Новости партнеров

МВД России доживает последние дни

Административная реформа не минует силовые министерства

В начале марта у глав силовых министерств и ведомств появилось основание наслаждаться чувством собственной исключительности. Подведя под реформу все правительство, Путин не тронул ни МВД, ни МЧС, ни Минобороны, ни Минюст, дав повод считать, что у силовиков с президентом налажен особый и весьма интимный контакт. "Нас вот так с кондачка нельзя. Нас не закроешь на две недели, а потом все по-новому работать будет", - заявил тогда, еле сдерживая торжество, глава МЧС Сергей Шойгу. Однако оказалось, что еще как можно. И именно за две недели.

Во вторник 20 апреля президент РФ Владимир Путин официально объявил о начале административной реформы силовых ведомств. И дал силовикам десять дней для того, чтобы они представили свои предложения по новой структуре ввереных им министерств. При этом многозначительно напомнил, что все эти предложения должны "соответствовать духу и принципам" проводящихся в стране административных преобразований.

Дух административной реформы, если кто не в курсе, обладает вполне конкретным телесным носителем по имени Дмитрий Козак. Этому "питерскому либералу" принадлежит авторство концепции, согласно которой уже были реформированы другие министерства. В них, как мы помним, осталось всего по два зама, была создана трехчленная структура (министерство - служба - агентство) и сокращено количество персонала. Однако до сих пор все были уверены, что силовиков минует чаша сия. В крайнем случае, говорили наблюдатели, Минобороны и МВД будут реформировать себя сами и независимо от Козака придумают, от какого количества должностей избавиться.

О том, насколько успешной была бы такая реформа, можно судить, например, по следующему заявлению главы Минобороны Сергея Иванова: "Структура Минобороны давно устоялась, и в ней нет смысла что-либо менять". Скорее всего, преобразования в силовых ведомствах происходили бы таким же образом, как в правительстве Касьянова, который в конце-концов дореформировался до своего увольнения.

Наученный этим горьким опытом президент, видимо, понял, что российский чиновник сам себя лишать должностей и подчиненных не способен по природе своей, будь он даже трижды силовик. Поэтому реформа силовых ведомств, скорее всего, будет организована по той же схеме, что и реформа остального правительства. В Кремле ее распишут специально обученные люди, потом - по завершению майских праздников - Путин заслушает предложения глав министерств и расскажет им, как все будет на самом деле.

Из-за такой реформаторской технологии, привычной для современной России, суть планируемых преобразований есть тайна великая не только для сторонних наблюдателей, но и для самих реформируемых. Поэтому предлагаем рассматривать нижеизложенные концепции реформы силовых ведомств как дайджест слухов и предположений разной степени достоверности.

Минобороны

В определенном смысле, реформа Минобороны идет уже давно. Еще три года назад Совет Безопасности разработал план строительства Вооруженных сил РФ, в соответствии с которым и структурировано военное министерство. Учитывая, что, план был одобрен Путиным, а как раз во времена его разработки нынешний министр обороны служил секретарем Совбеза, можно предполагать, что действующая структура не будет преобразована слишком уж радикально.

Совсем недавно Миноборны было усилено за счет поглощения железнодорожных войск и Федерального агентства спецстроительства. Это слияние, возможно, станет началом конца для сложившейся в девяностые годы системы, при которой в России существует множество параллельных военизированных структур. Пока что за счет строителей и железнодорожников численность военнослужащих, находящихся в подчинении Минобороны, возросла на 100 тысяч человек, составив 1,1 миллиона штыков.

Сотрудников самого министерства при этом - около тысячи. Пока непонятно, попадет ли кто-то из них под сокращение. Что касается руководства, то еще неделю назад Путин назначил на должность главы Федеральной службы по оборонному заказу бывшего директора "Рособоронэкспорта" Андрей Бельянинова (хотя на эту должность рассчитывал генерал армии Владимир Матюхин), а на должность директора Федерального агентства специального строительства - Николая Аброськина.

При этом указом президента глава Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Михаил Дмитриев перестал называться замминстром. Так что у Сергея Иванова заместителей теперь не десять, а девять. Однако если Минобороны собираются реформировать по-настоящему, то заместителей у Иванова останется всего два. Скорее всего, первым замом по-прежнему будет глава Генштаба Квашнин, а "просто замом" станет статс-секретарь генерал-полковник Игорь Пузанов.

Надо сказать, что количество заместителей является главным предметом волнений для глав реформируемых министерств. Реформа "по Козаку" предполагает, что везде - от администрации президента до ЖЭКа - будет один начальник и два зама. Министры же считают сокращение числа замов большим ударом по собственной самостоятельности и значимости. Кроме этого, бывших замов, остающихся без работы, тоже жалко - не чужие ведь люди.

Последней проблемы у Минобороны, скорее всего, не возникнет. Каждый заместитель Иванова является одновременно начальником того или иного управления и в худшем случае потеряет только красивый титул.

Еще одним немаловажным преобразованием может стать разделение функций между Генштабом и собственно министерством. Сергей Иванов давно мечтает отобрать у Генштаба присвоенные им административные (читай - финансовые) функции. При определенном старании это ему, возможно, теперь удастся.

МВД

Концепция реформы МВД также родилась довольно давно. И, говорят, на столе у президента уже лежит проект закона "Об органах охраны правопорядка в РФ", который скоро будет представлен в Думу и вступит в силу уже 1 января 2005 года. Концепция эта выглядит достаточно радикально.

