Вряд ли многим региональным политикам удавалось обойтись без "черной кассы" и помощи местных предпринимателей при ведении своих избирательных кампаний. Однако для того, чтобы предвыборные договоренности губернатора с крупным бизнесом стали предметом обсуждения СМИ и поводом для судебных разбирательств и уголовных дел, должно было произойти нечто экстраординарное.
Судя по информации, опубликованной 15 февраля в газете "Коммерсант", нечто экстраординарное произошло в Рязанской области. 14 февраля гендиректор холдинга "Кротберс" Наталья Сучкова подала в Советский райсуд Рязани иск против губернатора области Георгия Шпака, обвиняя его в невыполнении заключенных перед выборами соглашений. Суть этих соглашений состояла в том, что в обмен на 48 миллионов рублей, предоставленных Сучковой Шпаку в виде беспроцентного займа на ведение избирательной кампании, Шпак в случае своего избрания должен был назначить ее вице-губернатором, позволить ей принимать участие в формировании руководства администрации и приступить к реализации предложенной Сучковой программы экономического развития области.
По словам истицы, заняв пост губернатора, Шпак забыл о своих обязательствах, отказавшись также вернуть деньги. Обиженная и прижатая к стене другими участниками проекта (а, по словам Сучковой, 48 миллионов в складчину собирали местные предприятия и банки) несостоявшаяся лоббистка решила подать на Шпака в суд. Основанием для иска стало подписанное сторонами соглашение от 4 марта 2004 года, в котором перечислялись приведенные в предыдущем абзаце обязательства и указывалось, что при их неисполнении Шпак должен был вернуть Сучковой заем.
Очевидно, что подобная история сразу вызывает массу вопросов. Например, общаясь с корреспондентом "Коммерсанта", госпожа Сучкова заявила: "После выборов я стала неинтересна, у Шпака появилась определенная команда, которую интересовало не развитие региона, а совсем другие вопросы. Я высказала губернатору свою точку зрения, он с ней не согласился... Пришло время возвращать долги, кредиторы трясут меня". Из этого высказывания следует, что люди, давшие Шпаку 48 миллионов, ожидали получить их обратно. При этом истица не объясняет, где она собиралась взять деньги в случае своего назначения вице-губернатором.
Впрочем, это обстоятельство еще можно объяснить. Например, вполне вероятно, что "кредиторы" Сучковой надеялись, как и она, извлечь некую материальную выгоду из своих тесных отношений со Шпаком (в случае избрания его губернатором) и начали "трясти" ее только после того, как их ожидания не сбылись. Непонятно, почему Шпак так легко пошел на нарушение договоренностей с представителями крупного бизнеса во вверенном ему регионе, но, впрочем, это его дело. Но вот по-настоящему загадочными являются действия госпожи Сучковой, которая обратилась в суд с жалобой на то, что ей не удалось... купить себе место вице-губернатора области.
Из публикации в "Коммерсанте" ясно, что так опорочить свое доброе имя гендиректор известного в Рязани концерна решилась не только из-за проблем с кредиторами. В ее трудное положение охотно вошел Игорь Морозов - главный соперник Шпака на прошедших в Рязанской области в марте 2004 года губернаторских выборах. Именно ему первому Сучкова показала свое соглашение со Шпаком и другие проходящие по делу документы. И именно он собирается обратиться в Генпрокуратуру с просьбой о заведении уголовного дела по факту незаконного финансирования Шпаком своей избирательной кампании и провести по этому поводу пресс-конференцию в считающемся рупором власти РИА "Новости".
Таким образом, Сучкова оказывает Морозову неоценимую услугу и наверняка рассчитывает получить за это определенные дивиденды. Она вряд ли пошла бы на этот шаг, если бы не была, как и Морозов, уверена в том, что инициатива встретит поддержку у людей, без которых сейчас не решается ни один серьезный вопрос - сотрудников администрации президента. Впрочем, и до того, как иск обиженной дамы оказался в рязанском суде, многие предполагали, что дни Георгия Шпака на посту губернатора Рязанской области сочтены.
