Новости партнеров

Перемены на Лубянке

Президент Путин подписал указ о реформировании спецслужб

ФСБ подверглось структурной реформе. Владимир Путин 11 июля 2004 года подписал приказ о реорганизации Федеральной службы безопасности. Как обычно при упоминании слов "ФСБ" и "реформа", в СМИ поднялась волна домыслов и непроверенных слухов. Наиболее радикально настроенные общественные деятели поспешили объявить, что возвращается "советский монстр КГБ" и мрачная тень щита и меча вновь накрывает страну. Реальность оказалась проще - обычные структурные изменения.

Как вы лодку назовете...

Почти сорок лет, с 1954 по 1991 годы, организация, именуемая Комитет государственной безопасности при Совете министров СССР, существовала спокойно. Аббревиатура КГБ была настолько привычной для любого советского гражданина, что её понимал даже полуграмотный чабан из глухих степей. На Западе особого пояснения того, что такое КГБ, также не требовалось - там в изобилии издавалась различная литература и выходили фильмы, в которых действовали зловещие агенты "Кей-Джи-Би".

С нарастанием в СССР центробежных тенденций и стремления советских республик к независимости необходимость реформирования дошла и до КГБ. 6 мая 1991 года РСФСР обзавелась собственным Комитетом госбезопасности. Президент РСФСР Борис Ельцин и председатель КГБ СССР Владимир Крючков подписали об этом специальный протокол.

С этого момента пошел отсчет постоянным переименованиям спецслужбы, так называемой "чехарде", как неодобрительно отзывались о ней сотрудники этого ведомства. После августовского путча 26 ноября 1991 года КГБ РСФСР был преобразован в Агентство федеральной безопасности (АФБ). 3 декабря того же года президент СССР Михаил Горбачев подписал Закон "О реорганизации органов государственной безопасности", упразднявший КГБ СССР. На базе упраздненного ведомства была создана Межреспубликанская служба безопасности СССР.

В добавление к этому, от КГБ отошли и превратились в самостоятельные ведомства еще некоторые службы. Первое главное управление (внешняя разведка) сначала стала Центральной службой разведки, а позже - Службой внешней разведки. Управления, отвечавшие за правительственную связь, шифрование и радиоразведку, стали Комитетом правительственной связи (позже ФАПСИ). Стали самостоятельным ведомством и пограничники - их ведомство назвали Федеральной пограничной службой. Управление, занимавшееся охраной высших должностных лиц, стало Управлением охраны при аппарате Президента РСФСР и Службой безопасности и охраны правительственных объектов РСФСР. Потом они были преобразованы в Федеральную службу охраны (ФСО) и Службу безопасности президента.

24 января 1992 года президент Ельцин подписал Указ об образовании Министерства безопасности Российской Федерации. Агентство федеральной безопасности РСФСР и Межреспубликанская служба безопасности этим указом упразднялись. Попытка создать странное Министерство безопасности и внутренних дел провалилась - это министерство просуществовало очень недолго. В декабре 1993 года президент Ельцин опять переименовал спецслужбу - из Министерства безопасности она стала Федеральной службой контрразведки. В апреле 1995 года ФСК превратилась в Федеральную службу безопасности. Это название она сохранила до сих пор.

Естественно, что постоянные перемены не могли не сказаться на качестве работы ведомства. В конце концов, если бы дело сводилось только к одним переименованиям, это еще можно было бы пережить. Но от постоянных выводов за штат и сокращений парализовывалась работа, уходили сотрудники, причем, как правило, самые толковые. Только к середине 1990-х годов работа органов государственной безопасности более или менее наладилась.

В сентябре 1998 года, когда директором службы стал Владимир Путин, произошла первая серьезная структурная реформа ФСБ. Согласно указу президента Ельцина, весь центральный аппарат ФСБ был выведен за штат. После этого произошло значительное (на треть) сокращение аппарата - две тысячи человек были отправлены в отставку. Началась замена "московских" на "питерских". Среди пришедших был, например, Сергей Иванов, возглавивший Департамент анализа, прогноза и планирования. Реорганизации 1999 года (прошедшие весной и осенью) касались, в основном, некоторых департаментов, таких, как, например, Департамента экономической безопасности, Департамента по борьбе с терроризмом и Управления конституционной безопасности.

Слухи о новом капитальном реформировании ФСБ появились еще в 2000 году и продолжались все это время. Регулярно происходили "достовернейшие" утечки информации якобы с "самых верхов", в которых утверждалось, что ФСБ сольют с ФАПСИ, ФПС, ФСО. Частично они подтвердились в марте 2003 года, когда президент Путин подписал указ, согласно которому пограничники возвращались под родное крыло ФСБ, а функции ФАПСИ были поделены между Министерством обороны, Федеральной службой безопасности и Федеральной службой охраны.

