Иосиф Райхельгауз Над чем сейчас работает "Школа современной пьесы"?

Пресс-конференция
26.03 18:57
Иосиф Райхельгауз. Фото Ленты.ру.
Иосиф Райхельгауз. Фото Ленты.ру.

Иосиф Райхельгауз

Над чем сейчас работает "Школа современной пьесы"?
В пятницу, 27 марта 2009 года, московский театр "Школа современной пьесы" отметит двадцатилетие. За эти годы в здании на Неглинной были поставлены десятки спектаклей по пьесам самых любимых драматургов нашего времени: от Людмилы Улицкой и Бориса Акунина до Григория Остера и Евгения Гришковца. В постановках были заняты самые яркие актеры страны: Татьяна Васильева, Ирина Алферова, Альберт Филозов, Лев Дуров, Сергей Юрский и многие другие. И, конечно же, театр стал одним из самых любимых в Москве. Что такое "современная пьеса"? Что ждет "Школу" в будущем? Какие сюрпризы готовит театр? На эти и другие вопросы читателей "Ленты.ру" ответил основатель и художественный руководитель театра Иосиф Леонидович Райхельгауз.
Орфография и пунктуация авторов вопросов сохранена.
Максим [20.03 12:36]

Уважаемый Иосиф Леонидович,

поздравляю с юбилеем!

Скажите, что для вас было самым сложным за эти 20 лет?

Какие планы у "Школы" на следующие десятилетия?

Всего наилучшего!

Самым сложным было удержать театр, при том что было очень много обстоятельств, которые мешают его нормальной работе.

Очень много внутренних обстоятельств - нужно поддерживать жизнь артиста, творчески и экономически, не только артиста, но и всего коллектива, нужно регулярно заботиться о наполняемости зала, о гастролях, о том, чтобы драматурги приносили в театр новые пьесы, чтобы лучшие драматурги свои лучшие пьесы отдавали нам, о том, чтобы качество спектаклей выдерживалось на том уровне, который ожидают зрители, чтобы то, что мы делаем, не расходилось с тем, чего от нас ждут зрители. Это самое сложное внутри.

А самое сложное снаружи — это, с одной стороны, постоянное существование в живой нормальной конкуренции с ведущими театрами Москвы и страны, а с другой стороны, с бандитской антрепризой, которая запрещенными приемами развращает зрителя и переманивает его на свою сторону. На самом деле, это обычные сложности жизни и работы любого большого театра, каким и является театр "Школа современной пьесы". Все эти сложности — это сложности живого организма. Дай бог, что эти проблемы, как признак жизни, не уходили и в последующие годы.

Мы надеемся, что в следующем десятилетии наряду с нашими уже существующими звездными и любимыми авторами (Злотниковым, Гришковцом, Улицкой, Акуниным и Сашей Демахиным) и композиторами (Сергеем Никитиным и Вадимом Жуком) в русской драматургии и театре появятся новые интереснейшие авторы. Это самая главная надежда.

Я надеюсь, что наши ведущие артисты, мастера (Альберт Филозов, Ольга Гусилетова, Татьяна Васильева, Ирина Алферова, Владимир Качан, Владимир Шульга, Саид Багов, Вадим Калганов и многие другие) останутся с нами и будут усиливать свое мастерство, подрастет (и уже подрастает) сильная молодежь, недавние выпускники нашей ГИТИСовской актерской и режиссерской мастерской, появятся совсем новые актеры.

Мы надеемся, что в следующем году все это будет, и я еще протяну какое-то время, а главное - появятся молодые новые интересные режиссеры. Мы надеемся достойно прожить еще некоторое время.

Елена [20.03 17:40]

Здравствуйте, Иосиф Леонидович!

С юбилеем Вас и Театр!

Понимаю, что за 20 лет произошло многое, но чем вы больше всего гордитесь ха всю историю существования "Школы современной пьесы"?

Спасибо Вам.

Долгих успешных лет!

