Биологи сравнили метилирование ДНК древних и современных людей

Пещера на Алтае, где найдены останки денисовского человека

Команда ученых Израиля, Германии и Испании составила карты метилирования ДНК неандертальца и денисовского человека и сравнила их с аналогичными картами современного человека. Свое исследование авторы опубликовали в журнале Science, кратко о нем можно прочитать на сайте Phys.org.

Биологи проследили естественные процессы распада метилированных и неметилированных цитозинов в ископаемых костных фрагментах неандертальца и денисовского человека. По продуктам разложения авторы восстановили метилированные ДНК древних людей, которые сравнили с генами современного человека. В результате ученые определили около двух тысяч областей ДНК, значительно отличающихся масштабами метилирования.

В частности, среди найденных участков есть такие, которые могли бы объяснить различия в анатомическом строении между древними и современными людьми и указать на восприимчивость видов к неврологическим заболеваниям.

Метилирование ДНК ─ процесс модификации ДНК присоединением метильной группы к цитозину, который вместе с рибозой образует нуклеотид цитидин. Процедура не меняет саму структуру нуклеотидной последовательности, но влияет на экспрессию генов, в частности может стимулировать рост злокачественных образований или провоцировать появление психических заболеваний.

Как заявляют биологи, для составления подробной карты метилирования ДНК им не хватает фрагментов ископаемых останков (в особенности, денисовского человека). В дальнейшем исследователи планируют изучить эпигенетику древних людей и выявить ее влияние на современного человека.