство для израильских операций. Саудовская Аравия, хотя формально осуждает действия Израиля, на деле помогает сбивать все, что направлено на его территорию.
Все страны Ближнего Востока стремятся к миру над головой, а не к расширению конфликта
Тем не менее США будут продолжать подготовку к возможным ударам со стороны Ирана, в том числе через его союзников или террористические группы, которые могут атаковать американские объекты и мирных жителей внутри страны.