Прежде всего, я горжусь авторами, я горжусь тем, что "Школа современной пьесы" эти 20 лет была и есть эксклюзивным театром, репертуар которого не повторяется нигде. У нас уникальные авторы, уникальные пьесы. Я горжусь нашей замечательной труппой, которая, с одной стороны, самая маленькая труппа в Москве (нас меньше 30 человек), а с другой стороны, из этих тридцати у нас 11 народных артистов, 8 заслуженных, а остальные - студенты нашей ГИТИСовской мастерской. Главное, чем я горжусь — это ежевечерняя наполняемость зрительного зала. Я горжусь участием нашего театра в огромном количестве российских и зарубежных престижных фестивалей, огромным количеством гастролей, огромным вниманием к нам прессы, радио и телевидения. И тем, что за эти 20 лет мы заняли то место, которое занимаем, и мы надеемся его удерживать и дальше.

Юлия [20.03 13:49]

Здравствуйте. Кого Вы считаете самым перспективным современным драматургом? Кто самый недооцененный? С кем из молодых бы Вам хотелось поработать?

Самым перспективным я считаю драматурга, который принесет свою пьесу на конкурс "Действующие лица". Наш театр проводит его совместно с журналом "Современная драматургия", с "Радио России" и с телеканалом "Культура". Этот конкурс проходит уже много лет, он принес огромное количество замечательной драматургии. Я надеюсь, что самый перспективный драматург — это тот, кто принесет свои пьесы на ближайший конкурс и будет назван лучшим драматургом 2009, 2010, а потом и 2011 года.

Светлана [21.03 20:14]

Уважаемый Иосиф Леонидович, поздравляю Вас с юбилеем театра и желаю здоровья и радости в творении.

Ответьте пожалуйста, принимаете ли Вы для рассмотрения к постановке на сцене, пьесы молодых, неизвестных авторов.

Как и куда можно направить для Вас пьесу? В каком виде она должна быть представлена?

Igor' [21.03 12:08]

Uvazhaemy Iosif!

POzdravliaju s jubileem!!!

Kak vy vybiraete pjesy dlia postanovki? Eto tol'ko uzhe izvestnye i aktivno publikujuschiesia avtory? Esli k vam pridet "bledny molodoi chelovek s rukopisju i goriaschimi glazami" - voz'mete pochitat'? I postavite, esli ponravitsia?

Spasibo i uspekhov!

В нашем театре регулярно ставятся пьесы молодых никому не известных драматургов: в нашем театре была поставлена пьеса семнадцатилетнего Александра Демахина, в нашем театре была поставлена пьеса никому не известной девочки из Саратова Ксении Степанычевой, которая потом стала известным драматургом, в свое время у нас была поставлена пьеса никому на тот момент не известного Евгения Гришковца (12 лет назад, "Записки русского путешественника"), очень давно мы поставили пьесу никому не известного Семена Злотникова "Пришел мужчина к женщине", эта пьеса обошла весь мир и продолжает идти на сценах театров многих стран. Этот список я могу продолжать бесконечно, каждый год мы ставим пьесы неизвестных драматургов.

Михаил [20.03 15:18]

Расскажите пожалуйста про опыт работы с молодыми режиссерами. Кто из них вам больше всего импонирует? Они сами к вам приходят или вы из выбираете?

Прежде всего, я вижу работы молодых режиссеров на кафедре режиссуры ГИТИСа. Я считаю, что это сильнейшая в нашей стране (а может, и в Европе) кузница молодых режиссеров. Там есть замечательные мастерские: мастерская Сергея Васильевича Женовача, мастерская Фоменко, мастерская Дмитрия Крымова, Олега Кудряшова, Леонида Хефеца. В этих мастерских есть замечательные молодые режиссеры. Естественно, я бы кривил душой, если бы не сказал, что, конечно, больше всего мне нравятся мои ученики, которые делают интереснейшие работы в ГИТИСе, и я регулярно даю им возможность ставить работы в нашем театре. Так что на них-то я надеюсь и рассчитываю, на своих учеников и на учеников своих коллег.

Сергей [20.03 20:59]

Уважаемый Иосиф Леонидович, с юбилеем!

У меня несколько вопросов к Вам.

1. Первый. Отношения "режиссёр-актёр". Это - диктат? Диалог? Или что-то третье?

