Запуск эксплуатации Ковыктинского газоконденсатного месторождения, состоявшийся в конце декабря 2022 года, не будет способствовать газификации Иркутской области. Такое мнение, по сообщениям СМИ, высказали эксперты, которые уверены, что «упоминание газификации в контексте освоения Ковыкты носит скорее ритуальный характер».
Ввод месторождения в эксплуатацию состоялся 21 декабря 2022 года. Отмечается, что за процессом дистанционно наблюдал президент России Владимир Путин, что должно было подчеркивать важность события для отечественной экономики. Иркутский газ начал поступать в магистральный газопровод «Сила Сибири» и, как сообщали в «Газпроме», на пике мощности месторождение будет направлять в него 27 миллиардов кубометров газа в год. Общие запасы Ковыкты при этом оцениваются в 1,8 триллиона кубометров.
Губернатор Иркутской области Игорь Кобзев отмечал, что сотрудничество с «Газпромом» должно открыть перед Иркутской областью новые возможности.
«В первую очередь по созданию регионального газохимического комплекса в городах Саянске и Ангарске, это развитие площадки в Усольехимпроме, которая сегодня переживает новое рождение. Кроме того, это перевод угольных теплоисточников на газ в Центральной экологической зоне озера Байкал и других населенных пунктов», — говорил он.
Но за время изучения и разведки месторождения, на которые у «Газпрома» ушло десять лет, Ковыкта стала крупным месторождением на востоке России. В итоге проект стал экспортным.
Ключевым потребителем газа стал Китай, и, по мнению экспертов, спрос на поставки с его стороны будет только расти. Сергей Кондратьев из Института энергетики и финансов отмечал, что после снижения экспорта в ЕС запуск Ковыкты для «Газпрома» особенно важен: в этом году Китай отбирал газ с опережением графика. По оценкам эксперта, которые приводил «Коммерсант», этот тренд сохранится и в 2023 году, а экспорт по «Силе Сибири» может достичь 22–25 миллиардов кубометров. При этом аналитик видит сложности с скоординированным вводом добычных, транспортных и перерабатывающих мощностей для «Силы Сибири» из-за санкций.
«От запуска Ковыкты Иркутская область получит минимум. Возможно, поселки Жигаловского и Казачинско-Ленского районов, по которым проходит трубопровод, будут обеспечены газом для бытовых нужд. О развитии газохимии, о масштабной газификации региона речи уже не идет. Это в чистом виде экспортный проект. Он если и принесет дополнительные бонусы, то дальневосточным регионам, где построены заводы по переработке газа», — считает директор Института систем энергетики им. Л. А. Мелентьева СО РАН Валерий Стенников.
Надежды на газификацию региона связаны и с другим проектом — с будущим строительством магистрального трубопровода «Сила Сибири – 2» и его продолжением «Союз Восток». Эта магистраль должна идти из Тюменской области через Томскую область, Красноярский край, Иркутскую область в Монголию, а оттуда — в Китай. В октябре прошлого года планы по ее строительству подтвердил Владимир Путин.
Газопровод должен пройти из России в Китай через Монголию. Ресурсной базой проекта могут стать месторождения Ямала и Надым-Пур-Тазовского региона ЯНАО, Ковыктинское месторождение «Газпрома» в Иркутской области и ресурсы Красноярского края.
Однако и здесь аналитики уверены, что компании больше заинтересованы в экспорте ресурсов, а не в газификации региона. «Российские государственные корпорации хотят продавать газ в Китай», — прокомментировал председатель палаты экологических организаций Гражданской ассамблеи Павел Гудовский. Тема газификации для региона в целом очень болезненная: местные СМИ регулярно указывают на многолетние обещания местной власти газифицировать отрасль, которые, по их мнению, так и не сбылись. Например, в Irk.media отмечали, что по состоянию на 2021-ый, уровень газификации Иркутской области составлял лишь 9,4 процента при среднероссийском показателе в 71,4 процента.
Само Ковыктинское месторождение было открыто в конце 80-х годов ХХ века и изначально считалось относительно небольшим по запасам.
Однако со временем Ковыкта стала считаться основой для перспективного развития газохимической промышленности в Восточной Сибири. А трубопровод от нее мог дойти уже до Ангарска и Иркутска. В областной столице планировалось построить газовую ТЭЦ в качестве резервного теплоисточника, которая на данный момент так и не построена.