Спустя 14 лет после распада СССР у его бывших республик все еще остается немало общего. Например, "цветные революции". Поэтому Lenta.Ru решила окинуть взглядом постсоветское пространство, и понять, что сейчас происходит в странах, некогда являвшихся частью "семьи народов".
Не ставя перед собой цели спрогнозировать вероятность и предположительный срок проникновения революционного вируса в каждую из них, мы решили сконцентрироваться на факторах, делающих "оранжевую революцию" возможной и определяющих ее будущий формат. Чтобы выявить наличие или отсутствие этих факторов в каждой республике, нам было необходимо взглянуть на нее со следующих точек зрения:
Политическая система - политическое устройство страны; формальная приверженность власти ценностям демократии; ограничение деятельности оппозиции; использование властью силового или административного ресурса; степень моральной дискредитации правящих элит; наличие групп интересов;
Лидер - личность и политическая биография лидера; уровень его популярности; готовность к силовому варианту разрешения конфликтов с оппозицией;
Силовые структуры - готовность армии; спецслужб и милиции встать на сторону власти, оппозиции или занять нейтральную позицию;
Экономическое положение - экономический рост, основные проблемы, надежды на привлечение инвестиций, уровень безработицы и коррупции, влиятельные ФПГ;
Выборы - использование властью методов искажения результатов выборов, прошлые выборы, их результаты и реакция на них мировой общественности, даты следующих выборов;
Оппозиция - наличие оппозиции, степень ее сплоченности, наличие лидера, способного стать альтернативой нынешнему главе государства, наличие народной поддержки, ресурсы;
Позиции США, ЕС и РФ - готовность вмешаться во внутренние дела страны, наличие договоренностей с властью или оппозицией, деловые и стратегические интересы, возможность оказать влияние на ход событий;
Все вышеперечисленные параметры могут по-разному сочетаться в ситуации каждой конкретной республики. Сегодня мы представляем вам первую главу проекта "1/6 часть суши".
Туркменистан
Общая информация: Туркменистан граничит по суше с Афганистаном, Ираном, Казахстаном, Узбекистаном,а по морю - с Азербайжданом и РФ. Территория Туркменистана вошла в состав Российской Империи в 1868 году. В 1991 году Туркменистан, как и другие республики СССР, получил независимость. Республика входит в состав СНГ.
К 2004 году население Туркменистана, по официальным данным, составило 4,5 миллиона человек. Туркмены составляют 85 процентов населения Туркменистана, узбеки - 5 процентов, русские - 4 процента. 36,5 процентов жителей Туркменистана - дети до 14 лет. Крупнейшие города Туркменистана - Ашхабад (столица 727 тысяч жителей), Чарджоу (213 тысяч жителей), Ташауз (160 тысяч жителей).
Политическая система: Однопартийная республика
После распада СССР в Туркменистане сложилась уникальная для постсоветского пространства политическая система. В республике функционирует единственная партия - Демократическая партия Туркменистана, а все ограничения с президентского срока были сняты в 1999 году.
Высшим органом представительной власти в республике является Халк Маслахаты ("Народный совет"). Он состоит из 2507 членов, в их числе - депутаты Меджлиса (парламента), министры, председатель Верховного суда, Генеральный прокурор, руководители регионов и муниципальных образований, представители общественных организаций и движений. Кроме этого, в Халк Маслахаты входят специально избираемые для этого народные представители. Халк Маслахаты принимает ключевые решения, связанные с конституцией страны и выборами.
В 2003 году в Туркменистане началась кампания по дискриминации русскоязычного населения. Люди, обладавшие российским гражданством, были выселены из квартир. По сообщениям правозащитников, в том же году в Ашхабаде прошла серия увольнений с государственной службы лиц, получивших дипломы за границей, что в первую очередь коснулось также русскоязычного населения.
Халк Маслахаты, как и Меджлис (парламент), суд и кабинет министров контролируются президентом, который утверждает решения, принятые представителями всех ветвей власти на всех уровнях и лично возглавляет Народный совет, парламент и кабинет министров.
Согласно рейтингу американской правозащитной организации Freedom House, обнародованному 1 апреля 2005 года, Туркменистан входит в список из 18 стран и трех регионов с самым недемократичным режимом. Влияние Туркменбаши на жизнь населения страны достигает беспрецедентного уровня. По данным Human Rights Watch, в стране полностью отсутствует свободная пресса, широкое распространение имеют насильственные переселения граждан в отдаленные районы страны, дискриминация лиц по религиозному или этническому признаку, преследование родственников людей, считающихся "изменниками родины".
До января 2004 года для выезда из Туркменистана его граждане должны были получать разрешение от властей. Сейчас эта мера отменена, но послабления не касаются лиц, имеющих судимости. Президент Туркменистана также проводит политику, направленную на уничтожение систем образования и здравоохранения. В марте 2005 года в республике были закрыты все больницы, находящиеся за пределами Ашхабада. Продолжительность школьного образования сокращена до 9 лет, высшего - до 2 лет.
Лидер: Сапармурат Ниязов
Родился в 1940 году в Ашхабаде. Согласно официальной биографии Ниязова, его отец Атамурат "пал смертью храбрых в годы Великой Отечественной войны". Мать Ниязова Гурбансолтан-эдже и двое братьев погибли во время ашхабадского землетрясения 1948 года. Сейчас в Ашхабаде установлены памятники отцу и матери Ниязова, а в 1999 году древний туркменский город Керки был переименован в Атамурат. После смерти членов семьи Ниязов был определен в школу-интернат, которую окончил в 1959 году.
В течение 2004 года Ниязов неоднократно делал замечания, касавшиеся внешнего вида граждан страны, которые тут же превращались в общепринятый стандарт. Поэтому, по данным Associated Press, многим туркменам пришлось перестать носить бороды и золотые зубы, а туркменок, посещающих учебные заведения, обязали заплетать волосы в две косы.
После школы, отработав три года профсоюзным инструктором, Ниязов получил направление в Ленинградский Политех. В 1967 году, став дипломированным инженером-энергетиком, он вернулся на родину и начал работать на ГРЭС имени Ленина. Однако уже через три года будущий "отец всех туркмен" перешел на партийную работу - возглавив отдел в ЦК Коммунистической партии Туркмении.
Сапармурат Ниязов.
Номенклатурная карьера Ниязова сложилась вполне удачно, и в декабре 1985 года он занял должность первого секретаря ЦК Туркменистана. В январе 1990 года Ниязов был избран председателем Верховного совета Туркменистана. На выборах президента республики Туркменистан, прошедших еще до распада СССР, Низяов получил 93 процента голосов избирателей.
После принятия конституции Туркменистана Ниязов предложил повторно провести президентские выборы, и 21 июня 1992 года получил на них 99,5 процентов голосов, оказавшись единственным кандидатом на высокий пост. В 1993 году Сапармурат Ниязов получил статус "Туркменбаши" - "отца всех туркмен". Одновременно Демократическая партия Туркменистана предложила продлить полномочия Ниязова на пять лет без проведения выборов в 1997 году. В январе 1994 года эта идея была поддержана большинством избирателей на всенародном референдуме. В 1999 году в Туркменистане были сняты ограничения с президентского срока. Меджлис (парламент) Туркменистана повторно принял это решение в 2002 году, однако до сих пор Самармурат Ниязов продолжает отказываться от пожизненного президентства и заявляет, что после 2008 года выборы нового главы государства все же состоятся.
Первый и бессменный Президент независимого нейтрального Туркменистана, бессменный Председатель Халк Маслахаты Туркменистана, бессменный Председатель Общенационального движения "Галкыныш" Туркменистана, вечно Великий Сапармурат Туркменбаши.
Можно с уверенностью говорить о том, что в Туркменистане установился культ личности Сапармурата Ниязова. 40 процентов учебного времени в профтехучилищах и ВУЗах страны посвящено изучению его произведения под названием "Рухнама", считающегося священной книгой, моральным кодексом туркмен и распространяемого даже в мечетях. Город Краснозаводск, а также множество улиц и учреждений Туркменистана названы именем Туркменбаши.
Армия и силовые структуры:
Туркменистан является нейтральным государством и не вступает в военные союзы. Поэтому военные базы США во время Афганской операции не были размещены на территории Туркменистана. Зато Туркмения является второй после Пакистана страной по объему транзита гуманитарной помощи для Афганистана. Что касается российских пограничников, то они покинули территорию республики в 1999 году. Туркменистан является первым государством Средней Азии, присоединившимся к НАТОвской программе "Партнерство ради мира".
Мои черноглазые, мы вступили на великий и праведный путь. Туркмены говорят: слушай других, но поступай по-своему. Давайте будем трудиться - во благо своей Родины, во благо матушки-Земли. Будем строить и возводить замечательные сооружения для наших сыновей и внуков! Давайте будем строить дороги любви и мира, возводить мосты дружбы и братства, никто еще не потерял от дружбы!
Численность армии Туркменистана составляет 100 тысяч человек. Продолжительность службы в Туркменской армии составляет 2 года. Призыву подлежат юноши в возрасте от 18 до 30 лет (по личному заявлению допускается призыв с 17 лет), отсрочки не действуют.
Со второй половины девяностых годов армия Туркменистана находится на продовольственном самообеспечении, поэтому на военную подготовку солдат отводится одна неделя в месяц. Кроме этого, солдаты-срочники выполняют в стране функции сотрудников дорожной полиции и пожарной службы.
НКБ и МВД республики в целом сохранили структуру МВД и КГБ СССР. Как сообщает издающийся в Алматы журнал "Континент", к 2002 году выходцы из НКБ (бывшее КГБ), пришедшие в государственные структуры управления, фактически создали теневую вертикаль власти. Все силовые структуры страны были "укреплены" представителями НКБ. Заместителем генерального прокурора стал бывший начальник следственного управления НКБ.
В Туркменистане распространена практика частой смены глав силовых стуктур. Например, в августе 2004 года покинул свою должность глава МВД Ашир Атаев. А в апреле 2004 года в Ашхабаде прошел закрытый суд над над бывшим главой МВД Туркменистана и председателем Комитета национальной безопасности генералом Пораном Бердыевым.
Экономика:
Согласно опубликованному в феврале 2004 года докладу Комиссии ООН по Европе, в 2003 году Туркменистан стал лидером экономического роста, так как показатель этой страны составил 17 процентов. Основными источниками доходов для туркменской экономики являются экспорт газа, нефти и хлопка.
Подтвержденные резервы газовых запасов Туркменистана составляют 1,43 триллионов кубометров, а по данным правительства республики, в ее недрах находится 30 процентов мировых запасов газа. Запасы нефти в туркменском секторе Каспия составляют 12 миллиардов тонн, а к 2010 году, по словам Сапармурата Низяова, планируется довести добычу нефти до 55-60 миллионов тонн в год. Годовой объем экспорта туркменского хлопка оценивается в 230 миллионов долларов. При этом планы по сбору урожаев хлопка ежегодно оказываются невыполненными (например, к октябрю 2004 года было собрано 350 тысяч тонн хлопка-сырца при запланированных 2,2 миллиона тонн). Это объясняется как недостатком специалистов, так и почти полным отсутствием денежных расчетов в сельскохозяйственной отрасли.
После распада СССР в Туркменистане не была проведена приватизация собственности. В В республике запрещена свободная конвертация иностранной валюты. Процветает черный рынок. В то время, как официальный курс туркменского маната составляет 5 тысяч 200 манат за доллар, на черном рынке доллар продается примерно за 21 тысячу манат.
Согласно официальным данным, среднедушевой дохода населения составляет в Туркменистане около 6 тысяч долларов США в год. Однако если учитывать разницу в официальном и неофициальном курсе доллара, этот показатель, окажется гораздо ниже. Например, по данным BBC, средний житель Ашхабада зарабатывает 50 долларов в месяц.
Несмотря на регулярные наказания, которым Ниязов подвергает чиновников, подозреваемых в мздоимстве, уровень коррупции в республике считается высоким. В опубликованном Transparency International в 2004 году индексу восприятия уровня коррупции, Туркменистан оказался на 133 месте из 145 стран.
Оппозиция:
Оппозиция в Туркменистане запрещена законом. Любое сомнение в правомерности действий Туркменбаши карается тюремным сроком, вплоть до пожизненного. Два года назад в Туркменистане были запрещены иностранные газеты. В республике существует всего 300 частных пользователей сети Интернет, все они выходят в сеть через единственного в стране официального провайдера, который блокирует доступ и к сайтам антиниязовской оппозции и к другим независимым источникам информации.
В начале девяностых годов у Ниязова были политические оппоненты. Однако к настоящему моменту они убиты (Чаримурад Гуров, Хошали Гараев), исчезли (Акмурад Широв, баба Геоклен), уехали из страны или попали в тюрьму, были выпущены и отказались от борьбы.
Тем не менее, репрессивная машина Ниязова продолжила работать, карая инакомыслящих и тех, кто оказывался под подозрением властей. С целью минимизировать риск переворота Туркменбаши проводит постоянные чистки в рядах собственного аппарата. В 2002 году, после реального или инсценированного покушения на Туркменбаши, власти развязали новую кампанию террора, жертвами которой стали как многие представители власти и простые туркмены, так и диссиденты, находившиеся за границей. В это время был приговорен к пожизненному заключению бывший вице-премьер Туркменистана (позже - посол Туркменистана в Китае) Борис Шихмурадов.
В 2001 году Шихмурадов стал невозвращенцем и начал критиковать режим Туркменбаши, объединив вокруг себя других уехавших из страны чиновников в рамках Народного демократического движения Туркменистана. В 2002 году Шихмурадов приехал в Туркменистан и был арестован. В феврале 2005 года в Ашхабаде в продажу поступила подписанная Шихмурадовым книга "Я сам и мои сообщники-террористы", в которой он признается в подготовке покушения на Низяова.
За пределами Туркменистана действует большое количество мелких оппозиционных групп. Среди них выделяются Объединенные демократические силы Туркменистана (лидер - бывший глава МИДа Авди Кулиев), действующие в Европе на протяжении десяти лет. Авди Кулиев является оппонентом Шихмурадова и его сторонников по вопросу о методах свержения Ниязова и будущем страны. Кулиев обвиняет Шихмурадова в причастности к построению режима "башизма" и нежелании раскаяться в содеянном.
Среди других оппозиционных движений известны "Ватан" (лидер - бывший вице-премьер Туркменистана Худайберды Оразов, сейчас проживает в Швеции), "Возрождение" (лидер - бывший министр нефти и газа Назар Суюнов), молодежное движение "Айдынлынк". В ситуации, когда свержение режима Низяова кажется весьма отдаленной перспективой, представители оппозиции фактически не имеют контактов с населением республики и заняты внутренними спорами о будущих путях развития Туркменистана.
Выборы:
12 декабря 2004 года в Туркменистане прошли выборы в Меджлис, явка на которых составила 76 процентов. На 50 мест в парламенте претендовал 101 кандидат. Международные наблюдатели на выборах не присутствовали, и никаких объективных данных об их соответствии стандартам у международного сообщества нет.
Позиции США и РФ и других международных игроков:
До недавнего времени ни США, ни РФ не были заинтересованы в смене политического режима Ниязова.
Российские газопроводы являются для Туркменистана стратегически важными, так как дают республике возможность экспортировать газ в Европу. В 2003 "Газпром" подписал с Туркменистаном контракт, согласно которому Россия получила право в течение 25 лет являться основным поставщиком туркменского газа на мировые рынки. Газовые и нефтяные интересы российских политиков и предпринимателей в течение долгого времени заставляли РФ проявлять лояльность режиму Туркменбаши и закрывать глаза на нарушения прав русскоязычного населения в республике. Однако Туркменбаши регулярно требует пересмотра газовых контрактов. В настоящий момент туркменский газ в РФ не поставляется, так как цена, назначенная Ниязовым - 60 долларов за баррель, кажется "Газпрому" слишком высокой. Кроме этого, Туркменбаши позволяет себе скандальные антироссийские демарши (например, отказ принять Рамазана Адулатипова в качестве посла РФ в Ашхабаде). Рано или поздно все это может заставить российское руководство пересмотреть свое отношение к Туркменскому режиму.
С учетом требований спроса и предложения современного рынка Туркменистан нашел более выгодные для нас рынки сбыта, и в настоящее время на равноправных и взаимовыгодных условиях нами регулярно поставляется электрическая энергия в Афганистан, Исламскую Республику Иран и Турцию
Подобная вероятность существует и в отношении позиции США. До недавнего времени Соединенные Штаты были заинтересованы в сотрудничестве с Ниязовым в связи с его добровольной поддержкой военной операции в Афганистане. Согласно Збигневу Бжезинскому, именно Туркменистан должен был стать базой американской экспансии в Средней Азии. Более того, регулярно озвучиваемые Туркменбаши планы строительства газопровода в обход РФ также соответствуют стратегическим интересам США в регионе. Однако американо-туркменские отношения вполне могут быть омрачены в связи с нынешними приоритетами во внешней политике США. Дело в том, что Туркменбаши находится в весьма теплых отношениях с руководством Ирана. А эта исламская республика, как известно, занимает первое место в американском списке мировых тираний, подлежащих свержению. В расположенном на территории Туркмении городе Туркменбаши (бывший Красноводск) находятся урановые рудники. Достаточно намека на то, что Туркменбаши расконсервировал добычу урана и продает его Ирану, чтобы Кондолизза Райс вспомнила о нарушении прав туркмен.
Революционные перспективы:
Смещение Ниязова путем проведения в стране "цветной революции" возможным не представляется, особенно в отсутствие международной поддержки этого проекта. Режим Туркменбаши может пасть или вследствие военного вторжения извне или в результате смерти диктатора (сейчас Туркменбаши всего 65 лет). В последнее время в Туркменистане активно обсуждается возможность передачи власти от Сапармурата Ниязова его сыну Мураду. Однако аналитики сходятся на том, что Мурад (пользующийся репутацией кутилы и игрока) сможет руководить государством только при жизни отца. Сам Туркменбаши неоднократно говорил о том, что после 2008 года займется поиском преемника. Если говорить о смерти Ниязова, то она повлечет за собой масштабный политический кризис в республике, системы управления которой полностью завязаны на диктаторе. Последствия и масштаб политической дестабилизации Туркменистана в условиях повальной безработицы, нищеты и низкого уровня образования населения могут оказаться непредсказуемыми для всего региона. Поэтому миру остается молиться о добром здравии Туркменбаши.
Елена Любарская