2. Второе Что для Вас важнее в постановке: удивить зрителя или привести его к тому, что Аристотель называл "катарсис"? И что есть "катарсис" для Вас?

3. Третье. Продолжается ли сотрудничество Вашего театра с Андрием Жолдаком-Тобилевичем IV? И как Вам это сотрудничество?

Извините, если был многословен.

Спасибо!

1. Это диалог, и это всегда союз по любви, а не по расчету. Какой тут может быть диктат? Если я вижу, что артист предлагает мне более интересное, художественное, разнообразное и талантливое решение, чем то, которое я предлагаю ему, естественно, я его принимаю. Нужно быть сумасшедшим, чтобы взять худшее только потому, что лучший вариант не я придумал. К счастью, в нашем театре работают либо мои друзья (тот же Филозов, та же Татьяна Васильева), либо мои любимые ученики, с которыми мы всегда можем признаться друг другу, что, например, это недостаточно интересно, и нужно что-то еще придумать, сделать, сообразить, необходимо еще и еще раз вернуться к этому. Поэтому для меня это, конечно, диалог.

2. Для меня важно, чтобы зритель, придя к нам в театр, получил то, за чем он пришел. А я так понимаю, что люди приходят в театр, чтобы он помог им понять эту жизнь, преодолеть ее, удлинить. Зритель идет, чтобы каким-то образом соотнести свои проблемы и нервы, свою душу с тем, что происходит на сцене. Когда зритель получает то, за чем он идет в театр, я считаю, что мы справились со своим предназначением.

3. Теоретически, сотрудничество продолжается. Жолдак выпустил у нас спектакль "Москва. Психо". Я считаю, что это очень хороший спектакль, замечательный. По моему мнению, театр получил возможность пробы в резкой непривычной режиссуре, в авторской режиссуре, в режиссуре эмоциональной, требующей мотивировки, подтверждения режиссерской фантазии.

Я надеюсь, что через какое-то время мы обязательно вернемся к сотрудничеству с Андрием Жолдаком, как мы работаем не только с ним, но и крупнейшими зарубежными и отечественными режиссерами. Многие поставили у нас спектакль, многие собираются ставить. В этом смысле наш театр не закрыт. Я очень хочу, чтобы в последующие годы, особенно с началом работы новой сцены, в наш театр приезжали самые крупные европейские режиссеры (с некоторыми из них я уже провел переговоры и получил предварительное согласие) и крупнейшие режиссеры нашей страны — и ставили здесь спектакли. Чем лучше спектакли этого театра, тем лучше я как его художественный руководитель.

Феня [20.03 16:36]

у вас есть любимый спектакль, из тех, что вы поставили в театре?

На этот вопрос, а мне часто его задают, я могу ответить также, как отвечают люди, у которых много детей, на вопрос, какой из них самый любимый: любимый либо последний, либо тот, который должен вот-вот появиться. Я люблю весь наш репертуар, а те спектакли, которые кажутся мне слабыми или нехудожественными, или не пользующиеся вниманием у зрителя, мы снимаем. Все спектакли, которые идут - это мои любимые спектакли.

Зимушка [20.03 17:56]

Вы ведь ставили, например, чеховскую "Чайку" , то есть не современную, а классическую пьесу. Как насчет "Гамлета" или "Горя от ума"? Ведь современность можно понимать и как актуальность. Спасибо и удачи во всех начинаниях.

Я понимаю ваш вопрос, но наш театр тем и отличается от большинства московских театров, что мы не ставим спектакли вторым экраном. Поэтому "Гамлета" мы можем поставить, только если сочиним некое произведение как комментарий к "Гамлету".

Что касается "Горя от ума", мы поставим этот спектакль, только называться он будет "Русское горе", и это будет музыкальное произведение композитора Сергея Никитина и поэта Вадима Жука, где из классического "Горя от ума" мы возьмем всего лишь одну сюжетную линию – любовную. А именно – Чацкий, Молчалин, Лиза и Софья. А все остальное - это комментарии театра к этой великой пьесе русской драматургии. У нас определенный театр и его программа написана на его афише, в его названии – "Школа современной пьесы".

