Администрация Рижской гуманитарной средней школы, в которой недавно были замечены украшения в виде свастики, выступила с объяснениями. Об этом сообщает Mixnews.
Директор учебного заведения Инета Рудзите заявила, что школьники изучают фольклор, элементом которого является «огненный крест» (так в Латвии называют свастику — прим. Ленты.Ру). «Школьники на уроке труда, изучая латвийский фольклор, выпиливают из фанеры различные символы, в том числе и Крест Огня. Этот знак символизирует счастье и удачу, а то, как его трактуют в народе – дело другое», — отметила она.
Ранее, когда свастику в школе заметили журналисты, Рудзите ее наличие вообще отрицала. «Мало ли, кто что выложил или написал. Я на сто процентов уверена, что никаких изображений свастики у нас нет», — говорила она.
В пресс-службе Рижской думы, комментируя новость о свастике, заявили, что ее изучение предусмотрено школьной программой. «Согласно постановлению кабинета министров, во время учебного процесса школьник обязан изучать народный фольклор и такой символ, как Крест Огня, который имеет множество разных названий», — отметила представительница пресс-службы Индра Вилде.
Символы свастики в одном из кабинетов школы на днях заметил и сфотографировал журналист радио Baltkom.
В Латвии в последнее время уже происходили скандальные истории, связанные с публичной демонстрацией этого символа. В ноябре прошлого года, в частности, на стадионе в Риге, перед началом хоккейного матча между «Динамо» и «Югрой», на льду был развернут орнамент, напоминающий свастику. Пресс-секретарь рижского «Динамо» Янис Степитис заявил, что это был «латвийский традиционный символ». Позднее рижский клуб был оштрафован Континентальной хоккейной лигой.
В конце декабря резонанс вызвал поступок латвийского депутата-националиста Яниса Иесалниекса (представляемый им националистический блок входит в правящую парламентскую коалицию). Он разместил в твиттере снимки печенья в форме свастики, отметив, что в его семье такая выпечка является рождественской традицией.
В латышской культуре, как и в культуре многих других народов, свастика существовала издавна. Защитники «огненного» или «громового креста» призывают не уравнивать его с той свастикой, что использовалась немецкими нацистами. Между тем в 1930-е годы латышская свастика использовалась местными националистами. Тогда была создана фашистская организация «Громовой крест», лидер которой Густав Целминьш выступал за «Латвию только для латышей». После того, как Латвия была оккупирована, он сотрудничал с гитлеровцами. После распада СССР «Громовой крест» в Латвии был на некоторое время восстановлен.