С 16 ноября по 8 декабря в итальянском городе Лукка проходит международный фестиваль Photolux 2019 — одна из самых престижных биеннале планеты, в программу которой традиционно входят как персональные выставки известных мировых фотографов, так и тематические ретроспективы, а также выборки премий уровня World Press Photo. В этом году магистральной темой Photolux были выбраны «Новые миры», что позволило кураторам не только осветить интересные эксперименты с искусством фотографии и репортажные погружения в актуальные темы, но и найти свежие ракурсы для исторических материалов. «Лента.ру» отобрала в программе фестиваля лучшие работы.
![Дмитрий Марков в своих работах стремится выступать в первую очередь свидетелем эпохи, ее примет и противоречий, но при этом не выводит из этого уравнения и самого себя, делясь с аудиторией собственными слабостями и недостатками. Поэтому и герои его фотографий всегда предстают в кадре самими собой — в отсутствие авторского снисхождения или осуждения.](https://icdn.lenta.ru/images/2019/11/27/14/20191127143458505/preview_4c1626ae3faeb3727bc17e4f6c8dff88.jpg)
Дмитрий Марков, из серии «#Черновик» (#Draft)
Фото: Dimitry Markov / VisionQuest gallery
Дмитрий Марков в своих работах стремится выступать в первую очередь свидетелем эпохи, ее примет и противоречий, но при этом не выводит из этого уравнения и самого себя, делясь с аудиторией собственными слабостями и недостатками. Поэтому и герои его фотографий всегда предстают в кадре самими собой — в отсутствие авторского снисхождения или осуждения.
![Ключевой объект интереса Маркова — жизнь людей, обнаруживающих себя в маргинальных, периферийных слоях общества, жизнь, через которую являет себя коллективное прошлое России во всем спектре своих коммунальных радостей и забот.](https://icdn.lenta.ru/images/2019/11/26/14/20191126141733644/preview_2752a2b57c67a51b3d3b5f345ab7881d.jpg)
Дмитрий Марков, из серии «#Черновик» (#Draft)
Фото: Dimitry Markov / VisionQuest gallery
Ключевой объект интереса Маркова — жизнь людей, обнаруживающих себя в маргинальных, периферийных слоях общества, жизнь, через которую являет себя коллективное прошлое России во всем спектре своих коммунальных радостей и забот.
![Спустя 100 лет после возвращения Ленина в Россию из десятилетней ссылки итальянский фотограф Давиде Монтелеоне в своих снимках восстановил и воссоздал две недели из жизни будущего вождя, которые изменили историю России и всего мира. Роль Ленина на постановочных автопортретах, сделанных фотографом в ключевых точках путешествия героя на Финский вокзал, Монтелеоне исполнил сам.](https://icdn.lenta.ru/images/2019/11/27/14/20191127144707384/preview_ee551800c38d248bdd389340b4f10461.jpg)
Давиде Монтелеоне, «Апрельские тезисы» (The April Theses)
Фото: Davide Monteleone
Спустя 100 лет после возвращения Ленина в Россию из десятилетней ссылки итальянский фотограф Давиде Монтелеоне в своих снимках восстановил и воссоздал две недели из жизни будущего вождя, которые изменили историю России и всего мира. Роль Ленина на постановочных автопортретах, сделанных фотографом в ключевых точках путешествия героя на Финский вокзал, Монтелеоне исполнил сам.
