На чем ездят в Голливуде

Главные экспонаты автосалона в Детройте

10 января 2004 года международный автосалон в Детройте открывается для посетителей. До этого на главное автомероприятие года допускались только журналисты. Здесь можно увидеть диковины о четырех колесах, суперкары, созданные в одном экземпляре, и концепты, которые через пару лет пойдут в серию. Но главная интрига шоу - присуждение титулов "Автомобиль года" и "Внедорожник года". На этот раз их получили гибрид Toyota Prius с бензиновым и электрическим двигателями и самый продаваемый американский джип Ford F-150.

Почетные звания присваивает жюри из 49 автомобильных журналистов Америки. В 2003-м автомобилем и внедорожником года стали Nissan Altima и Chevrolet TrailBlazer, а в 2002-м - Chrysler PT Cruiser и Acura MDX.

Машина для "Оскара"

Toyota Prius

Так называемый гибридный автомобиль Toyota Prius с бензиновым и электрическим двигателем появился еще пять лет тому назад, но популярностью не пользовалась. Однако в 2003 году появилась новая пятидверная версия этой машины - с обтекаемым формами, улучшенными скоростными характеристиками и расходом топлива 3,6 литров на 100 километров. Сыграла роль реклама: на церемонию вручения "Оскара" Кэмерон Диас, Робин Уильямс, Харрисон Форд и Сьюзан Сарандон приехали на Toyota Prius. Все это привело к тому, что с октября 2003-го - даты начала продаж - в США на новое авто стоимостью от 20 тысяч долларов выстроилась очередь в 10 тысяч человек.

В Детройте собралось много гибридов - внедорожники Lexus RX400h, Toyota Highlander и Ford Escape, кроссовер Mercedes-Benz Vision GST и спортивный Mitsubishi Eclipse Concept-E с 270-сильным бензиновым мотором и электродвигателем в 200 лошадиных сил. Судя по всему, будущее за этой технологией. В Prius она реализована так. При старте и на малых скоростях работает электродвигатель, питающийся от аккумулятора. Если заряд аккумулятора упал, то батарея подзаряжается от электрогенератора, ротор которого приводится в движение обычным бензиновым движком. При больших ускорениях автомобиль разгоняют сразу оба двигателя, причем электродвигатель питается как от генератора, так и от батареи. Во время движения по шоссе работают тоже оба двигателя, но электрический питается только от генератора. Этот же генератор при необходимости подзаряжает батарею. При торможении бензиновый двигатель отключается, а электрический начинает работать как генератор тока и подзаряжать аккумулятор. Такая сложная схема преследует две цели - уменьшить выхлопы (которых у обычных автомобилей много при старте и разгоне, в то время как Prius на этих этапах использует экологически чистый электродвигатель) и снизить расход бензина.

По расходу топлива с гибридами конкурируют дизельные машины, но последние, естественно, больше загрязняют природу.

Семь тонн американской мечты

Внедорожник года - Ford F-150. Эта модель занимает верхние строчки хит-парада продаж новых автомобилей в США на протяжении 20 лет. Как говорится, давно пора. У этого классического американского джипа есть интересные родственники. Еще в прошлом году появилась "заряженная" модификация F-150 SVT Lightning, которая попала в книгу рекордов Гиннеса как самый быстрый серийный пикап в мире - его максимальная скорость 236,7 километров в час.

Lincoln Aviator

Кроме того, F-150 стал основой для роскошного пикапа Lincoln Mark LT, представленного в Детройте. Lincoln отличается от предшественника измененной передней частью кузова, где появились новые решетка радиатора, бампер и фары головного света, а также дорогой отделкой салона. У машины 5,4-литровый мотор мощностью 300 лошадиных сил, дисковые тормоза на всех колесах, а также антиблокировочная система тормозов и система распределения тормозных усилий. В продаже Mark LT появится в начале 2005 года, его цена пока не известна.

Кстати, на базе другого Ford - на этот раз Explorer - в следующем году Lincoln выпустит более дорогой Aviator.

Убойная сила

Хит автосалона - суперкар Chrysler ME 4-12, который создали совместными усилиями компании Mercedes-Benz, AMG и Ricardo. Шестилитровый 12-цилиндровыq мотор с четырьмя турбонагнетателями мощностью 850 лошадиных сил разгоняет этого зверя до 100 километров в час за 2,9 секунды. Дистанцию 402 метра автомобиль проходит… нет, пролетает за 10,6 секунды. Максимальная скорость Chrysler ME 4-12 около 400 километров в час. Он комплектуется семиступенчатой коробкой передач с двойным сцеплением, которая переключает передачи за 200 миллисекунд. Интерес к новинке подогревается туманными намеками производителей на то, что автомонстра, возможно, запустят в серийное производство.

VW Concept T

Привлекает внимание необычными формами купе-внедорожник VW Concept T от немецкого концерна Volkswagen. Разработчики пытались соединить проходимость настоящего джипа с динамикой и управляемостью спортивного купе. Концепт разгоняется до 100 километров в час за 6,9 секунды, оснащен полноприводной трансмиссией 4Motion, коробкой-автоматом с возможностью ручного переключения и независимым креплением всех колес. Внешне он очень агрессивен - короткие свесы, мощные колеса, прищурившиеся фары, двери, открывающиеся вперед и вверх и выхлопные трубы, выведенные на заднюю панель.

Концерн Ford решил на новом техническом уровне воссоздать легендарный родстер Shelby Cobra 1964-го года. Компания утверждает, что ее концепт-кар Ford Shelby Cobra полностью готов к серийному производству. Такие машины обычно называют бескомпромиссными - 605-сильный мотор в легком компактном алюминиевом кузове и никакой крыши, боковых стекол и даже радио.

Audi Le Mans Quattro

На салоне выставлено семь сотен автомобилей, так что обо всех не напишешь, но достойны упоминания еще, по крайней мере, два - Audi Le Mans Quattro, футуристическими формами напоминающий летающую тарелку, и коренастый Ford Bronco, для демонстрации внедорожных возможностей которого на шоу соорудили специальный полигон.

Круче "Оскара"

Выставка в Детройте, разместившаяся на площади в 700 тысяч квадратных метров, завершится 19 января 2004 года. За две недели миллион человек познакомятся с 700 моделями серийных и концептуальных авто. Для большинства производителей автомобилей рынок США и Канады - важнейший, ведь здесь, в отличие от Старого Света, не наблюдается никакого падения продаж. Если Олимпийские игры 1996 года в Атланте обогатили американскую экономику на 700 миллионов долларов, а вручение "Оскаров" ежегодно приносит 63 миллиона, то детройтский автосалон в 2003-м внес вклад в народное хозяйство США в размере 540 миллионов долларов. Нынешнее, 98-е по счету автошоу должно принести американской экономике более 600 миллионов.

В этом и заключен дух Штатов, настоящая красота по-американски - когда наслаждение произведениями искусства, коими являются экспонаты автошоу, приносит организаторам ощутимый материальный доход.

Николай Дзись-Войнаровский

Предыдущие материалы по теме:

Ралли "Телефоника Дакар 2004" [31.12.2003] Главные претенденты на победу - русские "КамАЗы" и шотландский псих. Будет интересно.

"Формула-1" в России [19.12.2003] Почему престижные автогонки не проводятся в нашей стране?

Другие материалы