Детскому журналу «Мурзилка» исполнилось 95 лет. За это время издание ни разу не приостанавливало выпуск: даже в годы Великой Отечественной войны дети продолжали разгадывать загадки и читать рассказы об окружающем их мире. Журнал стал знаковым и любимым для всех советских детей, а слово «Мурзилка» отныне и навсегда связано с детской непосредственностью, любознательностью и тягой к знаниям.
Откуда взялся «Мурзилка» и какая история стоит за сказочным желтым персонажем в берете, который кажется то ли собакой, то ли медведем, — в галерее «Ленты.ру».
Обложка журнала «Мурзилка»
Необыкновенный персонаж Мурзилка, в честь которого назван журнал, пережил длинную историю превращений. Впервые он упоминается в сказке конца XIX века: тогда автор Анна Хвольсон адаптировала канадское произведение о крошечных духах-эльфах и лесных человечках, которые постоянно попадали в смешные ситуации и приключения. Мурзилка был представлен как маленький лентяй, похожий одеждой и повадками на избалованного джентльмена. У него даже были трость и монокль.
Нового Мурзилку в XX веке описал детский писатель Александр Федоров-Давыдов в произведении «Похождения Мурзилки, удивительно шустрой собачки». Он был представлен как непутевый и «замурзанный» выродок собаки Жучки, родившей до него троих «гладеньких, аккуратных» щенят. «Весь он был какой-то лохматый, шершавый; на мордочке у него шерсть торчала вроде стариковской бороды; одно ухо висело вниз, другое было поднято вверх», — замечала в повести недовольная мать.
Обложка журнала «Мурзилка»
Создатель Мурзилки Федоров-Давыдов прославился как автор 125 детских книг и талантливый издатель. Его труды выгодно отличались от прочих. Большинство произведений для школьников до 1917 года рассказывали о патриотизме и православии. Писатель же сосредоточился на пропаганде гуманизма и альтруизма. Он был уверен, что дорога к счастью лежит через прилежную работу и любовь к ближним.
Обложка журнала «Мурзилка»
Жизнелюбивый щенок и его хозяин, мальчик Петя сопровождали читателей журнала несколько лет. В конце 1920-х они появились в еще одном издании — «Мурзилкиной газете».
Однако внезапно друг детей бесследно исчез. В 1937 году на обложке появился новый Мурзилка: по сообщению редакции, его нашел и привел домой художник Каневский. От веселой собаки не осталось и следа: Мурзилка стал пушистым желтым зверьком в шарфе и берете.
Обложка журнала «Мурзилка»
Для «Мурзилки» писали знаменитые литераторы, такие как Корней Чуковский, Самуил Маршак, Александр Введенский, Константин Паустовский, Николай Носов, Виталий Бианки. В редколлегии состояли Лев Кассиль, Алексей Толстой, Сергей Михалков и Агния Барто. Даже в годы Великой Отечественной войны редакция продолжала издавать журнал с ребусами, загадками и занимательными историями для детей (правда, число выпусков сократилось примерно вдвое).
Обложка журнала «Мурзилка»
Несмотря на детскую аудиторию, журнал не отходил от генеральной повестки. В советский период издание было «младшим братом» газеты «Правда» — основного в стране СМИ с самым крупным тиражом.
Почти 70 лет «Мурзилка» был официальным журналом пионерии и ЦК ВЛКСМ. К примеру, в нем публиковались обращения Иосифа Сталина и Леонида Брежнева.
Обложка журнала «Мурзилка»
Из-за оглядки на официальную повестку журнал не мог пройти мимо некоторых важных событий. Четвертый номер за 1953 год был почти полностью посвящен смерти Сталина. В выпуске было несколько тематических стихотворений («Партия родная держит знамя», «Сталин с нами будет всегда») и рисунков («Прощание с вождем» и портрет Сталина на целую страницу), а также большая статья «По сталинским местам». Посвящения памяти вождя заняли две трети выпуска и обложки.
Обложка журнала «Мурзилка»
В 1950-е годы, с развитием советской мультипликации, Мурзилка получил еще одно «лицо». На экранах появился мультфильм «Приключения Мурзилки», где заглавный персонаж изображен в виде крошечного мальчика, работающего корреспондентом. С желтым зверем из журнала его роднил вечный спутник — фотоаппарат.