Новая реформа ФСБ - исключительно структурная. Она не предусматривает превращения спецслужбы в некую огромную неповоротливую организацию, каким был КГБ СССР под конец 1980-х годов. Прежде всего, реформа направлена на сокращения. Количество заместителей директора уменьшается до трех - ранее было двенадцать. При этом сокращены их должности: ранее было три первых заместителя и девять заместителей, теперь первый заместитель (он же руководитель Пограничной службы ФСБ) остался один и появились два простых заместителя.

Реформа касается и денежного содержания. Согласно указу, "директор ФСБ, его первые заместители и заместители приравниваются по статусу, размерам оплаты труда, условиям социально-бытового обеспечения и медицинского обслуживания соответственно к министру РФ, его первому заместителю и заместителям". Такое изменение неизбежно должно повлечь за собой пересмотр тарифной сетки, что может сказаться на денежном содержании сотрудников. Сейчас должностной оклад, например, капитана ФСБ, без учета надбавок и прочих доплат составляет 4200 рублей. Возможно, что в результате реформы денежное содержание сотрудников увеличится, хотя пока судить об этом еще рано.

Другая важная часть указа - это то, что в ФСБ упраздняются департаменты, действовавшие до настоящего времени как самостоятельные подразделения. Вместо них учреждаются самостоятельные службы ФСБ России, в состав которых будут входить департаменты и управления.

И третьим важным пунктом указа является упоминание о том, что все нынешние сотрудники ФСБ до окончания реформы своего ведомства продолжают выполнять свои обязанности в соответствии с прежними должностями. Иными словами, выводить их за штат не собираются.

По словам заместителя директора ФСБ, руководителя департамента организационно-кадровой работы ФСБ России, генерал-полковника Евгения Ловырева, прокомментировавшего Указ, Федеральная служба безопасности принимала непосредственное участие в работе над подготовкой документа. Практически все предложения руководства ФСБ в указе были учтены. Также немного изменены полномочия директора ФСБ. Теперь директор вправе сам утверждать численность и состав Коллегии ФСБ. А заместителям директора и руководителям служб ФСБ предоставлены достаточно широкие полномочия по представлению ФСБ во взаимоотношениях с правительством, федеральными органами исполнительной и законодательной власти, с судебными инстанциями.

Что касается конкретных предложений по новой структуре ФСБ России, то они, в соответствии с законом, должны быть подготовлены в течение трех месяцев и представлены на утверждение президенту.

Что день грядущий нам готовит?

Некоторые СМИ поспешили отметиться с утверждениями, что ФСБ будет переименована в Министерство государственной безопасности. В связи с этими сообщениями некоторые правозащитники уже успели выступить с утвреждениями о том, что реформа - очередной шаг к возврату в старые времена.

Слухи же, касающиеся передачи в подчинение ФСБ Службы внешней разведки и Федеральной службы охраны и появлении некоего ведомства с названием ФСР (Федеральная служба расследований), и вовсе оказались уткой. Появившиеся гипотезы о том, что к ФСР перейдут все следственные мероприятия от ФСБ, МВД, Генпрокуратуры - не более чем умело организованная утечка. Любопытный факт: по сведениям сотрудников ФСБ, пожелавших остаться неназванными, в ельцинское время о предстоящем переименовании знали, как минимум, за месяц. При Путине же сообщения о реформах сваливались как снег на голову. Исключением не стала и эта.

Но, судя по всему, нынешняя реформа ограничится только сокращениями управленческих кадров. Это прекрасно вписывается в общую административную реформу, о которой неоднократно говорил президент. Гражданские ведомства испытали ее результаты на себе в марте. Теперь очередь за силовыми и так называеммыми "ключевыми" ведомствами. О реформе МИДа было объявлено 12 июля. Как и в случае с ФСБ, основной акцент при реформировании был сделан на сокращении постов замминистров. Аналогичный указ был подписан и в отношении МЧС. Следующим шагом, скорее всего, будет указ о реформе Министерства обороны. Далее же стоит ожидать аналогичных действий в отношении Генеральной прокуратуры и Министерства юстиции.

Одна из самых нелюбимых дисциплин студентов исторических факультетов и институтов называется "история государственных учреждений". Запомнить бесконечную череду переименований, преобразований, укрупнений и разделений различных государственных ведомств мало кому под силу. А тем более внятно изложить на экзамене суть этих реформ. Что ж, теперь студентов, специализирующихся по этой дисциплине, можно поздравить - информации, требующей слепого зазубривания, но в принципе совершенно бесполезной, у них прибавится.

Сергей Карамаев

Другие материалы