В воскресенье Виктор Ющенко официально вступил в должность президента Украины, совершив все необходимые в таком случае формальности и получив из рук главы Центральной избирательной комиссии страны Ярослава Давыдовича соответствующее служебное удостоверение. А уже в понедельник Ющенко активно взялся за исполнение своих обязанностей. В течение одного дня он успел подписать ряд указов о кадровых назначениях на высшие государственные посты своей страны и побывать в Москве, чтобы встретиться с президентом России Владимиром Путиным.
И то, и другое было ожидаемо. Одновременно с инаугурацией нового президента старое правительство Украины во главе с исполняющим обязанности премьер-министра Николаем Азаровым, в соответствии с конституцией страны, сложило с себя полномочия, и хотя Ющенко тут же предложил министрам продолжить исполнение их обязанностей вплоть до назначения нового кабинета, всем было ясно, что в высшем эшелоне украинской власти непременно произойдут изменения. А с посещения России началась целая неделя зарубежных поездок Ющенко, которые также были запланированы заранее. Ожидается, что из Москвы украинский президент во вторник полетит во французский Страсбург, чтобы выступить там перед депутатами ПАСЕ, в среду переедет в Польшу, чтобы принять участие в памятных мероприятиях, посвященных 60-й годовщине освобождения гитлеровского концлагеря Освенцим, в четверг окажется в Брюсселе, где обратится к депутатам Европейского парламента, а закончит свое турне посещением экономического форума в швейцарском Давосе в пятницу-субботу.
ИЗ ОФИЦИАЛЬНЫХ СООБЩЕНИЙНачало встречи с Президентом Украины Виктором Ющенко
И все же наблюдатели не могли не связать два события, случившихся в понедельник: почти сразу после того, как самолет нового украинского президента приземлился в Москве, стало известно, что перед отлетом Виктор Ющенко предложил исполнять обязанности премьер-министра страны своей соратнице по "оранжевой революции" Юлии Тимошенко. Тем самым, еще до появления в Кремле, Ющенко дал понять, как в дальнейшем будут развиваться его отношения с Владимиром Путиным и Россией в целом. То, что его первый зарубежный визит состоялся именно в Россию, свидетельствует о важной роли Москвы во внешнеполитических ориентирах Киева. А то, что вторым человеком на Украине стал политик, которого Главная военная прокуратура России с сентября прошлого года разыскивает через Интерпол по обвинению во взяточничестве, говорит о намерении Ющенко подчеркнуть свою принципиальную независимость от мнения и юридических поползновений кремлевских руководителей.
Мифы и легенды
Хотелось бы отбросить мифы и легенды, которые подавались на политической кухне относительно тех или иных нюансов стратегии развития наших двусторонних отношений.
Несомненно, перспективы российско-украинских отношений нуждались в прояснении, главным образом из-за той роли, которую Москва, по мнению многих, сыграла в затянувшейся кампании по выборам президента Украины. Согласно одной, весьма популярной точке зрения, Россия, по-прежнему рассматривающая Украину в качестве не то своей мятежной колонии, не то неразумного младшего брата, решила грубо вмешаться во внутреннюю политику этой страны, чтобы привести к власти в Киеве "своего" кандидата. Якобы действовала она при этом в духе старых, советских методов управления, грубо попирая все нормы международного права и самый украинский суверенитет, но в результате все равно осталась ни с чем, так как наиболее сознательная часть украинских граждан сумела отстоять свое право на свободный выбор на Майдане Незалежности.
Действительно, трудно спорить с тем, что Кремль пытался сыграть определенную роль в последних событиях на Украине. Тут можно вспомнить и политические демарши Владимира Путина во время предвыборной кампании тогдашнего украинского премьера Виктора Януковича, и десант российских политологов в Киев, и неоднократные поздравления, с которыми Путин обращался к Януковичу после первого голосования во втором туре выборов, и "анти-оранжевую" кампанию, развернутую в центральных российских СМИ, и, наконец, громкие высказывания ряда российских политиков, которые в разгар политического противостояния на Украине демонстрировали свою поддержку Януковичу и даже в определенном смысле подбивали юго-восточные регионы этой страны на отделение от Центра и Запада.
Согласно другой, не менее популярной, точке зрения, Россия всего лишь отстаивала свои интересы в отношениях с Украиной, причем делала это самыми что ни на есть законными способами, так что о ее вмешательстве во внутренние дела Украины речь вести нельзя. Путин, мол, приезжал на Украину и общался с Януковичем летом и осенью этого года исключительно в рамках двухсторонних отношений - как-никак Янукович был в то время фигурой официальной и высокопоставленной. А вот российские политологи, напротив, прибывали в Киев как частные лица, по приглашению украинской стороны, а вовсе не по заданию Кремля. Поздравления Путина Януковичу тоже можно истолковать вполне невинно - ведь российский президент опирался при этом на данные украинской ЦИК, и не его вина, что эти данные впоследствии оказались недобросовестными. Ну а своевольных политиков в России всегда хватало, за всеми не уследишь.
Главное же - российским президентом при этом двигали не имперские амбиции, а исключительно чувство озабоченности судьбами тех русскоязычных граждан Украины, которые хотят, чтобы две некогда братские республики без помех поддерживали прежние тесные отношения, включая возможность свободного передвижения из страны в страну и длительного пребывания на "чужой" территории. К тому же, мол, действия сторонников Ющенко и их западных покровителей подвинули Украину чуть ли не на грань гражданской войны, что опять-таки не могло оставить Россию равнодушной. Да и агрессивные антироссийские и антирусские высказывания некоторых сторонников Ющенко заставляли Москву реагировать.
Но, видимо, обе эти точки зрения следует счесть крайними, а многочисленные взаимные обиды, которые за последние три месяца накопили представители российского и украинского истеблишмента, отнести скорее за счет ущемленных личных амбиций, чем за счет реального изменения политико-экономических отношений между двумя странами.
Во-первых, о вмешательстве Кремля во внутренние дела Украины. Несомненно, что попытка нажима и на официальных представителей Киева, и на простых украинских избирателей имела место, причем лично Владимир Путин сыграл в этом далеко не последнюю роль. Однако при этом следует иметь в виду, что попытки влияния на политические процессы в соседней стране, по крайней мере с помощью открытого проявления своих симпатий к тому или иному кандидату на выборах, - самая обычная практика, принятая во всем мире. Те же главы европейских государств или США сделали для открытой поддержки Виктора Ющенко ничуть не меньше, чем Путин - для поддержки Виктора Януковича. Международная политика на этом стоит, и любой стране, даже самой могущественной, постоянно приходится выдерживать со стороны своих соседей и других игроков на внешнеполитической арене явное или неявное давление. Требовать от России полного и абсолютного самоустранения от политических процессов, происходящих на Украине, по меньшей мере наивно.
Сегодня Украина - свободное и независимое государство. Больше никто и никогда не сможет указывать Украине, как жить и что делать... Наше место - в Европейском союзе. Наш путь в будущее - это путь, которым идет объединенная Европа. Мы с ее народами принадлежим к одной цивилизации.
Другой вопрос, во-вторых, какие формы принимает это давление. Те, кто обвиняет Путина в имперских замашках и советских методах обращения с бывшими республиками СССР, видимо, забывают о том, как именно в СССР было принято "разбираться" с непокорными сателлитами. Неизвестно, как повел бы себя Владимир Путин на месте Леонида Брежнева во время кризиса в Чехословакии в 1968 году, но несомненно, что в 2004 году о попытках реального силового давления на Украину речь не шла в принципе (несмотря на отдельные панические сообщения об обратном). И, наверное, дело даже не в том, что у России сегодня нет таких сил, в том числе военных, какими в свое время располагал СССР. Просто за прошедшее с 1991 года время мысль о суверенности Украины прочно укоренилась в головах всех, в том числе и кремлевских мыслителей.
Ну и в-третьих, за всеми этими спорами как-то затерялся тот факт, что Виктор Янукович вообще не был "ставленником Кремля". Поддерживая действовавшего на тот момент премьер-министра, Москва поддерживала Леонида Кучму и тот уровень российско-украинских отношений, которые сложились к лету 2004 года. Речь шла о включении Украины в Единое экономическое пространство, о дальнейшем использовании украинских транзитных мощностей для перекачки российского газа в Европу и о своеобразной буферной роли, которую Москва отводила Киеву в своем застарелом, но все еще реальном противостоянии с НАТО.
В ряду других мировых лидеров Джордж Буш поздравил Виктора Ющенко со вступлением в должность одним из последних. Если изначально именно он должен был возглавлять американскую делегацию на церемонии инаугурации украинского президента, то впоследствии в Киев поехал Колин Пауэлл, которому осталось пребывать в должности госсекретаря не больше недели. Многие полагают, что это - своеобразное наказание, которое США наложили на Украину за ее недавнее решение вывести из Ирака свой военный контингент.
Но когда стало понятно, что Кучма и тем более Янукович - это уже история, Кремль - насколько это оказалось ему по силам - проявил гибкость. После памятного заседания Верховного суда Украины, постановившего отменить результаты первого голосования во втором туре президентских выборов 21 ноября 2004, официальная политика Москвы резко изменилась: Кремль стал старательно дистанцироваться от Виктора Януковича и готовить почву для возможного сотрудничества с Виктором Ющенко. А когда отпали все формальные препятствия к объявлению Ющенко президентом Украины, Путин одним из первых поздравил его с вступлением в должность. В свою очередь, и Виктор Ющенко понимал, что от сотрудничества с Путиным ему не отвертеться. И визит в Москву на следующий день после того, как он вступил в президентскую должность - лучшее тому подтверждение.
Заклятые друзья
Вы знали и знаете, что Россия никогда не работает закулисно на постсоветском пространстве, даже с оппозицией мы не работаем в обход действующего руководства той или иной страны. Это в полном объеме касалось и касается Украины. Мы и в последнее время делали именно то, что от нас просило действующее украинское руководство. Вы знаете это наверняка, здесь нет никакого секрета – мы только надеемся на то, что и с Вами у нас сложатся такие же доверительные отношения.
Несомненно, Ющенко прилетел в Россию как победитель. Победитель прежде всего в своем личном споре с Путиным, который теперь вынужден принимать его как равного себе политика. Видимо, поэтому Ющенко не посчитал нужным хотя бы на полдня отложить вопрос о назначении Юлии Тимошенко украинским премьер-министром, не побоявшись тем самым нанести своему российскому коллеге публичную пощечину. И в ходе переговоров с Путиным, состоявшихся в понедельник, новый украинский президент всячески старался подчеркнуть, что отныне отношения между Украиной и Россией должны если и не претерпеть кардинальные изменения, то во всяком случае развиваться совсем в ином формате. С точки зрения Ющенко, новшество заключается в том, что позиция Украины по отношению к России будет более самостоятельной.
Поэтому он в ходе переговоров с Путиным настаивал на том, что многие вопросы в области экономического и гуманитарного сотрудничества между двумя странами должны быть "максимально формализированы", а один раз даже заметил, что Украина - это страна, которая хочет придать своим отношениям с Россией "рациональный характер" (намекнув тем самым, что раньше эти отношения были отнюдь не рациональны). В контексте общих рассуждений украинского президента, прежде всего - в контексте его высказываний о возможном вступлении Украины в ЕЭП, это следовало читать следующим образом: не отрицая сложившегося уровня взаимодействия, Украина будет делать все возможное для большего сближения с объединенной Европой. Так, Ющенко по сути поставил Путину два условия: вступление Украины в ЕЭП возможно, если оно не будет противоречить ее национальным интересам и, второе, если это не будет блокировать ей дорогу "к освоению или движению к другим рынкам". По мнению корреспондента газеты "Коммерсант", это высказывание - не что иное как завуалированный намек Ющенко на отказ вступать в ЕЭП, поскольку участие одной страны в двух открытых экономических пространствах едва ли возможно.
Впрочем, и Путин не остался в долгу и как мог отыгрывался. Например, он напомнил Ющенко, что если торговый оборот между двумя странами в тот год, когда председателем украинского правительства был его собеседник, составлял 5,6 миллиарда долларов, то сейчас (читай - "при Януковиче") он равен уже 16 миллиардам. "А если транзит добавить, то и 20 миллиардов", - парировал Ющенко.
Сегодня мы исходим из того, что Россия уникальна тем, что у нее есть уникальные энергетические возможности. Украина уникальна тем, что у нее уникальные транзитные возможности. Все это работает на одну сторону – на потребителя. Мы хотели предложить российской стороне двигаться совместно, учитывая взаимные интересы, подходить к организации наших совместных усилий в контексте и в рамках формирования энергетического рынка, в том числе и энергетического рынка Европы, где бы Украина и Россия выступали как заинтересованные партнеры, которые могут проводить совместную политику в этом направлении.
Но личные отношения между президентами - это одно, а реальное экономическое взаимодействие между двумя странами - совсем другое. Как бы ни хотелось Украине побыстрее вступить в Евросоюз (перед своей инаугурацией Ющенко утверждал, что это произойдет уже через пять лет), пока что украинская экономика в немалой степени зависит от российской. Как и российская - от украинской. Поэтому несмотря на все личные выпады и шпильки, два президента прежде всего сосредоточили свои усилия на обсуждении перспектив создания газового консорциума, которому на многие годы вперед предстоит определять ситуацию на энергетическом рынке Европы. Да и слова Путина о том, что, по подсчетам российской стороны, 60 процентов внешнеторгового оборота Украины приходятся именно на Россию, тоже со счетов так просто не сбросишь. Можно сказать, что в ближайшие годы две страны буквально обречены на тесное сотрудничество, к тому же "формализация" отношений, на которой сегодня настаивает Ющенко, если она действительно произойдет, пойдет на пользу как Киеву, так и Москве.
Остается лишь понять, как России быть с Юлией Тимошенко в должности украинского премьер-министра. Пока она числится исполняющей обязанности - утверждение ее на этом посту должно состояться в начале февраля. Но украинские политики, в частности, спикер Верховной рады Владимир Литвин, уверены, что украинские парламентарии без проблем примут ее кандидатуру. На фоне провозглашаемого стратегического партнерства между двумя странами этот выбор Виктора Ющенко выглядит как мелкое политическое хулиганство. Та же газета "Коммерсант" приводит высказывания неназванного источника в Главной военной прокуратуре, который выдвигает различные, в том числе и фантастические, версии того, как российским следователям поступить с фигурантом важного уголовного дела, открытого еще в 2001 году, в котором, помимо Юлии Тимошенко, замешаны высокопоставленные чиновники из Министерства обороны РФ. Так, по мнению этого источника, имя Тимошенко может исчезнуть со страниц уголовного дела о подкупе российских военных, а вместо него там появится, например, "не установленное следствием лицо" или лицо, обозначенное просто как "Т.".
Украинской прокуратуре надо объявить в розыск Михаила Фрадкова, тогда вопрос уладится сам собой.
Но в конце концов, уголовное дело хоть и заведено, но далеко еще не окончено, Юлия Тимошенко - пока всего лишь обвиняемая, а не преступница, чью вину установил суд. К тому же Кремлю не привыкать к подобным ситуациям - достаточно вспомнить, что в свое время Борис Ельцин принимал у себя Аслана Масхадова и Шамиля Басаева, а тот же Басаев, получив в 1996 году пост в правительстве Масхадова и вступив в официальные контакты с российскими чиновниками, преспокойно продолжал при этом находиться в розыске за военные преступления, объявленном Главной военной прокуратурой. Словом, личная судьба госпожи Тимошенко - мелочь по сравнению с тем, как дальше будут развиваться отношения между Россией и Украиной, а главное - по сравнению с будущим газовым консорциумом, от которого руководства обеих стран ждут одних только выгод.
Дмитрий Иванов