Татьяна [21.03 19:13]

Уважаемый Иосиф Леонидович, в приближении к 27 марта 2009г. я присоединяюсь к юбилейным поздравлениям в адрес Вашего театра и Ваш лично. Желаю Вам вдохновения!

Сейчас, когда Вы столько сделали в области культуры и заслуженно считаетесь мэтром, прошу Вас вспомнить 70-е годы, когда Вы были режиссёром-постановщиком Московского театра "Современник". В тот период два знаменитых режиссёра поставили на сцене Современника" спектакли: Анджей Вайда - "Как брат брату" Дэвида Рэйба, Питер Джеймс - "Двенадцатую ночь" Уильяма Шекспира. Эти постановки, такие разные по жанру, и каждая - яркая, потрясающая по-своему, до сих пор живы в памяти театральной публики. Что с профессиональной точки зрения Вы тогда почерпнули для себя, наблюдая их в творческом процессе? Большое спасибо!

Я очень многое для себя почерпнул от сотрудничества и работы с Анджей Вайдом. Я был его ассистентом и помощником. Тогда я только что закончил институт. Я от него перенял очень много полезного с точки зрения технологии работы и общего сочинения спектакля.

Что касается Питера Джеймса, тут вы немного заблуждаетесь, потому что это очень средний режиссер, и его спектакль "Двенадцатая ночь", как мне кажется сейчас и казалось тогда, случился на неопределенное время "по вине" выдающихся артистов "Современника": там замечательно играли Олег Даль, Петр Иванович Щербаков, Олег Павлович Табаков, Анастасия Вертинская, Марина Неелова. Там был прекрасный актерский ансамбль, но некого замысла, отличного от банальной трактовки "Двенадцатой ночи", я тогда не увидел. Может быть, нужно списать это на мой юношеский максимализм 1970-х годов.

Ярослав [20.03 19:51]

Иосиф, очень рад Вашим успехам. Не подскажете, почему больше в вашем театре не играет Евгений Гришковец? В каких Вы с ним сейчас отношениях?

Евгений Гришковец очень дружен с нашим театром. Он много лет играл здесь все свои спектакли, писал только для нашего театра. И два его спектакля до сих пор идут у нас (каждый уже более 10 лет) – это "Записки русского путешественника" и "Город".

В настоящее время мы выпускаем премьеру пьесы Гришковца, написанную специально к юбилею нашего театра. Это пьеса "Дом". И надеемся, что в самое ближайшее время Гришковец вновь начнет играть свой спектакль на сцене нашего театра.

Олег [21.03 15:17]

Здравствуйте, ходят слухи что Иван Вырыпаев покинет Ваш театр, со своим спектаклем Объяснить. С чем это связано? Вам не понравился спектакль?

Эта информация верна. Мы договорились с Иваном Вырыпаевым, что он свой спектакль будет представлять от другой творческой группы, но не от нашего театра. Мне кажется, этот спектакль не вписывается в нашу художественную программу, в идеологию нашего театра.

Дело в том, что "Золотая маска", не посмотрев сам спектакль, а только увидев имя Ивана Вырыпаева, включила этот спектакль в какой-то свой список показов. Как обычно... Бесконечно коррумпированная "Золотая маска", бесконечно одиозная, осталась себе верна и, не глядя на спектакль, стала сразу предъявлять его к показу. Они заведомо знают, какие спектакли хорошие, а какие плохие. Я готов сказать много резких слов в адрес "Золотой маски".

Мне этот спектакль кажется неудачей Ивана Вырыпаева. Я считаю, что этот спектакль - некая ирония и в адрес зрителей, критики, даже издевательство над ними, мол, "ребята, что бы я ни сделал, вы же все примете от меня и проглотите". И сделал он его, с моей точки зрения, левой ногой, как говорится. Если бы мне такое показал любой мой студент, я бы поставил ему в лучшем случае 3. Поэтому я не считаю, что этот спектакль должен представлять наш театр на "Золотой маске". Кстати, наш театр на "Золотой маске" представляет спектакль Андрия Жолдака, здесь я обеими руками подписываюсь под тем, что именно этот спектакль, "Москва. Психо", представляет наш театр на премии.

