Появилась полная расшифровка переговоров экипажа пассажирского самолета авиакомпании Azerbaijan Airlines (AZAL), потерпевшего крушение под казахстанским городом Актау 25 декабря 2024 года, с диспетчерами. Расшифровку опубликовала Baza.
Узнайте больше в полной версии ➞Из нее следует, что решения не садиться в Грозном, не лететь в Махачкалу, а затем следовать обратно в Баку — и в результате лететь в Актау — экипаж потерпевшего крушение самолета принимал самостоятельно.
Диспетчеры предлагали экипажу садиться сначала в Грозном, затем — в Махачкале. Также экипажу сообщали информацию об обстановке в других российских аэропортах. Кроме того, из расшифровок ясно, что версию о столкновении самолета с птицами, а также о взорвавшемся на борту газовом баллоне озвучил именно экипаж самолета в переговорах с диспетчерами. Этот факт опровергает обвинения президента Азербайджана Ильхама Алиева в адрес российской стороны о том, что версия о столкновении авиалайнера с птицами и взрыве баллона якобы не имела оснований.
«Одним из моментов, который нас огорчил и удивил, было то, что российские официальные структуры выдвинули версии о взрыве какого-то газового баллона. То есть это открыто показывало, что российская сторона хочет замять вопрос, и это, конечно, никому не делает чести», — заявлял Алиев.
Также из расшифровок следует, что внешнее воздействие на самолет действительно было, но пилот не стал объявлять на борту чрезвычайную ситуацию.
Президент Азербайджана Ильхам Алиев заявлял ранее, что самолет получил повреждения с земли. Однако он выразил уверенность, что самолет был сбит не специально.
«Но и первоначальные версии достаточно обоснованы и опираются на факты. А факты заключаются в том, что азербайджанский гражданский самолет получил повреждения извне на территории России, близ города Грозного, и практически потерял управление», — заявлял глава государства.
Отдельно в своем выступлении на телеканале AzTV Алиев подчеркнул, что Баку не считает, что самолет сбили намеренно.
При этом президент Азербайджана требовал от России «признания вины, наказания виновных и выплаты компенсаций» в связи с крушением самолета AZAL. Он добавил, что Баку открыто изложил российской стороне свои требования. Одно из них — принесение извинений за случившееся — Москва уже выполнила.
Министр иностранных дел России Сергей Лавров ранее призвал не нагнетать в медийном пространстве атмосферу по поводу причин крушения самолета под Актау.
Как отметил Лавров, содержимое черных ящиков дало «немало интересной информации», которая лишний раз убеждает в необходимости дождаться полноценного расследования. Кроме того, министр подчеркнул, что некоторые заявленные в СМИ предварительные выводы по большому счету не подтверждаются данными с черных ящиков.
Как заявлял Лавров, Россия и Азербайджан могут решать любые вопросы, в том числе в контексте авиакатастрофы самолета AZAL.
Официальный представитель Кремля Дмитрий Песков подчеркивал, что Россия хочет объективного расследования авиакатастрофы с самолетом Azerbaijan Airlines. Песков подчеркнул, что с момента трагедии российский президент Владимир Путин и его азербайджанский коллега Ильхам Алиев дважды говорили по телефону. Более того, Путин приносил свои извинения и высказал слова сожаления.
Самолет Embraer 190 авиакомпании AZAL, выполнявший рейс Баку — Грозный, потерпел крушение под Актау утром 25 декабря 2024 года. На борту находились 67 человек, 38 из них не выжили.