![Отдельной ретроспективы на Photolux 2019 удостоилась современная иранская фотография, в которой, по мнению кураторов биеннале, прямо сейчас разворачивается так называемая вторая революция. На контрасте с фотографами первой иранской волны, чье искусство было вдохновлено турбулентными общественными событиями, их современные наследники и ученики документируют окружающий мир через абстракцию, концептуализм и взгляд внутрь самих себя.](https://icdn.lenta.ru/images/2019/11/26/13/20191126134844002/preview_55c2c54184024e91ec31f8fae57873cd.jpg)
Пейман Хушмандзаде, из серии «Ножи» (The Knives), 2009
Фото: Peyman Hooshmandzadeh
Отдельной ретроспективы на Photolux 2019 удостоилась современная иранская фотография, в которой, по мнению кураторов биеннале, прямо сейчас разворачивается так называемая вторая революция. На контрасте с фотографами первой иранской волны, чье искусство было вдохновлено турбулентными общественными событиями, их современные наследники и ученики документируют окружающий мир через абстракцию, концептуализм и взгляд внутрь самих себя.
![Отцом современной иранской фотографии считается скончавшийся в 2010 году классик местного искусства Бахман Джалали — его уход от репортажной съемки к экспериментам с изображением и материалом как раз и дал импульс творчеству многих фотографов, прошедших через его лекции и мастерские. Одним из учеников Джалали был Али Занджани.](https://icdn.lenta.ru/images/2019/11/26/13/20191126135046369/preview_818421b323ac9813f9c16baaa6a43ed5.jpg)
Али Занджани, «Военный макияж» (Military Makeup)
Фото: Ali Zanjani
Отцом современной иранской фотографии считается скончавшийся в 2010 году классик местного искусства Бахман Джалали — его уход от репортажной съемки к экспериментам с изображением и материалом как раз и дал импульс творчеству многих фотографов, прошедших через его лекции и мастерские. Одним из учеников Джалали был Али Занджани.
![В этом цикле работ Стефан Дюруа запечатлевает последнее десятилетие разделенного надвое Берлина как финальную главу кошмарной исторической драмы, затянувшейся на семь десятилетий и начавшейся с провозглашения Веймарской республики в 1918 году. Падение Берлинской стены в этом контексте смотрится освобождающим эпилогом.](https://icdn.lenta.ru/images/2019/11/26/16/20191126160028206/preview_02d1f1b0eaa610a344426bf6b5368629.jpg)
Стефан Дюруа, из серии «Берлин 1980 — 1990» (Berlin 1980 — 1990)
Фото: Stéphane Duroy
В этом цикле работ Стефан Дюруа запечатлевает последнее десятилетие разделенного надвое Берлина как финальную главу кошмарной исторической драмы, затянувшейся на семь десятилетий и начавшейся с провозглашения Веймарской республики в 1918 году. Падение Берлинской стены в этом контексте смотрится освобождающим эпилогом.
![Берлин в цикле Стефана Дюруа предстает то пустынным, то растерянным, то тревожным, но неизменной остается убежденность фотографа в том, что город в фокусе его объектива служит мировой столицей боли.](https://icdn.lenta.ru/images/2019/11/26/16/20191126160024700/preview_677314b57bd1baf4ccef39a16bf47cba.jpg)
Стефан Дюруа, из серии «Берлин 1980 — 1990» (Berlin 1980 — 1990)
Фото: Stéphane Duroy
Берлин в цикле Стефана Дюруа предстает то пустынным, то растерянным, то тревожным, но неизменной остается убежденность фотографа в том, что город в фокусе его объектива служит мировой столицей боли.
![С 1981-го по 1983 год живший в Западном Берлине фотограф Удо Хессе многократно посещал Восточный Берлин по так называемым однодневным визам, чтобы снимать жизнь страны, которая была для него одновременно узнаваемо родной и чужой почти до экзотичности. В марте 1982-го Хессе был арестован полицией ГДР и перенес многочасовой допрос Штази — спецслужба ГДР ненавязчиво попыталась фотографа завербовать. Конфискованные негативы нескольких снимков, сделанных им в тот день, Хессе смог вернуть только в 2007-м.](https://icdn.lenta.ru/images/2019/11/26/15/20191126155559290/preview_619a2e1f6785f39f3d3b7fdd66e7a92e.jpg)
Удо Хессе, «Однодневная виза в Восточный Берлин» (One day Visa for East-Berlin)
Фото: Udo Hesse
С 1981-го по 1983 год живший в Западном Берлине фотограф Удо Хессе многократно посещал Восточный Берлин по так называемым однодневным визам, чтобы снимать жизнь страны, которая была для него одновременно узнаваемо родной и чужой почти до экзотичности. В марте 1982-го Хессе был арестован полицией ГДР и перенес многочасовой допрос Штази — спецслужба ГДР ненавязчиво попыталась фотографа завербовать. Конфискованные негативы нескольких снимков, сделанных им в тот день, Хессе смог вернуть только в 2007-м.
