Банковский "опт" Банковский ритейл меняет формат

Альфа-Банк практически полностью упразднил "поштучную" продажу услуг своим клиентам. Недавно банк существенно переработал свои тарифные планы и выпустил новый продукт под названием "Альфа-Жизнь", который представляет собой пакет услуг четырех разных ценовых категорий.

Банки и раньше продавали услуги пакетами. Правда, небольшими. Этот принцип получил название "кросс-сейлинг" - продажа клиенту услуг в дополнение к той, которой он уже пользуется. Так, например, в банке "Авангард" держатель дополнительной карты получает страховку для выезжающих за рубеж, карту доступа в VIP залы аэропортов и дисконтную карту для авиапассажиров, а также возможность неравномерного погашения кредита. Похожие программы есть и у других кредитных организаций. Например, клиенты "Абсолют банка", открывшие срочный вклад "Ипотечный" для накопления первоначального взноса за недвижимость, могут бесплатно оформить кредитную пластиковую карту с лимитом до 50% от суммы вклада.

В Альфа-Банке почти полное упразднение "поштучных" услуг объясняют тем, что "опт" обойдется клиентам банка дешевле. Банкирам, уверяют там, подобный принцип розничного бизнеса также более выгоден, так как позволяет экономить на издержках. В свою очередь, аналитики и участники рынка прочат "пакетному" принципу банковского ритейла большое будущее, но при этом опасаются, что кое-кто из участников рынка может чрезмерно увлечься "пакетированием" и сделаться громоздкими для потребителя.

Характеризуя новый продукт, представители Альфа-Банка сообщили, что в него входят три текущих счета в разных валютах (рублях, долларах и евро), к которым привязывается основная пластиковая карта и до трех дополнительных карт, которые можно оформить как на самого клиента, так и на его родных и близких, а также сберегательный счет "Мой сейф" в трех валютах для накоплений.

Пакет "Альфа-Жизнь" имеет четыре ценовых категории. Клиент платит фиксированную комиссию не за каждый счет в отдельности, а за все вместе (при этом "пакет" трех текущих+трех сберегательных счетов стоит столько же, сколько раньше стоило обслуживание только одного счета) . Чем ниже цена пакета, тем проще "пластик" и выше комиссии на обналичивание средств через "чужие" банкоматы, перевод денег на счета в другие банки и т.д. Например, клиенты самого дорогого пакета услуг могут снять деньги через "чужие" банкоматы на 30% дешевле, чем остальные. "Таким образом, ежемесячная комиссия растет вверх от первого до четвертого тарифного плана, а все остальные комиссии, наоборот, сокращаются, - сообщил Lenta.ru руководитель блока "Розничный бизнес" Альфа-Банка Виктор Башкиров. - Комиссия, взимаемая за тарифный план, также зависит от остатков на текущих счетах клиента, таким образом, имея достаточную сумму средств на счете, клиент может свести стоимость любого тарифного плана к нулю".

Кроме того, в пакет услуг входит возможность копить под проценты. "Мы предлагаем клиентам дополнительный счет, который получил название "Мой сейф". По сути, это аналог того, что люди называют "класть в тумбочку", - продолжает Башкиров. - Один раз, заполнив поручение, клиент может переводить определенную сумму на этот счет хоть ежедневно. Установив минимальный остаток по текущему счету, можно заставить систему автоматически переводить "излишек" на сберегательный счет "Мой сейф". Особенность этого счета заключается в том, что нельзя потратить деньги с карты, но всегда можно снять через банкомат. Это оберегает клиента от "спонтанных" покупок в магазине и защищает сбережения в случае потери карты". Кроме того, на остаток по этому счету платится повышенный процент. "В зависимости от валюты счета и величины остатка он составляет от 3 до 4,25% годовых, что максимально приближено к ставке по месячным срочным депозитам и существенно выше, чем в среднем на рынке", - говорит Виктор Башкиров.

Впрочем, Альфа-Банк не одинок. В Ситибанке также существует аналог продукта "Мой сейф" - накопительные счета, на остаток которых начисляется процент и есть возможность свободного доступа к средствам. Также здесь есть возможность привязки карты к одному из трех счетов в трех валютах (в рамках пакета услуг CitiOne). Но максимальная ставка в Ситибанке ниже, чем в Альфа-Банке, а нижний порог остатка составляет 15 тысяч рублей (в Альфа-Банке он вообще отсутствует).

Комментируя причины перехода на пакетный принцип обслуживания, Башкиров сообщил, что "клиентам очень не нравилось огромное количество комиссий". "Наш тарифный сборник представлял собой 80-страничную книгу, из которой были востребованы 7-10 операций. Мы захотели упростить нашу тарифную политику, отказались от многих комиссий, менее востребованные услуги изъяли, оставив "костяк". В любом банке клиенту дают "меню", по которому он выбирает интересующие его услуги. У нас четыре тарифных плана по принципу "все включено".

Участники рынка считают, что у "пакетного" формата ритейла неплохое будущее, однако говорят, что с "пакетами" главное не переборщить. Легко представить себе ситуацию, когда новая карта, в обязательном порядке прилагающаяся к открываемому счету станет у клиента четвертой или пятой, что скорее создаст путаницу, чем облегчит существование. Несмотря на то, что тенденция к пакетному обслуживанию становится на рынке все более выраженной, банкам не стоит забывать, что клиенту всегда необходимо предоставлять свободу выбора.

Владимир Белов

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше