Власти Белоруссии объявили об амнистии 123 политзаключенных, осужденных по обвинениям в шпионской, террористической и экстремистской деятельности. Решение было принято на фоне договоренностей с США и сигналов о возможном смягчении санкционного давления на республику.
Узнайте больше в полной версии ➞Среди прочих, на свободе оказался белорусский оппозиционер Виктор Бабарико. Его называли главным соперником Лукашенко на президентских выборах 2020 года. Он собрал более 400 тысяч подписей в свою поддержку, однако был арестован и не зарегистрирован кандидатом. Также из колонии освободили другого лидера оппозиции — Марию Колесникову.
Среди освобожденных иностранцев — граждане Великобритании, США, Литвы, Украины, Латвии, Австралии и Японии. В Минске подчеркнули, что решение направлено на улучшение отношений с зарубежными партнерами и стабилизацию ситуации в Европе.
Белоруссия прислушалась к просьбам руководителей других государств и отпустила заключенных «исходя из гуманитарных принципов и общечеловеческих и семейных ценностей». Особую роль сыграл президент США Дональд Трамп, предложивший отменить санкции против калийной отрасли Белоруссии.
Более 100 помилованных в Белоруссии политзаключенных были отправлены на Украину в рамках обмена. Об этом сообщила пресс-секретарь белорусского лидера Александра Лукашенко Наталья Эйсмонт. По ее словам, их передали в обмен на попавших в плен белорусов и раненых россиян. Эйсмонт добавила, что за первых Лукашенко особенно просили их родственники.
При этом один из готовившихся к освобождению заключенных — журналист польского происхождения, активист Союза поляков Белоруссии Анджей Почобут — остался в тюрьме. В МИД Польши отметили, что условием его помилования был немедленный выезд из Белоруссии. Однако журналист отказался принять это условие.
Политолог Андрей Суздальцев в разговоре с «Лентой.ру» предположил, что отправка помилованных белорусских политзаключенных на Украину по сути является политической депортацией, в итоге они осядут в Польше и Литве.
Он указал, что на свободу вышли люди разных политических взглядов и далеко не все поддерживают политику нынешней главы офиса белорусской оппозиции Светланы Тихановской. «Они не возвращаются к семьям, они оказываются в эмиграции, и есть вопрос, на что они будут жить. Думать, что вот офис [Тихановской] как-то возьмет их на содержание, было бы странно. Кто выезжал раньше, те сейчас живут очень тяжело, насколько мы знаем. Никакой особой финансовой поддержки у них нет», — считает эксперт. На Украине им также не найдется места, поскольку Киеву белорусская оппозиция нужна только в виде добровольцев, которые могут отправиться на фронт, резюмировал Суздальцев.