Наши люди в булочную на такси не ездят! История столичного извоза от ваньки до вертолетов и мототакси

19 фото

21 марта в Москве широко отметят День таксиста. В этом году исполняется 90 лет таксомоторным перевозкам. В честь праздника и в рамках благотворительной акции в помощь тяжелобольным детям по городу будут ездить 19 желтых машин со звездами кино, спорта, театра за рулем. Среди участников акции — Александр Буйнов, Евгений Плющенко, Федор Бондарчук, Михаил Пореченков. В преддверии праздника «Лента.ру» обратилась к истории московского такси.

История московского такси началась еще до революции. В городе существовало несколько типов извозчиков: ванька, лихач и голубчик. 
Самый дешевый городской извозчик — ванька — обычно был крестьянином, ездил в поисках клиентов по улицам в калибере (примитивной повозке без рессор) летом, а зимой — в санях. Дорогого лихача нанимали на продолжительный срок богачи, потому что у извозчика были самые красивые и быстрые лошади. Голубчик — профессиональный извозчик в форменной одежде, ожидавший клиентов на извозчичьей бирже. Конкретного тарифа не было, приходилось торговаться. Обычно платили от 20 копеек до 1 рубля. За неправильно прибитый номерной знак, остановку в неположенном месте, поцарапанный или грязный экипаж, рваный кафтан таксисту грозил штраф.

Первыми таксистами в Москве были извозчики

Фото: РИА Новости

История московского такси началась еще до революции. В городе существовало несколько типов извозчиков: ванька, лихач и голубчик. Самый дешевый городской извозчик — ванька — обычно был крестьянином, ездил в поисках клиентов по улицам в калибере (примитивной повозке без рессор) летом, а зимой — в санях. Дорогого лихача нанимали на продолжительный срок богачи, потому что у извозчика были самые красивые и быстрые лошади. Голубчик — профессиональный извозчик в форменной одежде, ожидавший клиентов на извозчичьей бирже. Конкретного тарифа не было, приходилось торговаться. Обычно платили от 20 копеек до 1 рубля. За неправильно прибитый номерной знак, остановку в неположенном месте, поцарапанный или грязный экипаж, рваный кафтан таксисту грозил штраф.

Первый автомобиль-такси появился в Москве 1 сентября 1907 года, когда неизвестный привесил к своему небольшому «Ольдс-мобилю» табличку «Извозчик. Такса по соглашению». Идея была быстро 
заимствована другими предприимчивыми владельцами автомобилей. Устные договоренности вскоре сменились четкими тарифами: 40 копеек с троих пассажиров за первую версту и 30 — за каждую последующую. Ночью тариф возрастал на 20 процентов.

Московское такси в середине 20-х годов прошлого века

Фото: РИА Новости

Первый автомобиль-такси появился в Москве 1 сентября 1907 года, когда неизвестный привесил к своему небольшому «Ольдс-мобилю» табличку «Извозчик. Такса по соглашению». Идея была быстро заимствована другими предприимчивыми владельцами автомобилей. Устные договоренности вскоре сменились четкими тарифами: 40 копеек с троих пассажиров за первую версту и 30 — за каждую последующую. Ночью тариф возрастал на 20 процентов.

У каждого такси было определенное место для стоянки, в том числе и у вокзалов. Первая такая парковка появилась в 1907 году на Страстной (Пушкинской) площади. В революционном 1917 году такси, считавшееся буржуазным атрибутом, исчезло с городских улиц. Вновь горожане увидели его к концу 1920-х годов.

Стоянка такси у Большого театра, Москва, 1935 год

Фото: Аркадий Шайхет / «Коммерсантъ»

У каждого такси было определенное место для стоянки, в том числе и у вокзалов. Первая такая парковка появилась в 1907 году на Страстной (Пушкинской) площади. В революционном 1917 году такси, считавшееся буржуазным атрибутом, исчезло с городских улиц. Вновь горожане увидели его к концу 1920-х годов.

В годы Великой Отечественной войны городские таксопарки вновь закрылись, автомобили были реквизированы для нужд армии. В 1944 году Первый таксомоторный парк возобновил работу. В послевоенное время к москвичам выезжали новенькие ГАЗ-М20 «Победа» и ЗИС-110 серого цвета с фирменными, впервые появившимися тогда шашечками. О том, что автомобиль свободен, пассажиры узнавали по зажигающейся зеленой лампочке на лобовом стекле.

ЗИС-110 Московского автозавода им. Сталина на площади Свердлова в Москве, 1947 год

Фото: «Коммерсантъ»

В годы Великой Отечественной войны городские таксопарки вновь закрылись, автомобили были реквизированы для нужд армии. В 1944 году Первый таксомоторный парк возобновил работу. В послевоенное время к москвичам выезжали новенькие ГАЗ-М20 «Победа» и ЗИС-110 серого цвета с фирменными, впервые появившимися тогда шашечками. О том, что автомобиль свободен, пассажиры узнавали по зажигающейся зеленой лампочке на лобовом стекле.

В «Победе» пассажиры в холодное время не мерзли — в автомобиле была установлена печка. А таксисты любили культовый автомобиль за относительно низкий для того времени расход бензина.

Такси на улицах Москвы, 1950-е годы

Фото: Наум Грановский / ТАСС

В «Победе» пассажиры в холодное время не мерзли — в автомобиле была установлена печка. А таксисты любили культовый автомобиль за относительно низкий для того времени расход бензина.