![Кроваво-красные пейзажи в шахтерском регионе вокруг реки Рио-Тинто в Испании часто сравнивают с марсианским ландшафтом, поэтому именно эти земли китайский инвестиционный фонд Galaxy Entertainment выбрал для строительства посвященного межпланетным приключениям парка развлечений «Госсан: Миссия на Марс». Для продвижения проекта Galaxy Entertainment и местные туристические власти заказали фотографу Жоану Фонткуберте создать на берегах Рио-Тинто снимки воображаемых будущих путешествий человечества на Марс.](https://icdn.lenta.ru/images/2019/11/26/14/20191126143434449/preview_74f12efb72cc5f907a77d20c955d9752.jpg)
Жоан Фонткуберта, «Госсан: Миссия на Марс» (Gossan: Mars Mission)
Фото: Joan Fontcuberta
Кроваво-красные пейзажи в шахтерском регионе вокруг реки Рио-Тинто в Испании часто сравнивают с марсианским ландшафтом, поэтому именно эти земли китайский инвестиционный фонд Galaxy Entertainment выбрал для строительства посвященного межпланетным приключениям парка развлечений «Госсан: Миссия на Марс». Для продвижения проекта Galaxy Entertainment и местные туристические власти заказали фотографу Жоану Фонткуберте создать на берегах Рио-Тинто снимки воображаемых будущих путешествий человечества на Марс.
![Мультимедийная экспозиция работ фотографа Эдоардо Романьоли приурочена к пятидесятилетию высадки Нила Армстронга и Базза Олдрина на Луну. Романьоли стремился отразить не только научные исследования Луны, но и их отражение в популярной культуре.](https://icdn.lenta.ru/images/2019/11/27/15/20191127154252954/preview_5a83292f330293f8b8463842591c19d0.jpg)
Эдоардо Романьоли, «Луна_3423» (Luna_3423)
Фото: Edoardo Romagnoli
Мультимедийная экспозиция работ фотографа Эдоардо Романьоли приурочена к пятидесятилетию высадки Нила Армстронга и Базза Олдрина на Луну. Романьоли стремился отразить не только научные исследования Луны, но и их отражение в популярной культуре.
![Слово «биджанибиха» на арабском означает «рядом с ней» — и фотограф Джанлука Панелла для своего одноименного цикла на протяжении семи лет снимал положение палестинских женщин в оккупированном Израилем секторе Газа. На его фотографиях хорошо видно, как постепенно стремление к сопротивлению вошло в повседневную женскую жизнь.](https://icdn.lenta.ru/images/2019/11/27/15/20191127152030341/preview_7b0372849ecba292c1968ef66a448f39.jpg)
Джанлука Панелла, «Биджанибиха» (Bijanibiha)
Фото: Gianluca Panella
Слово «биджанибиха» на арабском означает «рядом с ней» — и фотограф Джанлука Панелла для своего одноименного цикла на протяжении семи лет снимал положение палестинских женщин в оккупированном Израилем секторе Газа. На его фотографиях хорошо видно, как постепенно стремление к сопротивлению вошло в повседневную женскую жизнь.
![Валерий Мельников впервые посетил Донбасс летом 2014-го, в первые месяцы конфликта на Восточной Украине. Спустя три года он приехал в регион снова и сделал серию работ, посвященных жизни так называемой «серой зоны»: это название используется для обозначения территорий, которые не принадлежат ни одной из сторон конфликта.](https://icdn.lenta.ru/images/2019/11/27/14/20191127145059224/preview_281f73b9a1a86d443ca6d5dfb8c46bf4.jpg)
Валерий Мельников, из серии «Серая зона» (Gray Zone)
Фото: Valery Melnikov
Валерий Мельников впервые посетил Донбасс летом 2014-го, в первые месяцы конфликта на Восточной Украине. Спустя три года он приехал в регион снова и сделал серию работ, посвященных жизни так называемой «серой зоны»: это название используется для обозначения территорий, которые не принадлежат ни одной из сторон конфликта.
![В «серой зоне» Донбасса нет действующего правительства и сил правопорядка. Здесь не работают ни больницы, ни школы, и местным жителям постоянно грозит опасность. По мнению Мельникова, война превратила в метафорическую Серую Зону весь регион.](https://icdn.lenta.ru/images/2019/11/27/14/20191127145102835/preview_a76574b926744d771dac4cac783702e2.jpg)
Валерий Мельников, из серии «Серая зона» (Gray Zone)
Фото: Valery Melnikov
В «серой зоне» Донбасса нет действующего правительства и сил правопорядка. Здесь не работают ни больницы, ни школы, и местным жителям постоянно грозит опасность. По мнению Мельникова, война превратила в метафорическую Серую Зону весь регион.
![Аббас Аттар — классик иранской фотографии, снимавший революцию 1979 года для агентства Magnum. Его снимки остаются иконическими изображениями событий, последствия которых до сих пор играют немаловажную роль в происходящем на Ближнем Востоке.](https://icdn.lenta.ru/images/2019/11/26/14/20191126140834479/preview_7a296e60f1cef1b095c25cf361bdeb79.jpg)
Аббас Аттар, «Иран: Тегеран, 25 января 1979» (Iran: Tehran, January 25, 1979)
Фото: Abbas / Magnum Photos
Аббас Аттар — классик иранской фотографии, снимавший революцию 1979 года для агентства Magnum. Его снимки остаются иконическими изображениями событий, последствия которых до сих пор играют немаловажную роль в происходящем на Ближнем Востоке.
![«Даже мои фотографии беспорядков всегда упорядочены, подчинены внутренней логике изображения. Но как иранец, конечно, я должен получать удовольствие от работы с тем, что на фарси называется "шолуги" — то есть суматоха: будь то беспокойство тревожного человека, проделки детей на улицах или кровавое народное восстание», — говорил Аббас Аттар.](https://icdn.lenta.ru/images/2019/11/26/14/20191126140838270/preview_f9f75dab30aec94b4461ab48c066ec33.jpg)
Аббас Аттар, из серии «Иранская революция 1979» (The Iranian Revolution 1979)
Фото: Abbas / Magnum Photos
«Даже мои фотографии беспорядков всегда упорядочены, подчинены внутренней логике изображения. Но как иранец, конечно, я должен получать удовольствие от работы с тем, что на фарси называется "шолуги" — то есть суматоха: будь то беспокойство тревожного человека, проделки детей на улицах или кровавое народное восстание», — говорил Аббас Аттар.
![Фабиан Альбертини в своем проекте исследует социальные трансформации, которые в жизнь людей в тоталитарных обществах неизбежно привнесет технология распознавания лиц по записям с уличных камер наблюдения. Это относительно недавнее новшество, напоминает Альбертини, уже внедряют власти Китая и ОАЭ.](https://icdn.lenta.ru/images/2019/11/27/14/20191127142802347/preview_a672dd207b6e61bf067e41dc0ff008c8.jpg)
Фабиан Альбертини, «Жизнь под контролем» (Controlled Lives)
Фото: Fabian Albertini
Фабиан Альбертини в своем проекте исследует социальные трансформации, которые в жизнь людей в тоталитарных обществах неизбежно привнесет технология распознавания лиц по записям с уличных камер наблюдения. Это относительно недавнее новшество, напоминает Альбертини, уже внедряют власти Китая и ОАЭ.
![Фотографии Валентина Одновьюна напоминают снимки планетарных поверхностей — более пристальный взгляд, впрочем, выдает в них куда более сложную и страшную правду: Одновьюн на крупных планах снимал дыры для подглядывания за арестантами в камерах тюрем стран Прибалтики, Украины, Польши и Германии, где в свое время удерживались пленники КГБ или Штази.](https://icdn.lenta.ru/images/2019/11/27/15/20191127151736949/preview_100162e576a3160bfd612a0ade37ad8a.jpg)
Валентин Одновьюн, «Наблюдение» (Surveillance)
Фото: Valentyn Odnoviun
Фотографии Валентина Одновьюна напоминают снимки планетарных поверхностей — более пристальный взгляд, впрочем, выдает в них куда более сложную и страшную правду: Одновьюн на крупных планах снимал дыры для подглядывания за арестантами в камерах тюрем стран Прибалтики, Украины, Польши и Германии, где в свое время удерживались пленники КГБ или Штази.
![24 мая 1989 года итальянский фотограф Дарио Митидьери полетел в Пекин в надежде снять мирные протесты студентов, вот уже десять дней, бастовавших на площади Тяньаньмэнь. Он не подозревал, что в ночь на 4 июня станет свидетелем бойни, одной из самых страшных в истории XX века, и запечатлеет кровавый разгром протестующих китайскими военными. Снимки Митидьери стали одними из первых свидетельств случившегося, которые увидели на Западе.](https://icdn.lenta.ru/images/2019/11/26/15/20191126150728865/preview_9feb5ca23fd9e7ce120690aa1b6af25f.jpg)
Дарио Митидьери, «Самая долгая ночь» (The Longest Night)
Фото: Dario Mitidieri
24 мая 1989 года итальянский фотограф Дарио Митидьери полетел в Пекин в надежде снять мирные протесты студентов, вот уже десять дней, бастовавших на площади Тяньаньмэнь. Он не подозревал, что в ночь на 4 июня станет свидетелем бойни, одной из самых страшных в истории XX века, и запечатлеет кровавый разгром протестующих китайскими военными. Снимки Митидьери стали одними из первых свидетельств случившегося, которые увидели на Западе.
![Романо Каньони считается одним из классиков итальянской фотожурналистики: он запечатлел многие важнейшие события ХХ века, которые изменили современный нам мир, но прославился своим талантом избегать типичного материала новостной хроники, фиксировать правду этих перемен и революций через неочевидное, периферийное, частное.](https://icdn.lenta.ru/images/2019/11/26/16/20191126162448719/preview_208379b39a1d02f051050ba0f7cec780.jpg)
Романо Каньони, «Сараево, 1992» (Sarajevo, 1992)
Фото: Romano Cagnoni
Романо Каньони считается одним из классиков итальянской фотожурналистики: он запечатлел многие важнейшие события ХХ века, которые изменили современный нам мир, но прославился своим талантом избегать типичного материала новостной хроники, фиксировать правду этих перемен и революций через неочевидное, периферийное, частное.
![В 1965-м Каньони стал единственным западным фотографом, который получил разрешение на съемки в Северном Вьетнаме. Впоследствии он снимал голод в самопровозглашенной республике Биафра на территории Нигерии (1968), переворот в Чили (1971), возвращение Перона в Аргентину (1972), революцию в Румынии (1989), а также почти все ключевые конфликты 1990-х, включая войны в Югославии и Чечне.](https://icdn.lenta.ru/images/2019/11/26/16/20191126162758447/preview_7f500541320dbc931a90b12105487e63.jpg)
Романо Каньони, «Нустар, 1991» (Nustar, Croatia 1991)
Фото: Romano Cagnoni
В 1965-м Каньони стал единственным западным фотографом, который получил разрешение на съемки в Северном Вьетнаме. Впоследствии он снимал голод в самопровозглашенной республике Биафра на территории Нигерии (1968), переворот в Чили (1971), возвращение Перона в Аргентину (1972), революцию в Румынии (1989), а также почти все ключевые конфликты 1990-х, включая войны в Югославии и Чечне.
![Дэвид Эпплби в своем цикле «За Стеной» представил фотографии со съемочной площадки фильма «Стена» Алана Паркера — экранизации альбома The Wall группы Pink Floyd. Негативы более 10 тысяч снимков, сделанных Эпплби на площадке, на протяжении 30 лет считались утерянными и только недавно были найдены в архивах студии Pinewood.](https://icdn.lenta.ru/images/2019/11/26/16/20191126162956639/preview_a0ed136a92c276a2654b551e4ed44e2d.jpg)
Дэвид Эпплби, «За Стеной» (Behind The Wall)
Фото: David Appleby
Дэвид Эпплби в своем цикле «За Стеной» представил фотографии со съемочной площадки фильма «Стена» Алана Паркера — экранизации альбома The Wall группы Pink Floyd. Негативы более 10 тысяч снимков, сделанных Эпплби на площадке, на протяжении 30 лет считались утерянными и только недавно были найдены в архивах студии Pinewood.
![Фотографии знаменитого Йозефа Куделки на фестивале Photolux вошли в специальную ретроспективу, посвященную агентству Magnum и работе его фотографов во время конфликтов и революций, сотрясавших мир на протяжении последних 65 лет.](https://icdn.lenta.ru/images/2019/11/27/15/20191127154941934/preview_48298b7148bc7fe78a81e0c7f0dbae04.jpg)
Йозеф Куделка, «Прага, август 1968» (Prague. August 1968)
Фото: Josef Koudelka / Magnum Photos
Фотографии знаменитого Йозефа Куделки на фестивале Photolux вошли в специальную ретроспективу, посвященную агентству Magnum и работе его фотографов во время конфликтов и революций, сотрясавших мир на протяжении последних 65 лет.
![Филиппо Бранколи Пантера в серии для Photolux запечатлел процесс обратной внутренней миграции, который разворачивается в Северной Корсике: если раньше местные жители стремились из деревень в города, то теперь наоборот — города пустеют из-за массовых переездов в сельские регионы.](https://icdn.lenta.ru/images/2019/11/26/18/20191126182228867/preview_7fe15d984ba922e19da3efb04bd54bb3.jpg)
Филиппо Бранколи Пантера, «Со временем. (Не)городской пейзаж северной Корсики» (Nel corso del tempo. Il paesaggio rurbano dell'alta Corsica)
Фото: Filippo Brancoli Pantera
Филиппо Бранколи Пантера в серии для Photolux запечатлел процесс обратной внутренней миграции, который разворачивается в Северной Корсике: если раньше местные жители стремились из деревень в города, то теперь наоборот — города пустеют из-за массовых переездов в сельские регионы.
![Лола Ребу в цикле, снятом на итальянском курорте Виареджо, задалась вопросом, что значит быть иностранцем в современной Европе. Ответ, по ее мнению, обнаруживается в лицах и ландшафтах мраморных каменоломен Санта-Пьетра, где в XVI веке добывал камень для своих работ знаменитый скульптор и художник Микеланджело.](https://icdn.lenta.ru/images/2019/11/26/18/20191126182049596/preview_33ffa9070876009399dd871715614f34.jpg)
Лола Ребу, «Незнакомцев не бывает» (There Are No Strangers)
Фото: Lola Reboud
Лола Ребу в цикле, снятом на итальянском курорте Виареджо, задалась вопросом, что значит быть иностранцем в современной Европе. Ответ, по ее мнению, обнаруживается в лицах и ландшафтах мраморных каменоломен Санта-Пьетра, где в XVI веке добывал камень для своих работ знаменитый скульптор и художник Микеланджело.