Обложка журнала «Мурзилка»
В 1960-е поэт Самуил Маршак вспомнил об «оригинальном» крошке-Мурзилке из книг досоветской эпохи и посвятил ему стихотворение.
По сюжету, автор находит маленькое существо в бутылке с чернилами. Несчастный рассказал, что родился в стране Мурзилии, рос озорником и гостил у многих писателей. Потом новый знакомый отправился на поиски своих товарищей, с которыми они прилетели в СССР. В финале в дом автора врывается стайка лилипутов, друзей Мурзилки, среди которых оказываются доктор Мазь-Перемазь, Знайка и Незнайка. Эти персонажи впервые появились в сказке Хвольсон. Многих из них Николай Носов позаимствовал для известных произведений про Незнайку.
Обложка журнала «Мурзилка»
Основным ориентиром «Мурзилки» были художественные произведения. Несмотря на то что в каждом выпуске можно встретить развлекательный контент (ребусы, кроссворды, загадки), главной задачей оставалось привить детям любовь к чтению.
Обложка журнала «Мурзилка»
Иногда в «Мурзилке» по примеру толстых литературных журналов печатались длинные рассказы и серии, переходящие из номера в номер. Наиболее популярным стал иллюстрированный детектив о 12 агентах злой колдуньи по имени Ябеда-Корябеда. По сюжету, злодейка мечтает, чтобы все дети выросли жадинами, лгунами и хулиганами. Для этого она посылает в школы агентов, которые притворяются обыкновенными учениками и организуют диверсии. Благодаря Мурзилке их задумка не воплощается в жизнь. Первая часть детектива печаталась в течение года.
Обложка журнала «Мурзилка»
Детям так полюбились истории про Ябеду-Корябеду и ее агентов (носивших имена Кулак, Коготь, Локоть, Жадина, Говядина, Соленый, Барабан, Дора-1, Дора-2, Помидора, Эники и Беники), что спустя три года после выхода первой части в «Мурзилке» появилась вторая. Еще через два года редакция опубликовала третью часть истории, где Ябеда-Корябеда действовала под кличкой Катавасия.
Обложка журнала «Мурзилка»
Мир историй про Ябеду-Корябеду мог потягаться по популярности с историями Кира Булычева про девочку из будущего по имени Алиса. Вселенная ширилась: параллельно с борьбой со зловредными агентами Мурзилка странствовал во времени с родственником колдуньи Шиворотом-Навыворотом. Они летали в космос и спасали мир.
Обложка журнала «Мурзилка»
О любви советских детей к «Мурзилке» и популярности издания говорят частые упоминания о нем в детских произведениях. Дети всего СССР помнили, как дядя Федор сообщил почтальону Печкину о желании выписывать «Мурзилку».
Обложка журнала «Мурзилка»
Со временем желтый Мурзилка все чаще появлялся на обложке. Сопровождал читателей на страницах своего журнала, направлял их и давал советы. Изображение героя укрепляло бренд «Мурзилка».
Обложка журнала «Мурзилка»
Изменился и сам формат издания: «Мурзилка» начал издаваться на глянцевой бумаге, это позволило журналу стать более ярким и красочным. Он по-прежнему, в отличие от многих конкурентов, в первую очередь уделял внимание текстам и детскому развитию через чтение.
Обложка журнала «Мурзилка»
По обложкам и содержанию «Мурзилки» можно всерьез изучать историю: за 95 лет своего существования журнал отобразил все важнейшие события и изменился вслед за ними. Отдельным культурным явлением стали иллюстрации к журналу, которые даже были выпущены отдельным альбомом.
Обложка журнала «Мурзилка»
В 1990-х годах российские издательства выпустили книги Хвольсон о Незнайке и Мурзилке, а также переводы оригинальных произведений Палмера Кокса, где впервые появляются их прототипы — народец брауни. Несмотря на это, Мурзилка для большинства россиян остается выдуманным желтым зверьком в красном берете, который сопровождал их в детстве.
Обложка журнала «Мурзилка»
В 2011 году журнал попал в книгу рекордов Гиннесса. Он был признан детским изданием с самым длительным сроком существования.