В предпоследний день саммита "Большой восьмерки", проходящего на одном из курортных островов США, произошло событие, которое слегка потерялось на фоне официального славословия и разомлевших под жарким солнцем Джорджии лидеров "самых развитых стран". Президент Франции Жак Ширак сказал тихое, но твердое "NON" планам хозяина встречи Джорджа Буша об участии НАТО в дальнейшей демократизации Ирака. Шаг не просто показательный, но и довольно жестокий. Американский президент объявил о своих прожектах после обильного завтрака с главным сателлитом - британским премьер-министром Тони Блэром. Реакция Ширака может, как минимум, помешать хозяину саммита нормально усваивать пищу, а в дальнейшем привести к эскалации конфликта внутри НАТО и, быть может, к тотальному пересмотру всей его структуры.
Негативная реакция Франции на события, предварявшие войну в Ираке, и последовавшие за ней, известна. В какие-то моменты даже образовывался некая ось Париж-Берлин-Москва, правда, довольно аморфная и движимая разными мотивами. Известно также и общее негативное отношение Франции к доминирующему положению США в НАТО.
Я считаю, что вторжение в Ирак не входит в компетенцию НАТО
Однако перед прошлогодней встречей "Большой восьмерки", которая состоялась во французском Эвиане, казалось, что все противоречия улажены. И Франция и Германия говорили о несущественности разногласий на фоне одной большой задачи и о поддержке действий США. Но тогда примирение все же не состоялось. Джордж Буш покинул встречу "по-английски" за день до ее официального завершения. Кому-то может показаться, что на нынешнем саммите Ширак просто нанес ответный удар "другу Бушу", однако характер комментариев французского президента, с учетом нынешней обстановки, указывает на то, что это не простой "акт вежливости".
Лучше быть красным, чем мертвым
В 1966 году Шарль де Голль после посещения Советского Союза вывел свою страну из военной структуры НАТО. С тех пор Франция, оставаясь одним из ключевых членов альянса и обладая правом вето, вольна принимать самостоятельные решения о применении своих вооруженных сил или ограниченных контингентов. В свое время этот шаг де Голля вызвал бурную радость в Кремле и злорадные прогнозы о скоропостижной смерти НАТО. Однако в тот период даже обладание собственным внушительным ядерным арсеналом не гарантировало безопасность Франции от "красной заразы" с Востока, поэтому, при всем желании, Париж не мог дистанцироваться от своего большого заокеанского брата. Ныне, когда идеологическая угроза из Москвы стала достоянием истории, а Россия постепенно становится предсказуемым и стабильным партнером, Франция вновь вспомнила о своем желании избавиться от американской опеки.
Раньше руководство Франции лишь пользовалось оговоренными в Уставе НАТО правами, как в случае с наложением вето на намерение США обеспечить силами альянса безопасность Турции перед началом войны в Ираке. Теперь риторика изменилась.
Вашингтону не следует упускать из виду тот факт, что Франция является единственным оппонентом в краткосрочной перспективе по вопросам, имеющим отношение к европейской идентичности или к внутренней деятельности НАТО.
Жак Ширак уже не просто демонстрирует свое отношение, но и указывает НАТО на границы компетенции альянса. Более того, президент Франции открыто говорит о том, что не испытывает особого оптимизма и по поводу недавно утвержденной резолюции ООН по Ираку, даже с учетом всех французских поправок, и заявляет о некоем "ином видении" решения проблем Ближнего Востока. Фактически, Ширак высказал несогласие по всем главным вопросам, которые рассматривались на саммите.
Несомненно, никто из участников антииракской коалиции не питает особых иллюзий по поводу участия Франции в "демократизации" проблемных стран главного нефтеносного района мира, но без ее одобрения массированные перемещения сил и средств альянса теряют свою, пусть виртуальную, легитимность. Если же столь жесткую позицию Парижа будет и дальше поддерживать другой ключевой игрок - Германия и обе эти страны сделают ставку на все более укрепляющую свои позиции Россию, то перспективы НАТО представляются туманными.
Радикальных изменений в структуре европейской безопасности ожидать в ближайшее время, конечно, не стоит. Разговоры о совместной европейской армии пока остаются лишь благими пожеланиями: у ЕС нет средств и технических возможностей реализовать свои амбиции и проводить действительно независимую от США политику. Но на закончившейся встрече "Большой восьмерки", где, в принципе, не предполагалось рассматривать дальнейшие действия альянса, Ширак недвусмысленно обозначил свою позицию. Причем, послание это не стоит рассматривать лишь в качестве подготовки к грядущему в конце месяца саммиту НАТО и привязывать его исключительно к судьбе "освобожденного" Ирака. Оно больше смахивает на программное заявление, адресованное любителям картофеля-фри на Капитолийском холме в Вашингтоне.
Андрей Воронцов