Когда подготовка к выборам президента Украины только начиналась, большой популярностью пользовались разговоры о том, что республике предстоит сделать судьбоносный выбор между Европой и Азией (читай - Россией). Тогда имелась в виду вполне грубая аналогия - Виктор Ющенко считался кандидатом в президенты "От Европы", а Виктор Янукович - "от власти" и "от РФ". Парадоксальным образом оказалось, что пророчество о выборе украинского пути сбылось, только речь на самом деле идет не о личностях кандидатов.
Сам факт наличия на Украине двух претендентов на президентский пост с примерно равными шансами на победу был достоин зависти, например, россиян, которые подобных выборов не видели с 1996 года. Или - достоин их сочувствия, так как не будь у Виктора Януковича сильного противника, не стояли бы сейчас сто тысяч граждан Украины на майдане Незалежности в Киеве. Они не требовали бы пересчета голосов, не разбивали бы 1,5 тысяч палаток по всей украинской столице, не пели бы песни, не скандировали бы "Ю-щен-ко!". Вместо этого они сидели бы дома, ели бы колбасу или омаров и любовно смотрели бы на портрет своего президента.
Мы высказываем полное недоверие Центральной избирательной комиссии. Мы требуем созыва внеочередного заседания Верховной Рады, которая осталась единым легитимными органом власти, не втянутой в массовые фальсификации во время выборов. Народ получил уверенную победу на выборах. Народный кандидат Виктор Ющенко победил! Этот народный выбор нужно защитить сегодня, чтобы иметь надежду на завтра. Мы призываем всех, кому не безразлична собственная судьба, судьба наших детей и внуков, будущее Украины, защитить свой выбор.
Впрочем, нет никаких доказательств того, что второй вариант времяпрепровождения чем-нибудь уступает первому. В конце концов, температура воздуха в Киеве сейчас - ниже нуля, а массовые митинги никак не способствуют ни росту ВВП, ни укреплению семьи. Просто наличие в республике граждан, готовых выйти на площади и засесть в палатках, услышав о возможной фальсификации выборов, говорит о том, что путь в Европу для нее действительно открыт. В Азии у электората к этому вопросу отношение совсем другое: фальсификация там кажется народу вовсе не вопиющим нарушением, а обычной технологией, позволяющей власти обеспечивать свою преемственность.
Еще одним признаком того, что Украина развивается как-то не по-азиатски, является активное участие в поствыборных игрищах структур, которые можно весьма условно отнести к гражданскому обществу. Пока Виктор Ющенко собирал своих сторонников на бессрочный митинг в центре Киева, городские администрации Львова, Ивано-Франковска, Винницы и Тернополя по очереди присягали в верности кандидату от оппозиции, называли его победителем выборов и обещали слушаться всех его указаний.
Да и власти украинской столицы, кажется, присоединились к мятежу. 22 ноября Киевский городской совет выразил недоверие Центральной избирательной комиссии, а мэр Киева Александр Омельченко подписал решение о поддержке акций протеста сторонников Ющенко.
Кстати, именно киевский горсовет дал Верховной Раде Украины повод собрать 23 ноября внеочередное заседание. Киевские депутаты обратились к парламенту с просьбой не принимать предварительные результаты выборов, оглашенные ЦИКом. С призывом к внеочередному заседанию парламента выступил и сам Виктор Ющенко. Учитывая, что ни у сторонников оппозиции, ни у сторонников власти нет в Раде конституционного большинства, пока непонятно, к какому решению придет Рада. Однако сама возможность высказывания парламентом мнения, отличного от утверждений ЦИКа, уже кажется весьма захватывающей, если смотреть на Киев из московских далей.
Сама Европа уже ясно дала понять, какой именно путь Украины будет считать наиболее "европейским". Бернард Брот, председательствующий в совете министров ЕС министр иностранных дел Нидерландов, уже сказал, что Украине следует "пересмотреть процесс и результат выборов". Злые языки скажут, что заявил он это потому, что ЕС готов на все ради победы Ющенко. Сам же министр сослался на мнение наблюдателей из ОБСЕ, ПАСЕ и других европейских структур. С точки зрения этих людей, выборы на Украине "не соответствовали демократическим стандартам".
Если верить главе украинской миссии ОБСЕ Брюсу Джорджу, имеются в виду "использование государственных ресурсов в пользу премьер-министра" и "предвзятость прессы". Американский сенатор Ричард Лугар вообще заявил о "полномасштабной кампании подтасовки голосов". Собственные же наблюдатели Ющенко обвинили власти в недопущении их на участки, использовании исчезающих чернил и применении технологии под названием "карусель".
"Карусель" - грязная политтехнология с использованием открепительных талонов. Несколько десятков людей получают открепительные талоны и на автобусе объезжают сразу несколько избирательных участков, передавая талоны друг другу. Таким образом им удается отдать голос за одного кандидата несколько раз.
Для полного счастья Ющенко не хватало разве что поддержки силовых ведомств Украины. В середине дня 22 ноября он даже заявил, что переговоры с силовиками им уже ведутся. Однако вечером в СМИ поступило сообщение, подписанное главой МВД, СБУ и других подобных структур. Эти люди не стали публично осуждать Ющенко, но заверили, что никогда не допустят силового варианта разрешения создавшегося политического кризиса.
Впрочем, трудно поверить, что на него готовы пойти и сами оппозиционеры. И хотя вечером 22 ноября Юлия Тимошенко и призывала собравшихся на митинг граждан идти штурмом на ЦИК, ясно, что призыв этот был скорее фигурой риторики, чем одним из пунктов плана действий Ющенко. Украина не может похвастаться ни одним из условий, делающих возможным "народный переворот" с захватом правительственных зданий и выбрасыванием мебели из кабинета премьер-министра в окно. ВВП республики вырос за последний год на 13 процентов, климат не позволяет, как это было сделано в Грузии, в течение нескольких суток держать людей на улице, американские самолеты не бомбят Киев, как бомбили когда-то Белград, а украинский темперамент - не чета абхазскому.
Поэтому желающим заняться прогнозами придется обратиться к другим - не насильственным - сценариям разрешения ситуации. Сейчас ясно, что борьба Ющенко, скорее всего, не закончится пшиком, как обычно заканчиваются протесты российской оппозиции. Уже вчера Виктор Янукович заявил, что, став президентом, учтет претензии Ющенко при формировании правительства. Таким образом, все сегодняшние акции могут быть нужны Ющенко лишь как аргумент для обычной политической торговли за портфели и комитеты.
Другим, гораздо более радикальным вариантом развития событий может стать конституционная реформа. Превращение Украины в парламентскую республику весьма активно обсуждалось еще до выборов. Теперь же передача основных президентских полномочий парламенту может лишить президентское кресло былой привлекательности и заставить оппонентов перенести полемику на территорию Рады. Возможно, именно об этом будут завтра говорить украинские парламентарии.
Кроме этого, Ющенко может распустить митинги и начать долгую и нудную череду судебных процессов, за время которой о нем все окончательно забудут. Именно понимая это, он пытается сейчас решать проблему во внесудебном порядке.
Поэтому можно представить себе и фантастический сюжет, в рамках которого западные и центральные области, в некоторых из которых до 90 процентов избирателей голосовали за Ющенко, откажутся подчиняться президенту, украинские студенты начнут бессрочную голодовку, жители сельской местности (также - фанаты президента-оппозиционера) перестанут поставлять в город молоко и яйца, а столицу придется, как это уже делалось однажды, перенести из Киева в Харьков, так как мэр Омельченко не даст Виктору Януковичу возможности работать. В конце концов, Верховный суд прослезится, признает решение ЦИКа недействительным и назначит Ющенко президентом.
Любой из вышеописанных вариантов предполагает, что Украина, как любят сейчас говорить, "уйдет в Европу". Не с точки зрения геополитики, а с точки зрения роли населения в жизни страны.
Если же Украина осталась азиатской страной, то об этом мы узнаем завтра, когда митинги и демонстрации смолкнут, а сопротивление сдуется, как воздушный шарик, и окажется всего лишь дорогостоящей акцией политтехнологов.
Каковым оно, кстати, является в любом случае.
Елена Любарская