Анна [21.03 19:12]

Планирует ли театр продолжить сотрудничество с ярчайшим драматургом нашего времени Семеном Злотниковым?

Ведь кроме,уже ставших классикой, "Пришел мужчина к женщине"и "Уходил старик от старухи" столько замечательных пьес этого автора до сих пор не удостоились вашего внимания?

С юбилеем! Долгих лет!

"Ярчайшим драматургом" - это, наверное, такая ирония. Но я действительно считаю, что это выдающийся драматург. Не случайно его пьесы идут по всему миру: и в Токио, и в Нью-Йорке, и в Варшаве, и во многих-многих других странах. Семен Злотников - автор нашей первой пьесы "Пришел мужчина к женщине", и не случайно в нашем театре прошли все его основные пьесы – и "Уходил старик от старухи", и "Прекрасное лекарство от тоски", и многие другие.

Как раз сейчас Злотников приехал на юбилей театра, и мы ведем переговоры о постановке его новой пьесы.

Александра Дмитриевна [20.03 13:47]

Примите пожалуйста поздравления с юбилеем. И вопрос: планирует ли театр в этом году гастроли за Уралом?

Наш театр очень много гастролирует, но мы гастролируем только там, куда нас приглашают. Недавно закончились гастроли в Санкт-Петербурге. Ближайшие гастроли в апреле в Калуге и в Израиле. В мае у нас большие гастроли в Берлине. И в июне мы закрываем сезон.

Игорь [20.03 16:47]

Уважаемый Иосиф, а когда к нам в Торонто приедете?

В Торонто мы поедем, если повторятся гастроли в Америке. Я уже отвечал на вопрос по поводу гастролей - если нас пригласят, то мы приедем.

Дмитрий [20.03 21:52]

Иосиф Леонидович,

1. Как вы считаете, способствует ли развитие Интернета кризису литературы вообще и драматургии, в частности?

В связи с тем, что сегодня каждый может написать пьесу и разместить ее, например, в Интернете, каким образом театры, на ваш взгляд, будут осуществлять отбор произведений драматургии для постановок, не боясь потери художественного качества?

2. Если театр функционирует на условиях полной самоокупаемости, каким образом он может избежать банкротства в условиях постепенного снижения общего культурного уровня зрителя?

1. Я считаю, что развитие интернета способствует не кризису, а переходу книжной и печатной литературы в электронную. Но от этого литература никуда не денется. Все равно тексты нужно сочинять, а потом читать. Так что два компонента литературы – писатель и читатель – все равно сохраняются. А интернет - это всего лишь форма передачи текста от его создателя к потребителю.

2. Мне кажется, что в этом вопросе намешаны несколько вопросов. Во-первых, наш театр не существует по принципу самоокупаемости. Мы дотационный государственный репертуарный театр. Нас кормит и содержит государство.

А что касается самоокупаемости, то или это должен быть высокохудожественный театр, продукция которого дорого покупается, или наоборот это должен быть предельно антихудожественный театр, который привлекает зрителя каким-то другим способом. Например, играя спектакль под названием "Шестеро в одних трусах" или "Три любовника на одной кровати", что мы часто видим в сегодняшней антрепризе.

Юрий [20.03 23:49]

Вы известный поклонник творчества Булата Окуджавы. В недавно вышедшей книге о нем Дмитрий Быков утверждает,что

«кто не любит Окуджаву -- втайне ненавидит и себя...»

Согласны ли Вы с этим утверждением?

Какое-то резкое утверждение. Я очень люблю Окуджаву. Нашему театру посчастливилось – в последние годы он выходил много раз на сцену нашего театра, здесь отмечался его 70-ти летний юбилей. Я приезжал в гости к Булату Шалвовичу. И думаю, что сегодняшний интеллигентный, культурный человек не может прожить без творчества Булата Шалвовича Окуджавы, как не может прожить без Пушкина и других классиков нашей великой русской литературы.

Булат Шалвович Окуджава причислен к этим классикам еще при жизни, а теперь уже и посмертно.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше