Российская академия наук раскритиковала автоматическую систему проверки научных работ на плагиат, призвав давать оценку научной ценности диссертаций исключительно с помощью экспертов. Об этом сообщает «Интерфакс» со ссылкой на заместителя главного ученого секретаря президиума РАН Владимира Иванова.
«Научную оценку может давать только научный совет. Не дилетанты должны заниматься такими вещами, а квалифицированные люди», — заявил Иванов. По словам заместителя ученого секретаря, автоматическая система (например, «Антиплагиат»), сравнивая научные работы, только «находит определенное сходство, а дальше все то, что откопала система, выбрасывается в открытую печать».
При этом специальных экспертных органов РАН создавать не планирует. «Предложение, которое мы делали — это создание собственной системы аттестации научных кадров. Мы его обсуждаем и думаем, что здесь эти вопросы будут сняты», — сказал Иванов.
Заместитель ученого секретаря также сообщил, что в диссертациях своих сотрудников РАН плагиата пока не обнаружила. «У нас пока нет прямых указаний на такие вещи — мы их не наблюдаем. Если, конечно, будут — мы будем разбираться, но пока мы этого не видим», — констатировал Иванов.
В данный момент в Сети доступны несколько сервисов для автоматического сличения текстов. Наиболее известной из них является система «Антиплагиат», запущенная в 2005 году. Эта система вкупе с проверкой вручную использовалась журналистами и блогерами при обнаружении плагиата в диссертациях российских политиков и чиновников, в том числе сотрудников Минобрнауки.
Диссертанты, уличенные «Антиплагиатом» в заимствованиях, и их защитники неоднократно заявляли о несовершенстве автоматической системы. Так, например, член комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике, кандидат исторических наук Сергей Щеблыгин заявил, что система «в общем-то, не совсем эффективна», так как «не до конца позволяет быть уверенным, что те оценки, которые она выдает, достаточно правдивы».
Некоторые же блогеры и вовсе обвинили министра образования Дмитрия Ливанова в лоббировании «Антиплагиата», а в его сообщники записали бывшего начальника департамента Минобрнауки Артемия Никитова и ученого Михаила Гельфанда.