Начнем издалека. Пожалуй, ярчайшие проявления бытового идиотизма, раздражающего меня неимоверно, я наблюдал на примере любителей роликовых коньков. Мне доводилось видеть персонажей, которые сначала надевают ролики, а потом спускаются в них по лестнице. Ну ладно сам упадет и расшибется, но ведь беспорядочно летящий вниз по ступенькам человек - явление природы, представляющее опасность еще и для окружающих. Так вот, совсем недавно люди на роликах в моем собственном хит-параде непуганых идиотов оказались потеснены фанатами синих ведерок.
Начнем с того, что меня совершенно не заботит проблема мигалок - это узкоспециальная трудность автомобилистов, помноженная на классовую ненависть. Купили тачку? Стойте в пробках. Бесит, что кто-то в силу должностного положения, связей или просто природной находчивости получил право в этих пробках не стоять? Терпите, жизнь несправедливая штука. Что касается фактора классовой ненависти, который в данном случае несомненно играет во всей этой истерии не последнюю роль, то, если верить мастеру Йоде (а причин не верить ему у нас нет), ненависть вообще ведет на темную сторону силы, так что юным джедаям - борцам со злом это чувство нужно держать под строгим контролем.
С другой стороны, автор тоже человек и имеет право ошибаться насчет актуальности. Глядишь, в ближайшие годы ситуация изменится кардинально и автомобиль станет настолько массовым явлением, что даже жители каких-нибудь Бондарей будут стоять в пробке на единственном в селе светофоре, раздражаясь, когда авто председателя с мигалкой будет пролетать на красный свет. В общем неактуальность проблемы в нашей стране - не повод отказываться от борьбы с ней. Другое дело, какими методами ведется эта непримиримая борьба.
Вообще-то, если кто не помнит, идея нацепить на автомобиль синее ведерко была изначально удачной шуткой - и мигалку напоминает, и протест показывает, и законов не нарушает. Однако шутка, повторенная дважды (трижды и т.д.), как известно, превращается в глупость. Что же тогда можно сказать о шутке, растиражированной при помощи жежешечки и повторяемой в разных ипостасях месяцами?
А ведь это не все. Отсутствие чувства меры не позволило борцам с кровавой гэбней и мигалками остановиться на достигнутом - они решили перейти к пешим маршам. То есть по центру Москвы ходили люди с ведерками на головах и били в барабаны. Если это и можно как-то прокомментировать, то только так: дорогие синеведерочники, поверьте, не существует социального контекста, в котором человек в центре Москвы с синим ведром на голове в сопровождении барабанщиков может расцениваться как адекватный и вменяемый.
Самое интересное, что с позиции протестующих акцию с ведрами можно считать успешной - ровно потому, что наши правоохранительные органы повели себя именно так, как им и полагается: задержали людей с ведрами. Впрочем, другой реакции от милиционеров ожидать и не стоило, поскольку чувство юмора не входит в стандартный набор милицейского руководителя - у этих начальников все их сбившие пешеходов сотрудники чудесным образом оказываются уволены за сутки до происшествия, а они над подобными совпадениями не смеются.
В заключение еще одна мысль. Вообще, ведерки - это просто очередной симптом. Настоящая проблема - отсутствие какой-либо минимальной культуры гражданского протеста в России. Ведь протест - это не легкий, веселый флэшмоб, который, учитывая специфику нашей страны, еще и обладает тонизирующим привкусом опасности и диссидентства. Нет. Протест - это гражданский акт, заявление гражданина о своем несогласии с теми или иными происходящими в государстве процессами. Каждому протестующему необходимо четко понимать, что это власти предержащие имеют право на комедийные выходки - например, послать молодежь в демографические каникулы на Селигер под предлогом увеличения удельного количества патриотизма на одного человека. А у людей протестующих такой роскоши нет.
И пока такого осознания не будет хотя бы у некоторой части социально активных граждан, ответом вполне взрослых людей на риторический вопрос, задаваемый в некоторый момент жизни каждой мамой: "А если он с крыши спрыгнет, ты тоже спрыгнешь?" - будет не стыдливое "нет", а гордое "при достаточной обоснованности социальной и гражданской значимости моего поступка - конечно, да".