Под прессом 90-х Газеты и журналы, которые нас изменили

24 фото

В сентябре пользователи соцсетей вспоминали 1990-е годы: выкладывали свои фотографии, сделанные в то время, делились личными воспоминаниями о «лихих» годах. На этом фоне дискуссия о значении 1990-х в истории России вышла за рамки соцсетей. Политологи в очередной раз повели споры о потерях и приобретениях ельцинской поры. «Лента.ру» в свою очередь вспомнила, что читали те, кто выкладывает сегодня в соцсети ностальгические фото, какие газеты и журналы навсегда остались приметой того времени.

«Перед вами первый русский журнал для мужчин. Он необходим сегодня, потому что именно мужчины нуждаются в освобождении от стрессовой агрессивности и неудовлетворенности. Их психологическая свобода — залог освобождения общества от довлеющих комплексов искаженной эпохи». Так редакция глянцевого мужского журнала «Андрей» впервые обратилась к своей аудитории в 1991 году.

Агрессивность и неудовлетворенность сильной половины человечества «Андрей» снимал с помощью фотографий обнаженных девушек, но не только. Эротические фото занимали лишь пятую часть журнала. Остальное — разговор о проблемах, волнующих мужчин. В 1995 году в журнале было опубликовано скандальное эссе Виктора Ерофеева «Полет облака в штанах» — о российских мужчинах, растерявших свою честь и достоинство. В «Андрее» печатались и другие известные авторы. Владимир Войнович опубликовал там рассказ «Жизнь и переживания Вовы В.», а маг Юрий Лонго — колонку, в которой предсказал, что мода на гомосексуальность закончится в 2015 году.

Обложка журнала «Андрей»

«Перед вами первый русский журнал для мужчин. Он необходим сегодня, потому что именно мужчины нуждаются в освобождении от стрессовой агрессивности и неудовлетворенности. Их психологическая свобода — залог освобождения общества от довлеющих комплексов искаженной эпохи». Так редакция глянцевого мужского журнала «Андрей» впервые обратилась к своей аудитории в 1991 году. Агрессивность и неудовлетворенность сильной половины человечества «Андрей» снимал с помощью фотографий обнаженных девушек, но не только. Эротические фото занимали лишь пятую часть журнала. Остальное — разговор о проблемах, волнующих мужчин. В 1995 году в журнале было опубликовано скандальное эссе Виктора Ерофеева «Полет облака в штанах» — о российских мужчинах, растерявших свою честь и достоинство. В «Андрее» печатались и другие известные авторы. Владимир Войнович опубликовал там рассказ «Жизнь и переживания Вовы В.», а маг Юрий Лонго — колонку, в которой предсказал, что мода на гомосексуальность закончится в 2015 году.

«Мегаполис-экспресс» был первым бульварным изданием на постсоветском пространстве. «Мегаполис» начинал как вполне серьезная газета. В ней публиковалась Анна Политковская и другие журналисты, впоследствии добившиеся профессионального признания. Но в 1994 году издание меняет курс и начинает писать о нашествии крыс-мутантов, обитающих в метрополитене, лифтах-убийцах и женщинах-паучихах. Валерий Дудинский, стоявший у истоков такого «Мегаполис-экспресса», не скрывал, что большинство материалов в издании были взяты журналистами «из головы».  В 2011 году он признавался, что главный принцип, которым руководствовалась редакция, — любой ценой сделать так, «чтоб у читателя мозги вынесло к чертовой матери». Газета активно участвовала в формировании новояза. Бытует мнение, что слово «тазик», применительно к автомобилю «ВАЗ» впервые появилось именно на страницах «Мегаполиса».

Обложка газеты «Мегаполис-экспресс»

«Мегаполис-экспресс» был первым бульварным изданием на постсоветском пространстве. «Мегаполис» начинал как вполне серьезная газета. В ней публиковалась Анна Политковская и другие журналисты, впоследствии добившиеся профессионального признания. Но в 1994 году издание меняет курс и начинает писать о нашествии крыс-мутантов, обитающих в метрополитене, лифтах-убийцах и женщинах-паучихах. Валерий Дудинский, стоявший у истоков такого «Мегаполис-экспресса», не скрывал, что большинство материалов в издании были взяты журналистами «из головы». В 2011 году он признавался, что главный принцип, которым руководствовалась редакция, — любой ценой сделать так, «чтоб у читателя мозги вынесло к чертовой матери». Газета активно участвовала в формировании новояза. Бытует мнение, что слово «тазик», применительно к автомобилю «ВАЗ» впервые появилось именно на страницах «Мегаполиса».

