В четверг, 9 декабря, ректор МГУ им. М.В. Ломоносова Виктор Садовничий заявил, что России следует сохранить многоуровневую систему образования - пятилетний курс обучения, аспирантуру и защиту кандидатской и докторской диссертаций. Это заявление прозвучало в ответ на инициативу министра образования и науки Андрея Фурсенко, который ратует за получение высшего образования в нашей стране по двухуровневой системе, то есть введение бакалавриата и магистратуры, соответствующих образовательному стандарту, принятому участниками общеевропейской Болонской конвенции. Россия присоединилась к этой конвенции, основная цель которой - составить конкуренцию системе высшего образования США, которая сегодня считается лучшей в мире. Для того чтобы понять, следует ли российским университетам стремиться походить на американские, попробуем сравнить принципы их организации.
Высшее образование в США...
Американские вузы стремятся отвечать самым передовым требованиям как в сфере теоретических разработок, так и в области практических исследований. В США техническое оснащение учебных программ лучше, чем в Европе, а возможности для начинающего исследователя практически не ограничены. У престижных американских вузов есть хорошие материальные возможности приглашать читать лекции ученых с мировым именем. Такие затраты в конечном итоге себя оправдывают, поскольку делают диплом американских вузов престижным.
Это соглашение, подписанное главами департаментов образования 29 европейских государств в 1999 году с целью создания единого образовательного пространства и единой системы высшего образования в Европе. По мнению участников процесса, выравнивание образовательных моделей расширит практику студенческих обменов и сделает европейские университеты центром мировой интеллектуальной элиты. Россию приняли в число участников Болонской конвенции в 2003 году, после полутора лет ожидания, наряду с Сербией, Македонией, Боснией, Герцеговиной, Албанией и Андоррой. Сегодня в Болонской конвенции участвуют 40 европейских государств.
Американская система высшего образования отличается от российской прежде всего тем, что в США абитуриент сначала поступает в вуз и только потом определяется с выбором дальнейшей специальности, тогда как в России вчерашний школьник делает свой выбор еще до поступления в вуз. При этом у американского студента есть выбор из очень широкого спектра предлагаемых курсов обучения в соответствии с самыми различными интересами, а также возможность углубленного обучения выбранной специальности.
В США отсутствуют единые жесткие требования к абитуриентам, хотя обычно поступающие должны представить документы об окончании полной средней школы; перечень изученных в школе предметов и полученных по ним оценок; общее количество баллов по тестам на способности и за знания, рекомендации-характеристики учителей школы и администрации, результаты собеседования при поступлении.
На собеседованиях важную роль играют дополнительные сведения, которые абитуриент может предоставить о себе, например, характеристика о работе в общественных организациях, документы об участии в школьных олимпиадах и фестивалях, в спортивных мероприятиях и так далее.
Процедура приема и отбора абитуриентов в вузы США зависит от их типа и престижности. Одни вузы осуществляют отбор путем конкурсных экзаменов, собеседования, тестирования. Другие принимают просто при наличии среднего образования (например, ряд двухгодичных колледжей). Некоторые вузы осуществляют прием студентов по результатам конкурса документов об окончании средней школы. Самые престижные вузы устраивают конкурсный отбор, поскольку количество поступающих значительно превышает количество мест. Абитуриенты нередко подают заявления одновременно в несколько вузов, с тем чтобы поступить в один из них.
Вступительные экзамены (или тесты) проводятся специализированными службами (Служба тестирования для образования). Колледжи и университеты заранее объявляют, какие тесты они предлагают и какую сумму баллов необходимо набрать для поступления.
Какого-либо планового приема и выпуска специалистов в масштабе страны в США не существует. Каждый вуз формирует студенческий контингент по своей системе. При этом сумеют ли все студенты закончить полный курс и куда пойдут работать после его окончания, в заботы вуза не входит - это уже проблемы студентов. В университеты США принимаются лица любого возраста, так что в аудитории можно встретить и 17-летних, и 70-летних. В связи с чем срок обучения также не ограничен - можно в любой момент прервать обучение и продолжить его через несколько лет.
Когда речь заходит о высшем образовании в США, следует уточнить терминологию. Понятия "колледж" и "университет" не идентичны, хотя часто взаимозаменяемы. Различие между ними в том, что колледж дает только преддипломное образование (undergraduate level), а при университетах, кроме колледжей, есть и заведения более высокого уровня. Колледжи, как правило, предлагают четырехгодичную программу обучения, по окончании которой выпускник получает степень бакалавра. Колледжи могут существовать независимо или являться частью университета. Университеты обычно состоят из колледжей, аспирантур и профессиональных школ, таких как школа права, бизнеса, медицины, инженерного дела, журналистики и т. д.
