Калифорнийский ученый приравнял обезьян к абстракционистам

Одна из работ художника-абстракциониста Пита Мондриана

Михаил Симкин из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе предложил статистическое обоснование того, что рисунки детей и обезьян лишь немного отличаются от шедевров абстракционистов. Препринт соответствующей статьи появился на сайте arXiv.org.

В марте 2011 года в журнале Psychological Science появилась статья американских ученых Анджелины Хаули-Долан и Эллена Уиннера. В ней были описаны результаты следующего исследования: группе из 32 студентов были предложены на изучение 30 пар картин. В каждой паре одна картина была нарисована известным художником, а вторая - ребенком, обезьяной или слоном. Участникам исследования нужно было выбрать ту картину, которая им понравится больше. Оказалось, что в 67 процентах случаев работы абстракционистов нравились людям больше рисунков животных и детей.

Из этой работы ученые делали вывод, что "бытующее мнение о невозможности различить абстрактное искусство и детские рисунки неверно". Похожие результаты были получены самим Симкиным в 2007 году при помощи созданного им онлайн-теста "Настоящее искусство или подделка?" (там, правда, все подделки были выполнены самим Симкиным). Средний показатель узнавания настоящего искусства для 57 тысяч прошедших тест составил около 66 процентов. В рамках новой заметки автор предлагает оценить данные результаты, сравнив их с статистикой двух других экспериментов (корректность подобного сравнения Симкиным не обосновывается).

Первым таким экспериментом стала работа Фредерика Урбана 1908 года. В ней испытуемым предлагалось сравнить вес двух гирь, одна из которых была 100-граммовой, вторая ненамного легче или тяжелее ее. В случае, когда масса второй была 95 граммов, 72 процентов испытуемых замечали, что она легче. Так как доля узнавания абстрактного искусства ниже, то Симкин заключает, что в процентном соотношении разница между абстрактным шедевром и детским рисунком меньше, чем между 96-граммовой и 100-граммовой гирями, то есть менее 4 процентов.

Второй эксперимент связан с шахматистами, в частности с так называемым рейтингом Эло. В этом рейтинге каждому шахматисту по результатам матчей присваивается некоторое количество очков. Полученные очки определяют уровень шахматиста - например, звание новичок дается за рейтинг в менее 1200 очков, а супергроссмейстером можно стать, набрав более 2700 очков. Известно, что, если разница между рейтингами игроков 200 очков (игроки одного или соседних уровней), то шахматист с большим рейтингом побеждает в среднем в 77 процентах матчей. Так как этот показатель снова лучше показателя узнаваемости абстрактного искусства, а животных и детей "нельзя отнести к классу, отличному от новичка", то Симкин заключает, что самые известные абстракционисты не заслуживают рейтинга выше любителя класса D по классификации Эло.

Обсудить
Наука и техника

Пусть полетает

Какое ПО нужно беспилотнику и как на этом заработать
Очеловеченный фургон
Длительный тест стильно-пассажирского VW Multivan
ОСАГО надо?
Автомобильные аварии, превращенные в искусство
Самые крутые локомобили
Машины, которые ездят по рельсам
Самые выдающиеся французские машины
10 автомобилей из Франции, ставших культовыми
Москва за нами
Какие квартиры можно купить в пределах МКАД по цене до трех миллионов рублей
Зависли на хате
Украинцы придумали дом, который может обойтись без российского газа
Чудеса селекции
Что получится, если скрестить квартиру с дачей: опыт россиян
Сносное настроение
Демонтаж жилых домов в Москве: что нужно знать
Вышка светит
Как выглядит частный особняк, побивший мировой рекорд этажности