Журнал «Лиза» появился на свет в 1990 году и был одним из самых массовых изданий той поры. Во времена, когда интернет еще не придумали, он был чуть ли не единственным источником информации для постсоветских домохозяек о кулинарии, моде, красоте и психологии. «Лизу» читали в столичном метро и выписывали в отдаленных уголках России. Подшивки журнала до сих пор можно встретить в домах рачительных и сентиментальных россиянок.

Обложка журнала «Лиза»

Журнал «Лиза» появился на свет в 1990 году и был одним из самых массовых изданий той поры. Во времена, когда интернет еще не придумали, он был чуть ли не единственным источником информации для постсоветских домохозяек о кулинарии, моде, красоте и психологии. «Лизу» читали в столичном метро и выписывали в отдаленных уголках России. Подшивки журнала до сих пор можно встретить в домах рачительных и сентиментальных россиянок.

1990-е без журнала «Бурда» — не 1990-е. Издание пришло в Россию в перестроечные годы и настолько плотно срослось с образом жизни российских домохозяек, что вообразить себе дом, в котором бы не было «Бурды», довольно сложно.

Обложка журнала «Бурда»

1990-е без журнала «Бурда» — не 1990-е. Издание пришло в Россию в перестроечные годы и настолько плотно срослось с образом жизни российских домохозяек, что вообразить себе дом, в котором бы не было «Бурды», довольно сложно.

Любовь россиянок «Бурда» завоевала благодаря не только модным на Западе моделям одежды, но и выкройкам в приложении, по которым эту одежду можно было сшить.

Страница журнала Burda

Любовь россиянок «Бурда» завоевала благодаря не только модным на Западе моделям одежды, но и выкройкам в приложении, по которым эту одежду можно было сшить.

Журнал «Бурда» одним из первых в стране начал рассказывать россиянкам, как нужно ухаживать за собой.

Страница журнала Burda

Журнал «Бурда» одним из первых в стране начал рассказывать россиянкам, как нужно ухаживать за собой.

Газета «Сегодня» родилась в 1993 году. Она была вторым по значимости изданием после «Коммерсанта» в начале и середине 1990-х. Но если «Ъ» был лидером в бизнес-тематике, то «Сегодня» заняла это место на общественно-политическом поприще. Руководство газеты смогло собрать поистине звездный состав. В газете работали Леонид Радзиховский, Сергей Пархоменко, Юлия Латынина, Михаил Леонтьев, Татьяна Малкина, Елизавета Осетинская. «Сегодня» вместе с НТВ и журналом «Итоги» входила в холдинг Владимира Гусинского. В 2001 году, после передачи медиаактивов группы «Мост» в «Газпром-Медиа», новый владелец закрыл издание.

Первая полоса газеты «Сегодня»

Газета «Сегодня» родилась в 1993 году. Она была вторым по значимости изданием после «Коммерсанта» в начале и середине 1990-х. Но если «Ъ» был лидером в бизнес-тематике, то «Сегодня» заняла это место на общественно-политическом поприще. Руководство газеты смогло собрать поистине звездный состав. В газете работали Леонид Радзиховский, Сергей Пархоменко, Юлия Латынина, Михаил Леонтьев, Татьяна Малкина, Елизавета Осетинская. «Сегодня» вместе с НТВ и журналом «Итоги» входила в холдинг Владимира Гусинского. В 2001 году, после передачи медиаактивов группы «Мост» в «Газпром-Медиа», новый владелец закрыл издание.

Номер журнала, приуроченный к 1 апреля. Модные и концептуальные дизайнеры 1990-х поработали над имиджем журналистов «Сегодня».

Номер журнала, приуроченный к 1 апреля. Модные и концептуальные дизайнеры 1990-х поработали над имиджем журналистов «Сегодня».

«"Птюч" — российский ежемесячный глянцевый журнал, посвященный модным тенденциям молодежной культуры середины 1990-х — начала 2000-х», — рассказывает нам «Википедия». На самом же деле даже основатель и главный редактор журнала Игорь Шулинский позже признавался, что не понимает, о чем были тексты «Птюч» и как они могли пользоваться популярностью. А популярность была невероятная: «Птюч» стал библией для рейверов. Журнал рассказывал об уличной моде, музыкальных тусовках, делал длинные интервью с диджеями. Его читали те, кто в теме. Он «цеплял» эпатажем и легкой творческой неадекватностью. Журнал писал о богемных тусовках глазами гопника, публиковал на кислотных обложках Андрея Бартенева, Владислава Монро, трансвеститов.

