21 марта в Москве широко отметят День таксиста. В этом году исполняется 90 лет таксомоторным перевозкам. В честь праздника и в рамках благотворительной акции в помощь тяжелобольным детям по городу будут ездить 19 желтых машин со звездами кино, спорта, театра за рулем. Среди участников акции — Александр Буйнов, Евгений Плющенко, Федор Бондарчук, Михаил Пореченков. В преддверии праздника «Лента.ру» обратилась к истории московского такси.
Фото: РИА Новости
История московского такси началась еще до революции. В городе существовало несколько типов извозчиков: ванька, лихач и голубчик. Самый дешевый городской извозчик — ванька — обычно был крестьянином, ездил в поисках клиентов по улицам в калибере (примитивной повозке без рессор) летом, а зимой — в санях. Дорогого лихача нанимали на продолжительный срок богачи, потому что у извозчика были самые красивые и быстрые лошади. Голубчик — профессиональный извозчик в форменной одежде, ожидавший клиентов на извозчичьей бирже. Конкретного тарифа не было, приходилось торговаться. Обычно платили от 20 копеек до 1 рубля. За неправильно прибитый номерной знак, остановку в неположенном месте, поцарапанный или грязный экипаж, рваный кафтан таксисту грозил штраф.
Фото: РИА Новости
Первый автомобиль-такси появился в Москве 1 сентября 1907 года, когда неизвестный привесил к своему небольшому «Ольдс-мобилю» табличку «Извозчик. Такса по соглашению». Идея была быстро заимствована другими предприимчивыми владельцами автомобилей. Устные договоренности вскоре сменились четкими тарифами: 40 копеек с троих пассажиров за первую версту и 30 — за каждую последующую. Ночью тариф возрастал на 20 процентов.
Фото: Аркадий Шайхет / «Коммерсантъ»
У каждого такси было определенное место для стоянки, в том числе и у вокзалов. Первая такая парковка появилась в 1907 году на Страстной (Пушкинской) площади. В революционном 1917 году такси, считавшееся буржуазным атрибутом, исчезло с городских улиц. Вновь горожане увидели его к концу 1920-х годов.
Фото: «Коммерсантъ»
В годы Великой Отечественной войны городские таксопарки вновь закрылись, автомобили были реквизированы для нужд армии. В 1944 году Первый таксомоторный парк возобновил работу. В послевоенное время к москвичам выезжали новенькие ГАЗ-М20 «Победа» и ЗИС-110 серого цвета с фирменными, впервые появившимися тогда шашечками. О том, что автомобиль свободен, пассажиры узнавали по зажигающейся зеленой лампочке на лобовом стекле.
Фото: Наум Грановский / ТАСС
В «Победе» пассажиры в холодное время не мерзли — в автомобиле была установлена печка. А таксисты любили культовый автомобиль за относительно низкий для того времени расход бензина.
Фото: РИА Новости
Не обделяли вниманием такси и таксистов и советские режиссеры. Машины с шашечками появляются в фильмах «Золотой теленок», «Зеленый огонек», «Три тополя на Плющихе», «Горожане», «Люди и манекены».
Фото: Галина Киселева / РИА Новости
В 1960-е годы начинают курсировать маршрутные микроавтобусы — РАФ-977 и ПАЗ-652.
Фото: Владимир Вяткин / РИА Новости
Личных автомобилей в собственности было немного, поэтому доехать до ЗАГСа с ветерком можно было на такси.
Фото: Александр Ласкин / РИА Новости
В советских таксопарках машины перед выездом на линию проверяли, а каждый шофер проходил медосмотр.
Фото: AP
Для удобства интуристов почти все машины такси к Олимпиаде 1980 года выкрасили в желтый цвет.
Фото: Федосеев / РИА Новости
В 1990-е самыми популярными автомобилями, работавшими в московском такси, стали ГАЗ-31029, «Москвич-2141» и обновленный «Москвич-2141 Святогор», а также ГАЗ 3110 «Волга».
Фото: Алексей Крутов / ТАСС
В современной Москве горожане могут воспользоваться самыми разными видами такси, включая водное, мото-, вело- и др. Автопарк такси полностью обновился: отечественный автопром на улицах города сменили иномарки.
фото: Артем Коротаев / ТАСС
В борьбе за клиента таксопарки предоставляют различные сервисы: от детского кресла до перевозки домашних питомцев.
Фото: Александр Саверкин / ТАСС
Женщины-водители такси — не редкость на улицах города.
Фото: Артем Геодакян / ТАСС
Идея традиционных для Азии велорикш была приспособлена в Москве для комфортных прогулок по большим территориям городских парков.
Фото: Денис Гришин / ТАСС
Службы социального такси бесплатно доставляют инвалидов, ветеранов войны и пенсионеров в медицинские учреждения, аптеки, магазины.
Фото: Максим Шаметов / ТАСС
Столичные власти в 2014 году обнародовали планы по развитию в Москве вертолетного такси. По мнению градостроителей, вертолеты избавят город от пробок, хоть и будут по карману не каждому: одна поездка обойдется в несколько тысяч рублей.
Фото: Михаил Фомичев / РИА Новости
Все большей популярностью у москвичей пользуется мототакси, которое позволяет не стоять в пробках.
Фото: Руслан Кривобок / РИА Новости
В марте в Москве будет выдана пятидесятитысячная лицензия на перевозки такси.