Деньги без паруса

О судьбе российской офшорной флотилии

Обычно миллиардерские success story начинаются со случая. Его игрой официальные биографы объясняют триумфальное завершение биржевой комбинации, получение героем выгодного контракта, знакомство с влиятельным покровителем и проч. Но гораздо интереснее случайности, которым удается круто изменить жизнь тех, кого «социальные лифты» уже подняли на самые высокие этажи.

Во-первых, таким образом на корню опровергается тезис об абсолютном всевластии денег. А во-вторых — трудно назвать столь же эффективный способ ротации богачей и перераспределения их капиталов. По крайней мере, парки и мойры справляются с этой задачей намного изящнее прокуроров или инсургентов.

Так, в 2007-м задержание Михаила Прохорова в Куршевеле выглядело, скорее, мелодраматично, нежели трагично. Но именно после этого карьера никелевого магната сделала крутой зигзаг. Он продал свою долю в «Норильском никеле» и вышел в самостоятельное бизнес-, а потом и политическое плавание с весьма неоднозначными результатами.

Теперь, спустя 10 лет, новый «черный лебедь» появился на горизонте другого российского миллиардера. В Гибралтаре был арестован суперпарусник Андрея Мельниченко, оцениваемый в 400 миллионов евро. Немецкая судостроительная компания Nobiskrug заявила, что заказчик задолжал 15,3 миллиона евро. Вот корабль и оказался в «заложниках».

Никаких происков и заговоров. Скорее всего, кто-то из подчиненных Мельниченко просто ошибся при оформлении документов и платежек. Роботы пока не проникли в семейные офисы. Поэтому ни один хозяин мира не застрахован от внезапного приступа мигрени или еще каких-то проявлений слишком человеческого, которые помешают его помощнику — какими бы талантами и навыками тот ни обладал — качественно и оперативно выполнить очередную и, возможно, вполне ординарную задачу.

Илону Маску и Биллу Гейтсу, предрекающим человечеству коллапс из-за триумфа искусственного интеллекта, имеет смысл изучить грустную историю яхты «А». Используй Мельниченко и Nobiskrug передовые финансовые технологии, вроде блокчейна, — и сейчас, глядишь, это морское детище Филиппа Старка спокойно бороздило бы водные просторы.

Но если говорить о технологиях, то не менее любопытен другой аспект. Капитаны отечественной «золотой сотни» могли бы поддержать Остапа Бендера. Яхты для многих из них не роскошь, а средство передвижения. В сторону максимальной фискальной свободы.

Миллиардерские корабли де-факто становятся плавучими центрами жизненных интересов. А их VIP-пассажиры — налоговыми космополитами, формально не привязанными ни к какой юрисдикции. И потому вольными выбирать наименее обременительный для себя налоговый режим.

Это выход, когда, с одной стороны, правительства закручивают фискальные гайки, а с другой — гражданские активисты и журналисты взламывают виртуальные сейфы налоговых гаваней и предают широкой огласке их содержимое. И ради того, чтобы уберечь от посторонних глаз и рук миллиарды, наверное, не жалко миллионов.

Но по воле случая, машина легальной оптимизации для самых больших налогоплательщиков дала сбой.

«Неприятный инцидент в настоящее время разрешен», — цитирует интернет-портал Yacht Harbour представителя Андрея Мельниченко. Вечером во вторник суд Гибралтара снял арест с суперпарусника российского магната. Впору отметить удачный исход или задуматься о том, что ждет теперь новых российских покупателей «плавучих офшоров»?

Инцидент с «А» не из тех, что проходит без следа даже после того, как «ложки нашлись». У европейских судостроителей появился прекрасный повод брать дополнительную премию за риск и более придирчиво относиться к оформлению сделки, когда речь идет о клиентах из России.

В свою очередь, желающие полностью национализировать отечественную бизнес-элиту обрели еще один шанс на почти добровольное воплощение этой идеи.

Экономика10:1115 июня

«Требуйте везде оленину!»

От развития оленеводства зависит жизнь коренных народов Севера
Экономика16:4821 июня

«Мы уверены в своей правовой позиции»

Вице-президент «Просвещения» о плюсах защиты интеллектуальной собственности в РФ