В США существуют несколько тысяч традиционных четырехлетних колледжей и университетов, каждый из которых имеет свою специфику. Каждый колледж самостоятельно определяет свои цели, специализацию и правила приема студентов. К примеру, гуманитарные колледжи делают упор на базовое преподавание таких предметов, как гуманитарные науки, социальные науки и языки.
Кроме этих колледжей, существует много других типов высших учебных заведений. Исторически некоторые колледжи принимали на учебу только мужчин или только женщин, другие колледжи делают особый упор на религиозное обучение. Есть также и полностью "черные" колледжи для студентов-негров. Однако с течением времени правила менялись, хотя порой это вызывало сопротивление академического состава. Так например, в 1985 году Университет Вашингтона и Ли открыл свои двери для женщин, что спровоцировало недовольных студентов на демонстрации протеста.
Колледжи и университеты могут быть как государственными, так и частными. На качество подготовки это не очень влияет - хорошие вузы встречаются в равной мере как среди государственных, так и среди частных вузов. Главное отличие между ними заключается в источнике финансирования.
Размер вуза имеет значение. Чем больше университет, тем больше в нем возможностей для специализации. Но есть и минусы - профессора могут быть слишком заняты своей работой, чтобы уделять достаточное внимание каждому студенту. В небольшом университете или колледже контакт между студентами и преподавателями более тесный, но предлагаемый выбор дисциплин там уже, чем в большом вузе.
Учебный год в американских вузах длится обычно 9 месяцев - с конца августа или сентября до мая или июня. Год делится на 2 семестра по 15-16 недель или, в отдельных вузах, на три семестра по 10-11-недель.
В США на выбор вуза обычно влияют такие факторы, как престижность, вступительный конкурс и научный потенциал профессорско-преподавательского состава. В группу лучших вузов в США входят, например, Гарвардский, Принстонский, Йельский, Мичиганский, Стэнфордский, Колумбийский, Чикагский, Калифорнийский, Иллинойский университеты, а также Массачусетский технологический институт. Из колледжей сюда можно отнести Амхерст, Уэллсли, Дартмут, Помона, Свартмор, Миддлбери и Боуден.
Основной формой учебных занятий является лекция, которая читается для потоков. Понятия "академическая группа" (в российском понимании) в американских вузах не существует. Каждый студент учится по индивидуальной программе и посещает лекции по своему выбору. Лекции длятся от 50 минут до 2 часов с переменой в 10 минут. Лекции не обязательно следуют одна за другой - это зависит от индивидуального графика студента. Одна лекция может проходить с 9 до 10 часов утра, а следующая - с 13 до 14 часов. Учебный день начинаются в 8 часов утра, по субботам и воскресеньям занятия не проводятся.
Кроме лекций есть еще занятия в небольших группах, или семинары. Обычно в них участвуют от 5 до 30 студентов. Семинар, как правило, проводится на продвинутых уровнях обучения и предполагает тесное взаимодействие между студентами и преподавателем. Почти все вузы предлагают студентам возможности индивидуальных занятий с преподавателем.
Студенты и преподаватели в вузах общаются между собой менее формально, чем в России. У них часто возникают достаточно тесные и даже дружеские отношения (что, однако, не влияет на поблажки на экзамене). Порой профессор может даже пригласить студента на обед или предложить вместе поучаствовать в каком-нибудь общественном мероприятии. Часто занятия в классе представляют собой дискуссию между преподавателем и студентами. От того, насколько активно студент участвует в дискуссиях или обсуждениях, может зависеть и итоговая оценка.
За 4 года обучения студент обязан прослушать цикл дисциплин, после чего ему может быть присвоена академическая степень бакалавра. Для этого студент должен набрать определенное число зачетных единиц и сдать требуемые экзамены. Традиционными дисциплинами, подлежащими изучению, являются общенаучные предметы, а также дисциплины по выбору.
Выбор предметов изучения зависит от студента. При поступлении в американский университет или колледж нет необходимости сразу выбирать будущую специальность, важнее выбрать основной предмет изучения (major). Можно выбирать и двойную специализацию (например, математика и экономика).
Раз в полгода или чаще студент встречается с куратором (академическим советником), который рекомендует, какие дисциплины избрать по данной специальности, консультирует и направляет студента. От куратора в процессе обучения зависит многое - именно он помогает студенту составить индивидуальную программу обучения, соответствующую его жизненным планам.
Первые год-два обучения - это преимущественно общее образование и знакомство с широким спектром научных дисциплин, что позволяет студенту сориентироваться в многообразии различных областей знаний и увидеть связь между ними. Сначала студент присматривается и решает, что ему ближе - например, журналистика или рисование (если речь, скажем, идет о гуманитарном колледже). На первом году обучения студент может выбрать самые разные курсы по любой дисциплине, например, введение в музыку или вводный курс по американской истории.
На втором году обучения происходит специализация. К концу этого года студент уже знает, какую дисциплину он будет изучать углубленно, и в соответствии с этим записывается на потоки. Например, прослушав на первом и втором курсах иностранный язык начального уровня, он переходит к среднему и продвинутому, выбирая для изучения сопутствующие дисциплины. В течение последних двух лет обучения основное внимание уделяется специальным предметам.
Чтобы в образовании не было "перекоса", студент обязан прослушать несколько курсов, которые лежат в стороне от его специализации. Так например, специалист по английской литературе может взять курс по началам геологии или географии. Таким образом соблюдается необходимый баланс знаний, хотя, в принципе, он условен - та же геология вряд ли пригодится филологу в его дальнейшей карьере.
Экзамены в американских вузах обычно сдают два раза в течение одного семестра: один в середине, второй - в конце. Форму проведения экзаменов выбирает преподаватель. Это может быть письменный экзамен, устный экзамен или зачет. Если студент хорошо занимался весь семестр, оценку он может получить "автоматом". Экзамены и зачеты можно пересдавать несколько раз (отчислению американские студенты не подлежат).
Распорядок каникул определяется каждым учебным заведением по-своему, но обычно бывает несколько выходных дней в течение каждого семестра, более продолжительные каникулы - в декабре и январе и неделя каникул в начале весны.
Братства - это сообщества студентов. Мужские сообщества называются fraternities, женские, соответственно, sororities - сестринства. Первой подобной группой было академическое общество "Фи. Бета. Kaппa", основанное в 1776 году. С тех пор появилось множество самых разных братств, и, по традиции, они обозначаются греческими буквами. Братства существуют практически в каждом американском университете, и в начале каждого года новички выбирают, куда бы они хотели вступить. Впрочем, иногда желания стать членом братства бывает недостаточно, и первокурснику в приеме отказывают.
Очень важной частью преддипломного образования в США является участие в неакадемической жизни студенческого городка. В частности, в американских университетах распространена система так называемых студенческих братств. Иногда ее именуют еще и "греческой системой".
Не все студенты становятся членами подобных объединений. В больших университетах к ним присоединяются от четверти до половины студентов, в маленьких колледжах их процент ниже. Есть и исключения - в упоминавшемся Университете Вашингтона и Ли более 80 процентов студентов являются членами братств, что составляет едва ли не самый высокий процент в стране.
Братство привлекательно не только тем, что дает возможность студенту интересно проводить время во время обучения, но и тем, что в нем закладывается фундамент полезных связей. Выпускники университетов, входившие в состав того или иного братства, могут рассчитывать на помощь со стороны старших товарищей. И эта поддержка не ограничивается просто советами - члены братств стараются активно помогать друг другу всю жизнь. Например, две трети президентов США, управлявших страной в ХХ веке, в том числе и Джордж Буш-младший, входили в состав таких братств. Три четверти всех конгрессменов и сенаторов США также принадлежат к тем или иным студенческим братствам.
Если степень бакалавра свидетельствует о приличном общем образовании, то магистерская степень в США ориентируется на специализированную деятельность (управление бизнесом, техника, педагогика и другие области). Этот уровень обучения относится к последипломному образованию (graduate level). Бакалавр, желающий стать магистром, должен проучиться еще год или два, написать и защитить "тезисы". "Тезисы" по сути являются аналитическим докладом или отчетом соискателя о его научной работе по избранной теме. Естественно, что соискатель обязан продемонстрировать умение собирать, анализировать и обобщать, синтезировать и излагать материал.
Получив магистерскую степень, специалист может продолжить обучение по докторской программе. Данные программы ориентированы на четко специализированное обучение и самостоятельное научное исследование. По окончании докторантуры (от 2 до 3 лет) соискатель представляет свою научную работу, защищает ее, и ему присваивается степень доктора философии - PhD (в гуманитарных науках).
...и в России
Теперь рассмотрим принципы организации университетского образования в России на примере филологического факультета МГУ. Факультет, существующий в своем нынешнем виде с 1941 года, является на сегодня одним из ведущих центров гуманитарного образования в нашей стране и объединяет 20 кафедр, а также 6 лабораторий и учебно-научных центров. Ежегодно по результатам вступительных экзаменов на первый курс факультета поступают около двухсот студентов, большая часть из которых занимают бюджетные, то есть бесплатные места. Стоимость платного обучения составляет около тысячи долларов США в семестр. Вступительные экзамены включают в себя сочинение - первый и самый важный этап - и три устных экзамена по русскому языку и литературе, истории и иностранному языку. Конкурс на филфак традиционно бывает высоким, и попасть туда непросто.
Профессорско-преподавательский состав факультета насчитывает более 350 человек, среди которых более 100 докторов и около 240 кандидатов наук. В числе преподавателей - академики и члены-корреспонденты российских и зарубежных Академий Наук. Факультет готовит лингвистов, переводчиков и литературоведов высокой квалификации, знающих несколько иностранных языков, свободно ориентирующихся в отечественной и зарубежной литературе, российской и европейской культуре, знакомых с классическими языками (латынь, греческий, старославянский, готский, санскрит), обладающих навыками компьютерного макетирования, работы с наиболее распространенными типами текстовых редакторов и средствами автоматизации перевода. Выпускники факультета востребованы в системе науки и образования (вузах, колледжах, школах, научных институтах), в прессе (редакциях газет и журналов, издательствах, на радио и телевидении), на государственной службе (МИД, архивы, библиотеки, музеи), в туристических агентствах, в отечественных и иностранных фирмах самого разного профиля.
Всем поступившим предстоит учиться на следующих отделениях:
Первые два отделения являются для факультета ведущими (именно на них учится большинство студентов), последние три отделения - новые, открыты лишь в 2002 году и функционируют только на платной основе. Кроме того, на факультете имеется вечернее отделение, где студенты специализируются по русскому языку и литературе.
Таким образом, уже при поступлении в университет будущий студент выбирает себе определенную специализацию - пока в самых общих рамках, но учебная программа на каждом отделении имеет свои особенности уже с первого года обучения. Некоторые лекционные курсы - например, введение в языкознание, история русской и зарубежной литератур, русский язык, история философии, - являются обязательными сразу для нескольких отделений, но на каждом отделении изучается свой набор базовых языков, причем не только современных, но и мертвых. По этой причине случаи перехода студентов с одного отделения на другое достаточно редки - им приходится сдавать так называемую "академическую разницу". Например, если студенту романо-германского отделения к концу первого курса вдруг захочется стать русистом, в эту "разницу" войдут древнегреческий и старославянский языки, которые ему самостоятельно придется осваивать "с нуля".
На первом курсе студенты в основном налегают на языки, а также слушают вводные курсы по базовым филологическим дисциплинам. Кроме того, уже на первом году обучения начинаются так называемые общие курсы по истории русской и зарубежной литературы, рассчитанные на 8-10 семестров, - именно они и становятся стержнем широкого гуманитарного образования, которое дает своим выпускникам факультет.
Студенты второго курса выбирают себе дополнительный иностранный язык, переходят к более продвинутому изучению общих филологических дисциплин, а также приступают к самостоятельной научной работе. Для этого они по желанию делятся по основному для филологов критерию - на лингвистов и литературоведов. Научная работа подразумевает посещение специальных курсов и специальных семинаров и состоит в самостоятельных исследованиях различных аспектов языка или литературы под наблюдением научных руководителей; в конце учебного года студент обязан отчитаться о своем вкладе в науку в виде письменной курсовой работы. За время учебы в университете студент может "переквалифицироваться" из лингвиста в литературоведы или специализироваться по обеим дисциплинам сразу.
Спецкурсы и спецсеминары - основной инструмент профессиональной специализации на факультете. Их число велико, они объявляются на каждой кафедре и обычно предоставляют студентам довольно широкий выбор. В обязательном порядке студенты должны специализироваться в рамках своего отделения, но дополнительно могут посещать и спецкурсы других отделений. Нередки случаи, когда курсовые и даже дипломные работы студенты пишут не на своем отделении, а на чужом, особенно по смежным темам. Обычно в спецсеминаре участвуют до десяти-двенадцати студентов (хотя бывает и двадцать-тридцать), но факультет в состоянии обеспечить и занятия преподавателя со студентом один на один.
Поскольку филология - это прежде всего история языка и литературы, то студент, переходя с курса на курс, движется в хронологическом порядке по программе основных предметов от одного исторического периода к другому. Например, если на первом курсе студент романо-германского отделения слушает курс истории античной литературы и зарубежной литературы средних веков, то к концу пятого он доберется до зарубежной литературы второй половины ХХ века. Все тексты, включенные в программу каждого семестра (а это обычно произведения двух-трех и более десятков авторов), он прочтет в переводах на русский язык, но зато получит общее и достаточно глубокое представление о духовной культуре Западной Европы (в оригинале тексты читаются и изучаются в рамках спецкурсов и спецсеминаров). Соответственно, лингвистическая часть общих курсов для студентов того же отделения, основной язык которых - английский, будет включать в себя последовательное знакомство с германской филологией (на примере готского языка) и изучение древнеанглийского, среднеанглийского и современного английского языков (причем изучение различных теоретических и практических аспектов современного английского начинается уже на первом курсе и идет параллельно с историческим обзором).
Система международных связей факультета охватывает более 50 крупнейших университетов и филологических центров мира, в числе которых Афинский университет, Отделение русского языка и литературы Сеульского университета, Римский институт русского языка и культуры, Падуанский университет, Центр Дуйчева в Софийском университете. Наиболее активные партнеры факультета - университеты Германии (Тюбинген, Марбург, Росток, Бохум, Гумбольдтский университет), Италии (Флорентийский университет, Триестская высшая школа перевода), США (Ассоциация преподавателей русского языка и литературы, университет штата Нью-Йорк, Йельский университет), Португалии (Лиссабонский университет), Испании (университеты Барселоны, Мадрида, Гранады и Валенсии), Франции (Институт Восточных языков и культур Парижа, Сорбонна IV) и Швейцарии (Женевский государственный университет). Филологический факультет активно участвует в европейской программе сотрудничества в области университетского образования - TEMPUS.
Так пройдут третий и четвертый год (на каждом из которых также нужно будет написать курсовую работу и прослушать специальные курсы), а к пятому курсу количество учебных предметов в расписании значительно сокращается - студенты готовятся к защите дипломных работ. Помимо собственно филологических дисциплин студенты различных отделений знакомятся с российской историей, историей философии и рядом других предметов. Каждый учебный год завершается так называемой практикой - работой на кафедре, в школах, библиотеках, издательствах, научных институтах, информационных центрах и других подобных заведениях Москвы. Русисты также выезжают в фольклорные экспедиции по сельским районам России, студенты-классики - на археологические раскопки памятников античности в Крыму. Кроме того, на филфаке МГУ регулярно работают программы студенческого обмена, в рамках которых студенты разных курсов на непродолжительный срок выезжают в различные зарубежные ВУЗы. Кстати, все живые иностранные языки и другие предметы на филфаке часто ведут не только отечественные, но и зарубежные преподаватели; практикуется и чтение отдельных лекций заезжими иностранцами.
Наконец, дело доходит до государственных экзаменов по двум-трем предметам и до дипломных защит. После успешного преодоления и этого этапа бывший студент будет готов к самостоятельной жизни, в которой ему предстоит устраиваться на свой страх и риск - с отменой государственного распределения молодых специалистов университет за дальнейшую судьбу своих выпускников ответственности не несет. Но, как правило, серьезных проблем с трудоустройством у выпускников филфака не возникает, хотя следует отметить, что в школьные учителя они идут редко. Хорошая языковая подготовка позволяет искать более денежные места - в PR-структурах бизнеса, в СМИ, в издательствах и так далее.
Особо выдающиеся выпускники могут поступить в аспирантуру, чаще всего - при той кафедре, на которой они защищали диплом. Это еще три года научной работы под крылом факультета, в течение которых аспирант обязан сдать кандидатский минимум и подготовить диссертацию. В аспирантуру МГУ принимаются и выпускники других российских вузов, но обычно их число невелико, так как количество мест и в очной, и в заочной аспирантуре ограничено, прием осуществляется на основе конкурсных экзаменов, а уровень подготовки у филфаковских выпускников объективно выше, чем у бывших студентов, приехавших из провинции (ну и система опеки "своих" тоже, конечно, имеет место). Успешная защита диссертации наделяет молодого ученого степенью кандидата филологических наук. Никаких материальных выгод эта степень не дает (если только новоиспеченный кандидат не собирается работать в системе академического образования и науки, что также бывает нечасто), поэтому защиту кандидатской диссертации можно рассматривать исключительно как удовлетворение собственной тяги к познанию или честолюбия.
Ученые советы филфака дают возможность защищать не только кандидатские, но и докторские диссертации. Докторантуры открыты при многих кафедрах и никакого специального курса обучения уже не предполагают - соискатель степени в вольном порядке консультируется с необходимыми специалистами и ведет самостоятельную научную работу, результатом которой также становится диссертация. При кафедрах филфака МГУ также работают и защищаются как "свои" докторанты, так и приехавшие из других городов.
У вышеописанной системы есть как свои плюсы, так и минусы. Факультет МГУ действительно дает хорошее филологическое образование и предоставляет студентам и аспирантам определенный простор для научной деятельности. Система подготовки аспирантов обеспечивает факультет собственными кадрами. Филфак является центром не только педагогической и научной, но еще и издательской деятельности, поэтому поставляет большое количество научной и методической литературы на академический книжный рынок. Выпускники факультета с успехом работают за рубежом, в том числе и в учебных заведениях. Наконец, диплом филфака МГУ - это престижно, он позволяет выпускнику рассчитывать на достаточно хорошее рабочее место и, в перспективе, на относительно высокую зарплату.
Преподавание филологических дисциплин в Московском университете началось с момента его основания. Среди студентов МГУ - знаменитые писатели и философы Д.И.Фонвизин, Н.И.Новиков, А.С.Грибоедов, П.Я.Чаадаев, Ф.И.Тютчев, М.Ю.Лермонтов, В.Г.Белинский, И.С.Тургенев, Н.В.Станкевич, А.И.Герцен, Н.П.Огарев, И.А.Гончаров, А.А.Фет, В.В.Розанов, В.Я.Брюсов, В.Ф.Ходасевич, Б.Л.Пастернак, А.Т.Твардовский. В разные годы на факультете преподавали выдающиеся профессора-филологи Ф.И.Буслаев, Н.С.Тихонравов, А.Н.Веселовский, М.Н.Сперанский, Ф.Ф.Фортунатов, В.В.Виноградов, Н.К.Гудзий, Г.Н.Поспелов, Б.В.Михайловский, Р.И.Аванесов, О.С.Ахманова, Н.И.Толстой.
Но при этом самое ценное, чем наделяет университет своих выпускников, - широкий гуманитарный кругозор, навыки научной работы, глубокие познания по поводу особенностей сонетной формы в творчестве Пушкина или умение отличить аорист от плюсквамперфекта - остается практически невостребованным на современном рынке труда, где в первую очередь ценится беглая английская речь. Кроме того, филфак хоть и существует в рамках университета, но не предоставляет своим студентам возможности приобрести по-настоящему универсальное образование. Любознательный студент может, конечно, посещать лекции и семинары не своего отделения, а то и факультета, в качестве вольнослушателя, но ему придется делать это за счет своего свободного времени, которого, если относиться к обязательному расписанию хоть сколько-нибудь серьезно, остается очень мало.
Да и сами учебные программы большинства отделений отнюдь не совершенны, поскольку нацеливают студента на достаточно узкую специализацию и практически не оставляют возможности "перестроиться" по ходу учебы. Учитывая, что многие абитуриенты подают документы на филфак больше по настоянию родителей, чем из-за осмысленного интереса к языку и литературе, нередки случаи, когда, проучившись год-два, студент понимает, что делать ему тут нечего. Но время упущено, бросать учебу часто бывает жалко или неудобно по различным причинам, и человек, в котором, возможно, как раз в это время умирает великий экономист или философ, вынужден разбираться в падежах и жанрах, мучая и себя, и преподавателей.
И все же к предлагаемым реформам университетского образования в России следовало бы относиться с осторожностью. При всем несовершенстве учебного процесса и структурного устройства отдельных факультетов, за 250 лет своего существования МГУ доказал свою состоятельность. Это налаженный и сложный механизм, консерватизм которого хоть и является фактором отчасти тормозящим, зато служит надежным заслоном от разного рода рискованных нововведений в ту же, например, учебную программу (вроде предложения преподавать историю по Новой хронологии Фоменко). Сломать этот механизм можно, но не потребуется ли еще 250 лет на то, чтобы отладить новый?
Сергей Карамаев, Дмитрий Иванов