Утешение от Путина
Свою политическую карьеру Шпак начал относительно недавно - в сентябре 2003 года. До этого он служил главкомом любимых всеми настоящими патриотами воздушно-десантных войск России и оставался бы на этой должности даже после наступления пенсионного возраста (военные в РФ уходят со службы в 60 лет), если бы не конфликт с начальником Генштаба Анатолием Квашниным. Последний в течение нескольких лет пытался включить ВДВ в состав Сухопутных войск, но никак не мог сделать этого из-за сопротивления Шпака, небезосновательно считавшего, что десантники сильно пострадают от такого преобразования.
Поэтому, хотя по личному решению президента Путина Шпак мог сохранить должность и остаться в армии несмотря на возраст, контракт с ним продлен не был. А так как при этом генерал-полковник являлся человеком заслуженным и, безусловно, уважаемым, Путину пришлось найти для Шпака утешение. Таким утешением, судя по словам самого бывшего военного, стало президентское благословение на борьбу за губернаторский пост и вообще политическую деятельность.
Итак, Георгий Шпак ушел из ВДВ 10 сентября 2003 года и тут же заявил, что собирается активно заниматься политикой. В России отставные генералы пользуются народной любовью, и нет ничего удивительного, что политическим дебютом Шпака стало пятое место в предвыборном списке блока Глазьева-Рогозина "Родина", получившего феноменально хороший результат на думских выборах декабря 2003 года.
Рязанские выборы
Именно на фоне успехов "Родины" и проходило участие Шпака в губернаторских выборах. Сначала говорили, что он решил попытать счастья в Псковской области. Однако затем выбор отставного генерала все же пал на Рязань, где он когда-то учился, прожил много лет и пользовался большей, чем на Псковщине, популярностью. Конкурентами Шпака стали тогдашний губернатор - коммунист Вячеслав Любимов и Игорь Морозов, на тот момент - депутат Госдумы РФ от "Единой России".
Разобраться в том, кого из кандидатов поддерживал Кремль, оказалось непросто. Утверждалось, что Шпака курировал замглавы администрации президента Владислав Сурков, а Морозова - также приближенный к Путину Дмитрий Козак. В интервью "Независимой газете" Шпак заявлял, что получил одобрение Путина в обмен на добровольный уход с должности главкома ВДВ, а в это время его конкурент из ЕР с подачи партии шел на выборы под лозунгом "Путин - наш президент. Морозов - наш губернатор".
То ли влияние Козака в Рязани поначалу было сильнее влияния Суркова, то ли Шпак неправильно понял слова президента, но на первом этапе губернаторских выборов лидировал Игорь Морозов. Он вышел во второй тур, получив 29,06 процента голосов избирателей, в то время как Шпак набрал всего 23,43 процента, обогнав Любимова на каких-то 2 пункта.
Поэтому результаты второго тура, прошедшего 29 марта, оказались для всех сюрпризом. Георгий Шпак набрал 53,51 процента голосов, оставив Морозова на 10 процентов позади. Причиной победы Шпака могли стать не только действия его возможных кремлевских покровителей, но и некоторые особенности рязанской предвыборной агитации. Дело в том, что перед выборами любимый народом генерал-полковник стал жертвой черного пиара. В агитационных материалах Шпака называли "могильщиком ВДВ", "зоофилом" и предлагали "послать генерала на…", а один из плакатов гласил: "Шпак, отправляйся к сыну!". Учитывая, что сын кандидата в губернаторы погиб в Чечне в 1995 году, последний слоган звучал особенно зловеще. В конце концов, устав от потока подобной агитации и будучи в целом людьми совсем не жестокими, жители Рязанской области проголосовали за обиженного генерала. Вполне возможно, что именно для достижения этой цели грязные листовки и распространялись по городу.
Одиночество Шпака
Как бы там ни было, новый губернатор официально вступил в должность 12 апреля 2004 года, пообещав последовать заветам Путина и удвоить ВВП своего региона. Несмотря на это проявление лояльности, проблемы в политической сфере начались у Шпака почти сразу же. В начале мая он добился назначения самарского предпринимателя - главы холдинга "Волгабурмаш-МТЛ" Андрея Ищука, в Совет Федерации от области. В Рязани Ищук до этого был только проездом, и действия Шпака были проинтерпретированы СМИ как попытка расплатиться с бизнесменом за финансирование своей избирательной кампании.
Однако это были еще цветочки. Осенью в Рязани началась подготовка к выборам в областную думу. В ноябре оказалось, что бывший конкурент Шпака Игорь Морозов покинул ряды "Единой России", обратился за поддержкой к московскому руководству партии "Родина" и стал руководителем регионального отделения этой организации, поклявшись получить как минимум 30 процентов мест в законодательном собрании области. Тот факт, что "Родина" отвернулась от Шпака, никого не удивил - еще во время раскола, поразившего партию в январе 2004 года, он сообщил, что "не имеет к ней никакого отношения". А после известия о планах Морозова губернатор и вовсе сказал, что "сделает все, чтобы "Родины" в Рязани не было", и стал налаживать отношения с "Единой Россией".
Однако это у него не получилось. По крайней мере, на выборах в областное законодательное собрание "партией губернатора" стала не ЕР, а блок "За рязанский край", состоящий из местных отделений Аграрной и Народной партий. При этом Шпак остался не только без официального партнерства с какой-либо кремлевской политической структурой, но и без поддержки в собственном регионе. Значительную часть его администрации составили "пришельцы" из Москвы и других областей, а используемые методы руководства и решения проблем вызвали возмущение местных чиновников.
Сигналы из центра
Очередной скандал вокруг работы Шпака стал известен широкой общественности в январе 2005 года и даже привлек внимание центральных СМИ. Речь шла о назначении и.о. мэра Рязани по причине заведения на городского главу Павла Маматова уголовного дела. По закону исполнять обязанности мэра должен был председатель горсовета, и Шпак решил провести на эту должность своего человека - бывшего мэра Чебоксар Анатолия Игумнова.
Но сначала нужно было избавиться от действовавшего председателя горсовета - члена "Единой России" Виктора Варгина. Чтобы отправить его в отставку, городское законодательное собрание должно было принять вотум недоверия председателю. Однако большинство депутатов, в особенности - члены "Единой России", вовсе не хотели увольнять Варгина. Взбунтовавшиеся народные избранники рассказали журналистам, что накануне заседания их по очереди вызывали в кабинет советника Шпака Андеря Чибиса, где в их адрес якобы звучали угрозы. В случае непринятия вотума недоверия представитель губернатора обещал подвергнуть строптивцев юридическому преследованию и даже учинить над ними физическое насилие.
Закон о новом порядке назначения глав субъектов федерации вступил в силу и подействовал на региональных руководителей по-разному. Кто-то стал тише воды ниже травы, понадеявшись так заслужить расположение президента. А кто-то, наоборот, заметался, пытаясь успеть капитализировать свою власть. В числе последних оказался рязанский губернатор Георгий Шпак.
Однако смелые законодатели отказались подчиниться прямому давлению главы области, вопрос о вотуме даже не вошел в повестку дня заседания горсовета, а о неподобающих методах работы рязанского губернатора написала официозная газета "Известия", сопроводив это весьма своеобразным комментарием, из которого следовало, что Шпак ожидает своей скорой отставки и поэтому прибегает к противоправным технологиям захвата влияния в регионе.
На этом негативном для Шпака фоне и был подан иск госпожи Сучковой. Выдвинутое Сучковой обвинение способно нанести непоправимый ущерб репутации бывшего главкома ВДВ. Если же Генпрократура заведет против генерала уголовное дело, то это, согласно закону от 11 декабря 2004 года №159-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", будет достаточным основанием для того, чтобы Путин снял его с должности. Впрочем, Шпак еще может поступить мудро и уйти сам.
В противном случае Кремль, вряд ли настроенный ждать его отставки долгих четыре года, непременно прибегнет к самым решительным способам давления на неугодного губернатора.
Елена Любарская