Не обделяли вниманием такси и таксистов и советские режиссеры. Машины с шашечками появляются в фильмах «Золотой теленок», «Зеленый огонек», «Три тополя на Плющихе», «Горожане», «Люди и манекены».

Народный артист СССР Олег Ефремов в роли шофера такси и народная артистка СССР Татьяна Доронина в роли Нюры в фильме Татьяны Лиозновой «Три тополя на Плющихе»

Фото: РИА Новости

Не обделяли вниманием такси и таксистов и советские режиссеры. Машины с шашечками появляются в фильмах «Золотой теленок», «Зеленый огонек», «Три тополя на Плющихе», «Горожане», «Люди и манекены».

В 1960-е годы начинают курсировать маршрутные микроавтобусы — РАФ-977 и  ПАЗ-652.

Пассажиры садятся в маршрутное такси, 1977 год

Фото: Галина Киселева / РИА Новости

В 1960-е годы начинают курсировать маршрутные микроавтобусы — РАФ-977 и ПАЗ-652.

Личных автомобилей в собственности было немного, поэтому доехать до ЗАГСа с ветерком можно было на такси.

Водитель московского такси везет молодоженов

Фото: Владимир Вяткин / РИА Новости

Личных автомобилей в собственности было немного, поэтому доехать до ЗАГСа с ветерком можно было на такси.

В советских таксопарках машины перед выездом на линию проверяли, а каждый шофер проходил медосмотр.

Технический осмотр автомобилей в таксомоторном парке №7

Фото: Александр Ласкин / РИА Новости

В советских таксопарках машины перед выездом на линию проверяли, а каждый шофер проходил медосмотр.

Для удобства интуристов почти все машины такси к Олимпиаде 1980 года выкрасили в желтый цвет.

Водитель такси встречает иностранных гостей Олимпиады-80 в Москве

Фото: AP

Для удобства интуристов почти все машины такси к Олимпиаде 1980 года выкрасили в желтый цвет.

В 1990-е самыми популярными автомобилями, работавшими в московском такси, стали ГАЗ-31029, «Москвич-2141» и обновленный «Москвич-2141 Святогор», а также ГАЗ 3110 «Волга».

Стоянка такси у Курского вокзала в Москве

Фото: Федосеев / РИА Новости

В 1990-е самыми популярными автомобилями, работавшими в московском такси, стали ГАЗ-31029, «Москвич-2141» и обновленный «Москвич-2141 Святогор», а также ГАЗ 3110 «Волга».

В современной Москве горожане могут воспользоваться самыми разными видами такси, включая водное, мото-, вело- и др. Автопарк такси полностью обновился: отечественный автопром на улицах города сменили иномарки.

Водное такси на одном из маршрутов по Москве-реке

Фото: Алексей Крутов / ТАСС

В современной Москве горожане могут воспользоваться самыми разными видами такси, включая водное, мото-, вело- и др. Автопарк такси полностью обновился: отечественный автопром на улицах города сменили иномарки.

В борьбе за клиента таксопарки предоставляют различные сервисы: от детского кресла до перевозки домашних питомцев.

Собака в специально оборудованном автомобиле зоотакси

фото: Артем Коротаев / ТАСС

В борьбе за клиента таксопарки предоставляют различные сервисы: от детского кресла до перевозки домашних питомцев.

Женщины-водители такси — не редкость на улицах города.

Служба женского такси с женщинами-водителями

Фото: Александр Саверкин / ТАСС

Женщины-водители такси — не редкость на улицах города.

Идея традиционных для Азии велорикш была приспособлена в Москве для комфортных прогулок по большим территориям городских парков.

Велотакси на ВВЦ

Фото: Артем Геодакян / ТАСС

Идея традиционных для Азии велорикш была приспособлена в Москве для комфортных прогулок по большим территориям городских парков.

Службы социального такси бесплатно доставляют инвалидов, ветеранов войны и пенсионеров в медицинские учреждения, аптеки, магазины.

Социальное такси в Москве

Фото: Денис Гришин / ТАСС

Службы социального такси бесплатно доставляют инвалидов, ветеранов войны и пенсионеров в медицинские учреждения, аптеки, магазины.

Столичные власти в 2014 году обнародовали планы по развитию в Москве вертолетного такси. По мнению градостроителей, вертолеты избавят город от пробок, хоть и будут по карману не каждому: одна поездка обойдется в несколько тысяч рублей.

Вертолетное такси

Фото: Максим Шаметов / ТАСС

Столичные власти в 2014 году обнародовали планы по развитию в Москве вертолетного такси. По мнению градостроителей, вертолеты избавят город от пробок, хоть и будут по карману не каждому: одна поездка обойдется в несколько тысяч рублей.

Все большей популярностью у москвичей пользуется мототакси, которое позволяет не стоять в пробках.

Мототакси на Садовом кольце

Фото: Михаил Фомичев / РИА Новости

Все большей популярностью у москвичей пользуется мототакси, которое позволяет не стоять в пробках.

В марте в Москве будет выдана пятидесятитысячная лицензия на перевозки такси.

Такси в Москве. Софийская набережная

Фото: Руслан Кривобок / РИА Новости

В марте в Москве будет выдана пятидесятитысячная лицензия на перевозки такси.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше