Для тех, кто интересуется украинской политикой, наступили тяжелые времена. Уследить за чередой важных событий, каждое из которых способно решительно изменить внутриукраинскую повестку дня, практически невозможно. Все, что у нас происходит, внешнему наблюдателю должно казаться какой-то фантасмагорией.
Судите сами. Рейтинговые агентства дружно понижают рейтинги Украины до «мусорного» уровня, предрекая неизбежный дефолт, каковой, по существу, и объявляет правительство Украины, отказываясь платить кредиторам по текущим обязательствам. Валовой внешний долг Украины растет беспрецедентными темпами: объем долга по отношению к ВВП вырос за полгода с 95 процентов до 123 процентов, а по прогнозу Всемирного банка по итогам 2015 года достигнет 156,7 процента ВВП. Объем экспорта в страны ЕС за те же полгода снизился на треть по сравнению с прошлым годом, а в Россию — более чем на 50 процентов. Спад в сельском хозяйстве ускорился. Крупнейшее предприятие — гордость Украины, днепропетровский «Южмаш» — практически уничтожено, его счета заблокированы. За семь месяцев 2015 года задолженность по заработной плате выросла почти на 50 процентов. Украина стремительно деградирует во всех отношениях…
А между тем высокий иностранный гость — директор-распорядитель Международного валютного фонда Кристин Лагард с воодушевлением заявляет в Киеве о том, что «Украина удивила мир своими успехами в преодолении экономических проблем».
Радио «Свобода», финансируемое из бюджета США, публикует расследование о причастности Петра Порошенко к незаконному приобретению земли в Борисполе. Посол США в Украине Джеффри Пайетт, выступая в Одессе на прошлой неделе, обвинил Генеральную прокуратуру в покровительстве коррупции. Украинские журналисты опубликовали документы, свидетельствующие, по их мнению, о причастности близкого окружения Порошенко к офшорным компаниям, незаконно выводящим крупные суммы валюты за рубеж. Никаких внятных опровержений пока не последовало.
Экс-журналист, а ныне депутат от Блока Петра Порошенко Сергей Лещенко публикует информацию о причастности близкого к министру внутренних дел Арсену Авакову депутата Верховной рады (как намекает автор — «кошелька Авакова») к незаконному выводу 40 миллионов долларов в панамский офшор. Для перевода денег использовался государственный «Ощадбанк Украины», которым руководит соратник Яценюка и Авакова.
Тем временем самое громкое антикоррупционное дело Генпрокуратуры — это лишение депутатской неприкосновенности, задержание и арест одного из лидеров Радикальной партии одиозного Игоря Мосийчука. Накануне эта партия объявила о выходе из правящей коалиции и переходе в оппозицию, а ее лидер Олег Ляшко регулярно обвиняет Петра Порошенко во всех смертных грехах. Чтобы предстать в обществе в роли незаслуженно преследуемого, Ляшко рассказал, что руководство страны организует в администрации президента просмотры гей-порно с его (Ляшко) участием. Любая из вышеупомянутых историй в иные времена стоила бы фигурантам если не уголовного преследования, то по крайней мере отставки. А у нас не так!
К примеру, у нас «не так» с рейдерством. Если раньше для того, чтобы отобрать у собственника чужой актив, требовалась квалифицированная (и дорогостоящая) работа юристов, сотрудничество с судебной ветвью власти и прочее. Сегодня ничего этого не нужно. Достаточно (занедорого) нанять группу людей с автоматами: приезжаешь, собираешь урожай, скажем, кукурузы — и уезжаешь. И никакие юристы, судьи и документы для отъема собственности на Украине теперь не нужны.
У нас сейчас многое «не так». Вот написал «не так» и вспомнил, что ровно десять лет тому назад для участия в парламентских выборах 2006 года был создан оппозиционный блок «НЕ ТАК», лидером списка которого был первый президент Украины Леонид Кравчук, а главным лозунгом кампании — «НАТО — нет!». Но сегодня Леонид Кравчук стал лидером общественной организации «Рух за Украину в НАТО». Вот до какой степени у нас сегодня все «не так»!
Со свободой слова у нас тоже «не так», как было при «диктаторском» режиме Януковича. При том режиме еженедельно на всех политических ток-шоу бал правили представители оппозиции, жалкие попытки дежурных спикеров от власти отбиваться квалифицированно дискредитировались ведущими этих ток-шоу. Особенно профессионально это получалось у Савика Шустера.
В нынешние времена Петр Порошенко поставил задачу избавиться от Шустера. И когда казалось, что задача решена, состоялась сделка Шустера с Коломойским, который пустил его программу на рейтинговый канал 1+1. Коломойский не мог не знать, что таким образом он повышает ставки в войне с Порошенко. И когда в этой войне Коломойский вынужден был пойти на жертвы, как нельзя кстати пришлась программа Шустера, которую Коломойский снял с эфира за две минуты до начала. Мы не знаем, в ответ на какие угрозы Коломойский пошел на разрыв с Шустером, так и не использовав его ресурс накануне избирательной кампании. Разговоры о том, что причиной разрыва были разногласия между Коломойским и Шустером, не убеждают. Слишком хорошо мы знаем оба персонажа.
Картина абсурдных событий последней недели будет неполной, если не упомянуть решение правительства Украины о запрете полетов российских авиакомпаний и блокаду Крыма, предпринятую по инициативе лидеров меджлиса. По-видимому, реальные цели двух этих абсурдных ходов отличались от заявленных. Представляется, что они так или иначе связаны со значительным снижением интереса к украинскому кризису на Западе, поэтому в Киеве изыскали вот такие способы напомнить о себе накануне юбилейной сессии Генассамблеи ООН.
Желание во что бы то ни стало утвердиться в роли главного врага России сыграло с президентом Украины злую шутку. В то время как главные западные покровители нынешнего украинского режима ищут пути остановить развитие конфронтации с Москвой, проявляя особую заинтересованность в сотрудничестве в Сирии, Петр Порошенко заявляет, что Россия в Сирии выступает в роли «дестабилизирующего фактора», рассказывает о «зеленых человечках» и о том, что Украина «научит американцев «бить Россию».
Что называется, хотели как лучше, а получилось как всегда.