Главное о коронавирусе в России
Новости партнеров

Биологи реконструировали геном возбудителя "Черной смерти"

Yersinia pestis. Фото Rocky Mountain Laboratories, NIAID, NIH

Биологи реконструировали геном возбудителя бубонной чумы, истребившей между 1347 и 1351 годами миллионы европейцев. Статья ученых появилась в журнале Nature, а ее краткое изложение приводят SienceNOW и университет Макмастера, сотрудники которого принимали участие в работе.

Возбудитель бубонной чумы был открыт в 1894 году и получил имя Pasteurella pestis (в 60-х годах прошлого века бактерия была переименована в Yersinia pestis). Вместе с тем только в 2000-х ученым удалось установить, что именно эта бактерия была ответственна за эпидемии в Европе, включая печально знаменитую "Черную Смерть". Связь с последней была окончательно установлена только в 2010 году, после выхода соответствующей работы в журнале PLoS Pathogenes.

В рамках новой работы ученые восстанавливали геном Yersinia pestis, обитавших более 650 лет назад, используя образцы, полученные после вскрытия чумных захоронений в Лондоне. По словам ученых, оказалось, что с точки зрения генома за прошедшее время возбудитель болезни изменился несильно.

Теперь исследователи хотят определить, как эти отличия влияли на вирулентность Y. pestis. Дело в том, что высокую смертность от чумы обычно связывают с антисанитарией, царившей в средневековых городах, а новое исследование поможет проверить эту гипотезу.

Ученые также отмечают, что реконструированный ими штамм Yersinia pestis может считаться предком всех видов чумы, которые есть в современном мире. Сейчас от чумы ежегодно гибнет несколько тысяч человек.

Наука и техника00:01 4 апреля