После реформы из лексикона россиян практически выпадет слово "милиционер". Вместо МВД будут образованы полиция, Федеральные органы расследования, Национальная гвардия и муниципальная милиция. Последняя будет подчиняться органам местного самоуправления и отвечать за поддержание правопорядка в муниципальных образованиях. Однако учитывая, что финансироваться "шерифы" будут из местных бюджетов, можно ожидать, что видеть их граждане будут еще реже, чем нынешних участковых. Некоторую надежду внушает только тот факт, что формирование милиции пройдет в четыре этапа, начиная с более богатых регионов.

Что касается обычных милицейских дел, таких, как борьба с преступлениями, обеспечение безопасности дорожного движения, учет оружия и осуществление контроля над его оборотом, охрана общественного порядка и выдача документов, удостоверяющих личность, то ими будет заниматься федеральная полиция. Единственное отличие полицейских от прежних милиционеров будет состоять в том, что им не дадут расследовать преступления. Следственные функции перейдут к Федеральным органам расследования, которые полиции подчиняться не будут.

Наконец, из подчинения МВД уйдут внутренние войска, которые будут переименованы в Национальную гвардию, станут подчиняться лично президенту и отвечать за охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности в условиях чрезвычайных обстоятельств, охрану особо важных объектов и осуществление борьбы с незаконными вооруженными формированиями.

Что касается заместителей Рашида Нургалиева, которых у главы МВД сейчас 11, то сколько их останется - пока неясно. Согласно одной версии, в МВД будет три замминистра - по криминальному блоку, по общественной безопасности и статс-секретарь, курирующий тыловые подразделения. Согласно другой - шесть. Однако все это - лишь домыслы. Можно предполагать, что и в случае с МВД Кремль настоит на своем и создаст трехчастную структуру с двумя замами.

В любом случае, бывшие замминистра работы не лишатся. Их могут просто перевести на должности руководителей создаваемых правоохранительных служб или отправить курировать полицию в федеральных округах.

Минюст

О реформе этого ведомства известно довольно много. По сегодняшнему сообщению газеты "Коммерсант", численность сотрудников центрального аппарата будет сокращена с 1700 до 506 человек. Попавшие под сокращение чиновники уйдут работать в создаваемые сейчас новые федеральные службы: исполнения наказаний, судебных приставов и регистрации. Последняя, кроме нормативных правовых актов, общественных организаций и партий будет теперь регистрировать еще и СМИ. Надо отметить, что все эти планы исходят из недр самого Минюста и Путин узнал от них от министра юстиции Юрия Чайки еще 1 апреля. При этом, на первый взгляд, предложенный план вполне соответствует общему духу административной реформы. Однако пути Кремля неисповедимы, и о том, что будет с Минюстом на самом деле, мы узнаем лишь в мае.

МЧС и МИД

О том, что ждет Министерство чрезвычайных ситуаций, остается только догадываться. По сведениям газет "Коммерсант" и "ГАЗЕТА", в МЧС о подробностях реформы не знают вообще ничего. Видимо, сделав заявление о невозможности быстрого реформирования его структуры, Сергей Шойгу успокоился. И зря - ведь под его руководством работают десять замов, 13 департаментов, одно главное управление (государственной противопожарной службы), девять управлений и один отдел, занимающийся организацией деятельности национального корпуса чрезвычайного гуманитарного реагирования. Вряд ли Шойгу позволят сохранить все эти радости после реформы.

МИД тоже сократят. Вместо четырнадцати заместителей, из которых три - "первые", у главы МИДа их останется в лучшем случае семь. Кроме этого, в министерстве станет меньше людей, носящих гордое звание "посла по особым поручениям" (эта должность придумана как почетная синекура для дипломатов, которым не нашлось места за рубежом или в центральном аппарате), а число департаментов и управлений будет уменьшено путем слияния.

Как видно из вышеописанных схем, реформируя силовые министерства, Кремль намерен держаться уже наработанной схемы. Вроде бы сократившееся число заместителей министров, чиновников министерств и подразделений внутри последних будет компенсировано созданием новых управлений и переводом туда только что уволенных сотрудников. От перемены мест слагаемых чиновники получат один главный результат: возможность заявить о том, что административная реформа прошла успешно.

Однако повторим еще раз, все это - лишь предположения. Истинные планы Кремля до сих пор неясны. Для того чтобы проиллюстрировать эту мысль, приведем альтернативный проект реформы силовых ведомств, опубликованный на сайте "Грани.Ру". Согласно этому проекту, силовых министерств останется четыре. К Министерству военной безопасности отойдут собственно Министерство обороны, Спецстрой и железнодорожные войска. К Министерству национальной безопасности будут причислены ФСБ, СВР и, возможно, Федеральная служба охраны. К Министерству общественной безопасности - МВД и МЧС. К Министерству оборонной промышленности - вся "оборонка" и военно-техническое сотрудничество.

Симптоматично, что, по утверждению "Граней. Ру", подобный проект был создан давно, но "сегодня в Кремле проявлен интерес к этим предложениям". Любое описание проекта административной реформы должно сейчас заканчиваться подобной фразой.

В противном случае, его даже не имеет смысла обсуждать.

Елена Любарская

Предыдущие материалы по теме:

Сор из кабинета [07.04.2004]Герман Греф снова сорвался, но его можно понять

Весенние перспективы [17.03.2004]Новое правительство России будет работать по-новому

Высокопоставленный пасьянс [10.04.2004]Обнародованы состав и структура нового правительства России

Время портфелей [04.03.2004]Идет борьба за должности в правительстве. Но решит все Путин

Прощание с ельцинской эпохой [24.02.2004]Путин решил уволить Касьянова до выборов

МВД России скоро упразднят [10.08.2003]Ведомство Бориса Грызлова переловит к выборам всех преступников в стране

Другие материалы
Мир00:01Сегодня

Опасный пассажир

Он угнал самолет, получил выкуп и исчез в небесах. Его выдали тайные шифры