7 мая в столице Швеции открылся музей, посвященный, возможно, самым известным уроженцам этой страны за последнее столетие — группе ABBA. Так как, с точки зрения большинства поклонников коллектива, его распад до сих пор можно считать событием обратимым, то и музей получился не из тех, что «увековечивает память» — скорее, он приглашает внутрь творческого процесса любимых исполнителей, осуществлявшегося в те времена, когда они были вместе.
Фото: Jonathan Nackstrand / AFP
Музей ABBA станет частью музыкального Зала славы Швеции. Музейный комплекс, посвященный истории популярной музыки этой страны, расположен в центре Стокгольма рядом с парком развлечений Грёна Лунд. Руководство музея рассчитывает принимать до 200 тысяч посетителей в год.
Фото: Jonathan Nackstrand / AFP
По сообщениям, билеты в музей будут продаваться только по безналичному расчету. Это инициатива Бьорна Ульвеуса — по его словам, он мечтает о том, чтобы Швеция стала первым государством в мире, которое сможет обходиться без наличных денег.
Фото: Jonathan Nackstrand / AFP
Сценические костюмы в карьере ABBA сыграли сопоставимую с песнями роль. Понятно, что и в музейных фондах они составляют немалую долю. По свидетельствам первых посетителей, обилие разноцветного бархата, спандекса и блесток в каждой второй витрине музея создает очень специфическое настроение какого-то торжества.
Фото: Jonathan Nackstrand / AFP
«Года два назад я примерил некоторые старые костюмы, в которых мы выступали, и они мне все еще как раз, — сказал Бьорн Ульвеус на пресс-конференции перед открытием музея. — Я, конечно, носить их больше не буду — разве что жена сильно попросит».
Фото: Jonathan Nackstrand / AFP
Вход в общественный парк (Folkets Park) города Гамлеби — начало начал ABBA. Именно здесь в 1966 году Бьорн Ульвеус встретился с Бенни Андерссоном. Тогда Ульвеус был участником группы Hootenanny Singers, а Андерссон играл на клавишных в группе The Hep Stars. На концерте в парке музыканты познакомились и вскоре решили написать вместе песню.
Фото: Jonathan Nackstrand / AFP
Помимо любви к музыке ABBA, создатели музея сыграли еще на одном чувстве своих посетителей — ностальгии: интерьеры музея подобраны в соответствии с трендами тридцатипятилетней давности.
Фото: Jonathan Nackstrand / AFP
В США альбом становится «золотым», если продался тиражом в 500 тысяч копий, в Британии планка — 100 тысяч, в странах континентальной Европы этот порог ниже. Но даже по американской шкале «золотыми» альбомами ABBA можно мостить улицу: в мире продано более 379 миллионов копий записей этой группы.
Фото: Jonathan Nackstrand / AFP
В СССР фирма «Мелодия» выпустила по лицензии четыре полноценных альбома группы — большего внимания не удостаивался ни один зарубежный артист, кроме оркестра Джеймса Ласта (пять пластинок). А министерство культуры ПНР в 1977 году потратило все деньги, выделенные из бюджета на издание иностранной музыки, на печать 800 тысяч копий пластинки «Arrival». Это случилось после выступления группы на польском телевидении («ABBA w Studio 2»). К слову, то выступление было единственным (если не считать концерты в ГДР) появлением ABBA в стране соцлагеря.
Фото: Jessica Gow / Reuters
Когда в 1979 году ABBA отправлялась в свое первое американское турне, товары с их логотипом продавали более 100 тысяч магазинов по всей стране. Лицензиаты-производители выплачивали отчисления группе в размере, превышавшем миллион долларов в год.
Фото: Jonathan Nackstrand / AFP
Новый музей сочетает в себе как классическую концепцию собрания личных вещей с созданием соответствующей атмосферы, так и максимальное вовлечение посетителей в музейное пространство и взаимодействие с экспонатами.
Фото: Jonathan Nackstrand / AFP
Иными словами, посетителям предлагается полюбить не только ABBA в себе, но и себя в ABBA. Чтобы почувствовать себя на месте группы в период ее расцвета, все желающие могут сделать собственную версию обложки альбома «Arrival» 1976 года.
Фото: Jonathan Nackstrand / AFP
В музее есть и инструменты участников ABBA, и аппаратура, стоявшая в Polar Studio, где группа записывалась. В одном зале воссоздали загородный дом, где коллектив сочинял песни, а в другом стоит пианино Бенни Андерссона, подключенное к инструменту в его студии. Экспонат начинает играть всякий раз, когда артист садится за клавиши у себя. Еще одним интерактивным экспонатом являются кабинки, в которых желающие могут пройти прослушивание и создать демо-запись.
Фото: Jonathan Nackstrand / AFP
В музее предусмотрено и место отправления естественных в данном заведении потребностей — подсвеченный снизу прозрачный диско-танцпол.
Фото: Jonathan Nackstrand / AFP
В одном из уголков музея расположен телефон связи между музыкантами и поклонниками. Его номер известен лишь участникам ABBA, при желании и наличии свободного времени они могут набрать его и пообщаться с тем посетителем, который снимет трубку.
Фото: Jonathan Nackstrand / AFP
С группой, наконец, можно спеть в качестве пятого-шестого участника квартета.
Фото: Jonathan Nackstrand / AFP
Кажется, главной задачей кураторов музея было создание у посетителя ощущения, будто участники ABBA а) вместе, б) рядом с ним. Изображения, звуки, личные вещи, целые комнаты выглядят так, словно музыканты только недавно вышли и скоро вернутся.
Фото: Jonathan Nackstrand / AFP
Открытие музея сопровождалось концертом, точка была поставлена фейерверком и хоровым исполнением «Thank You For The Music». Торжество омрачало лишь то, что на церемонии открытия не появилась Агнета Фельтског, занятая продвижением своего сольного альбома. Сама Агнета тоже переживала из-за того, что не смогла приехать.
Фото: Jonathan Nackstrand / AFP
Бывшие участники ABBA охотно помогали создателям музея как советом, так и финансами. Несмотря на приподнятое настроение поклонников группы, вызванное открытием музея, на воссоединение коллектива рассчитывать не приходится. «Я могу точно сказать, что ABBA вместе выступать не будет», — сказал журналистам Бьорн Ульвеус в ответ на неизбежный вопрос любому участнику ABBA на любом мероприятии, связанном с группой.