Обложка журнала Птюч

«"Птюч" — российский ежемесячный глянцевый журнал, посвященный модным тенденциям молодежной культуры середины 1990-х — начала 2000-х», — рассказывает нам «Википедия». На самом же деле даже основатель и главный редактор журнала Игорь Шулинский позже признавался, что не понимает, о чем были тексты «Птюч» и как они могли пользоваться популярностью. А популярность была невероятная: «Птюч» стал библией для рейверов. Журнал рассказывал об уличной моде, музыкальных тусовках, делал длинные интервью с диджеями. Его читали те, кто в теме. Он «цеплял» эпатажем и легкой творческой неадекватностью. Журнал писал о богемных тусовках глазами гопника, публиковал на кислотных обложках Андрея Бартенева, Владислава Монро, трансвеститов.

В 1995 году появляется не менее эксцентричный «ОМ». Журнал посвящал читателей в западные культурные тренды. В то же время благодаря «ОМ» широкая публика узнала о существовании Земфиры, групп «Мумий Тролль», «Сплин», «Вопли Видоплясова», певцах Дельфине, Найке Борзове, Сергее Шнурове и других ранее не известных, но подающих надежды исполнителях.

Обложка журнала «ОМ»

В 1995 году появляется не менее эксцентричный «ОМ». Журнал посвящал читателей в западные культурные тренды. В то же время благодаря «ОМ» широкая публика узнала о существовании Земфиры, групп «Мумий Тролль», «Сплин», «Вопли Видоплясова», певцах Дельфине, Найке Борзове, Сергее Шнурове и других ранее не известных, но подающих надежды исполнителях.

«ОМ» раскрепощал аудиторию статьями о вуайеризме, явлении fast love и рассказами о людях со странными наклонностями. В одном из номеров было опубликовано интервью с человеком, который постепенно отрезал части своего тела.

Страница журнала «ОМ»

«ОМ» раскрепощал аудиторию статьями о вуайеризме, явлении fast love и рассказами о людях со странными наклонностями. В одном из номеров было опубликовано интервью с человеком, который постепенно отрезал части своего тела.

«Столиц» было две. Сначала «Столица» Андрея Мальгина, а затем «Столица» Сергея Мостовщикова, которую издавал «Коммерсантъ». Наиболее запоминающейся была именно «Столица» под руководством Мостовщикова, который превратил журнал в большую экспериментальную лабораторию. Журналисты устраивали чемпионаты по спортивному выпиванию и безвозмездно чистили москвичам обувь на Тверском бульваре. По воспоминанию журналиста Валерия Панюшкина, работа в «Столице» была сплошным праздником,  который, однако, успел надоесть, потому что «довольно сложно столько пить».

Обложка журнала «Столица»

«Столиц» было две. Сначала «Столица» Андрея Мальгина, а затем «Столица» Сергея Мостовщикова, которую издавал «Коммерсантъ». Наиболее запоминающейся была именно «Столица» под руководством Мостовщикова, который превратил журнал в большую экспериментальную лабораторию. Журналисты устраивали чемпионаты по спортивному выпиванию и безвозмездно чистили москвичам обувь на Тверском бульваре. По воспоминанию журналиста Валерия Панюшкина, работа в «Столице» была сплошным праздником, который, однако, успел надоесть, потому что «довольно сложно столько пить».

Иван Охлобыстин, работавший в «Столице», принимал участие в самых отчаянных городских акциях журнала.

Страница журнала «Столица»

Иван Охлобыстин, работавший в «Столице», принимал участие в самых отчаянных городских акциях журнала.

Отдельной страницей в жизни «Столицы» была борьба за снос памятника Петру I на Крымской набережной. Издание публиковало сатирические плакаты и вкладывала в номера наклейки на автомобили с изображением монумента Зураба Церетели и надписью «Долой царя».

Плакат «Москвичи тащатся от творчества Зураба Церетели»

Изображение: журнал «Столица» / Алексей Соловьев

Отдельной страницей в жизни «Столицы» была борьба за снос памятника Петру I на Крымской набережной. Издание публиковало сатирические плакаты и вкладывала в номера наклейки на автомобили с изображением монумента Зураба Церетели и надписью «Долой царя».

«Домовой» — проект основателя «Коммерсанта» Владимира Яковлева. В отличие от других глянцевых изданий для домохозяек «Домовой» был рассчитан на состоятельных женщин. Впрочем, статьи «Домового» об искусстве интересовали не только дам. Первым главредом издания был Иван Подшивалов, затем — Игорь Свинаренко, который позже, уже в 2000-х, возглавит мужской журнал «Медведь».

Обложка журнала «Домовой»

«Домовой» — проект основателя «Коммерсанта» Владимира Яковлева. В отличие от других глянцевых изданий для домохозяек «Домовой» был рассчитан на состоятельных женщин. Впрочем, статьи «Домового» об искусстве интересовали не только дам. Первым главредом издания был Иван Подшивалов, затем — Игорь Свинаренко, который позже, уже в 2000-х, возглавит мужской журнал «Медведь».

«Медведь» появился в 1995 году. Он стал первым глянцевым мужским журналом, журналом для «правильных» мужчин. Старт издания был относительно легким: качественных журналов для сильной половины россиян на тот момент не существовало.

Обложка журнала «Медведь»

«Медведь» появился в 1995 году. Он стал первым глянцевым мужским журналом, журналом для «правильных» мужчин. Старт издания был относительно легким: качественных журналов для сильной половины россиян на тот момент не существовало.

Журнал «Итоги», как и многие СМИ в России, запустился в преддверии выборов 1996 года. Первый главный редактор журнала Сергей Пархоменко собрал сильную команду журналистов, долгое время «Итоги» оставались одним из самых авторитетных журналов общественно-политической тематики. Издание регулярно публиковало сатирические обложки и было не чуждо провокации. Так, незадолго до выборов «Итоги» вышли с обложкой, на которой Геннадию Зюганову были пририсованы гитлеровские усы. Журнал не дожил до своего двадцатилетия два года. В 2014 году его закрыли из-за убытков.

Обложка журнала «Итоги»

Журнал «Итоги», как и многие СМИ в России, запустился в преддверии выборов 1996 года. Первый главный редактор журнала Сергей Пархоменко собрал сильную команду журналистов, долгое время «Итоги» оставались одним из самых авторитетных журналов общественно-политической тематики. Издание регулярно публиковало сатирические обложки и было не чуждо провокации. Так, незадолго до выборов «Итоги» вышли с обложкой, на которой Геннадию Зюганову были пририсованы гитлеровские усы. Журнал не дожил до своего двадцатилетия два года. В 2014 году его закрыли из-за убытков.

«Молоток» — примета поздних 1990-х. Первый номер журнала вышел в 1999 году. К своему закату он больше походил на глянцевый молодежный таблоид, преимущественно женский. Ранний «Молоток» — это провокационные заголовки, откровенные материалы о сексе и неприкрытая обнаженка. За это журналу неоднократно предъявляла претензии Генпрокуратура. ГУВД Москвы даже добилось возбуждения уголовного дела по статье «Незаконное распространение порнографических материалов», но журнал закрыт не был. Издатели отказались от него только в 2008-м, поскольку он перестал приносить прибыль.

Обложка журнала «Молоток»

«Молоток» — примета поздних 1990-х. Первый номер журнала вышел в 1999 году. К своему закату он больше походил на глянцевый молодежный таблоид, преимущественно женский. Ранний «Молоток» — это провокационные заголовки, откровенные материалы о сексе и неприкрытая обнаженка. За это журналу неоднократно предъявляла претензии Генпрокуратура. ГУВД Москвы даже добилось возбуждения уголовного дела по статье «Незаконное распространение порнографических материалов», но журнал закрыт не был. Издатели отказались от него только в 2008-м, поскольку он перестал приносить прибыль.

Страница журнала «Молоток»

Страница журнала «Молоток»

COOL — ближайший конкурент «Молотка». В конце 90-х тинейджеры от недели к неделе ждали его выхода. Он поражал воображение даже взрослых читателей — настолько обстоятельно в нем эксплуатировалась тема секса. Как и «Молоток», его несколько раз безуспешно пыталась закрыть прокуратура, но он продолжал издаваться. Журнал дожил до 2006 года и закрылся из-за убыточности.

Обложка журнала Cool

COOL — ближайший конкурент «Молотка». В конце 90-х тинейджеры от недели к неделе ждали его выхода. Он поражал воображение даже взрослых читателей — настолько обстоятельно в нем эксплуатировалась тема секса. Как и «Молоток», его несколько раз безуспешно пыталась закрыть прокуратура, но он продолжал издаваться. Журнал дожил до 2006 года и закрылся из-за убыточности.

В каждом номере COOL выходил любовный фотокомикс на несколько страниц.

Страница журнала Cool

В каждом номере COOL выходил любовный фотокомикс на несколько страниц.

Неназванные сексологи COOL объясняют читателям, каких размеров должно быть мужское достоинство и что делать парню, который хочет заняться сексом с 13-летней подругой.

Страница журнала Cool

Неназванные сексологи COOL объясняют читателям, каких размеров должно быть мужское достоинство и что делать парню, который хочет заняться сексом с 13-летней подругой.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше