Борис Абрамович превратился в Боуи Борис Абрамович, которому принадлежит крупный пакет акций KrasAir, лично поручился по облигациям нового авиаперевозчика

На российском рынке авиаперевозок в течение последней пятилетки все было достаточно спокойно - "Аэрофлот" медленно сдает позиции (если раньше можно было сказать, что его доля рынка приближается к 25 процентам, то теперь говорят, что она не дотягивает до 20), "Сибирь" растет ударными темпами, а за третье место постоянно борются UTAir и KrasAir, причем "Красноярские авиалинии" пока занимают четвертое место.

Вскоре картина должна измениться.

Дело в том, что компания KrasAir решила сделать мощный рывок вперед. Для этого была создана компания-альянс "Эйр Бридж", в которую вошла не только KrasAir, но и "Домодедовские авиалинии", "Омскавиа", "Самара" и "Сибавиатранс". Совокупный объем перевозок пассажиров этими компаниями позволит завоевать около 10 процентов рынка.

Однако новой компании нужны деньги, причем немаленькие - изначально предполагалось "поднять" 2 миллиарда рублей. Было бы естественно, если бы компании KrasAir и "Домодедовские авиалинии" (первой принадлежит 51 процент акций "Эйр Бридж", а второй - 49 процентов) выступили бы в качестве поручителей облигаций авиаперевозчика. Судьбе же было угодно распорядиться иначе, и чтобы понять, почему вдруг Борису Абрамовичу вздумалось рисковать своими деньгами, стоит напомнить читателям, что и KrasAir, и ДАЛ - компании государственные, свыше 50 процентов акций каждой из них принадлежит Росимуществу.

Можно предположить, что Росимуществу не понравилось платить два раза - и от имени KrasAir, и от имени "Домодедовских авиалиний" - за реализацию одного и того же амбициозного проекта. Поэтому требовался партнер. Очевидным образом, таким партнером, заменившим акционерам "Красноярских авиалиний" государство, стал Борис Абрамович, который три недели назад был готов поручиться даже за 2 миллиарда рублей.

Основных акционеров у авиаперевозчика "Домодедовские авиалинии" всего два: Росимущество, которому принадлежит 50,04 процента акций компании, и KrasAir, контролирующая свыше 49 процентов акций ДАЛ через два офшора и московскую ФПГ "ИнвестицииПромышленностьКонсалтинг".

Компании альянса перевезли в 2004 году 3,3 миллиона пассажиров, уступив по объема лишь перевозчикам "Аэрофлот" и "Сибирь". Акционерным капиталом владеют KrasAir (51 процента) и "Домодедовские авиалинии" (49 процентов). Фактически, речь идет о том, что "Эйр Бридж" будет осуществлять более 10 процентов российских авиаперевозок. Для сравнения, в прошлом году KrasAir в одиночку перевезла 1,9 миллиона пассажиров, заняв 6 процентов российского рынка.

Оформлением и организацией выпуска облигаций займутся "Русские фонды", уже имевшие дело с векселями KrasAir и ДАЛ. Ожидается, что это будут ценные бумаги со сроком погашения в 4 года и возможностью досрочного погашения через полтора года. Средства от размещения необычных облигаций пойдут на поддержание объединенного авиапарка KrasAir и "Домодедовских авиалиний".

Что означает поручительство частного лица для облигаций? С одной стороны, рейтинг "бондов Абрамовича" должен будет отразить репутацию предпринимателя. С другой стороны, самая идея частного поручительства повышает ставку по облигациям вследствие повышенных рисков выпуска. Так, эксперты считают, что вряд ли ставка облигаций будет ниже 12 процентов. Вызывает интерес и информация, которую должен будет раскрыть Абрамович для подтверждения своей платежеспособности.

Казалось бы, при чем тут Боуи?

Дэвид Боуи

Выпуск облигаций физическими лицами получил известность благодаря популярному певцу Дэвиду Боуи, который в 1997 году выпустил 10-летние ценные бумаги на общую сумму в 55 миллионов долларов. Целью музыканта было выкупить права на собственные песни у своего бывшего менеджера.

Не менее любопытно и то, что в качестве обеспечения Боуи предлагал деньги от продаж своих будущих альбомов. Кстати, для финансового сообщества в первую очередь стало необычным не то, что Боуи выпустил свои облигации, а то, что он открыл эру обеспечения интеллектуальной собственностью. Несмотря на то, что первопроходец Боуи был в 1997 году своего рода уникумом, рейтинговое агентство Moody's решило установить рейтинг этих ценных бумаг на довольно высоком уровне A3, всего в шести ступенях от наивысшего рейтинга.

Весь выпуск бондов скупила компания Prudential Insurance по ставке 7,9 процента, однако вскоре рейтинг облигаций значительно снизился, так как в звукозаписывающей отрасли начался спад продаж. Это, впрочем, не помешало другим звездам последовать примеру Боуи и занять немного у собственной славы.

Схема, опробованная британцем, стала настолько популярна, что в сленге финансистов и трейдеров появился термин "бонды Боуи". Используя те же или схожие механизмы, группа Iron Maiden получила 30 миллионов долларов, а Род Стюарт - 15,4 миллиона. По слухам, к помощи "бондов Боуи" прибегал и Майкл Джексон, предлагавший в качестве залога то свой альбом Thriller, то наследие The Beatles.

Личные облигации на сумму в 230 миллионов стерлингов сроком в 25 лет выпустила и мадам Тюссо, обеспечившая ценные бумаги доходами всемирно известного музея восковых фигур.

Заключение

"Бонды Боуи" обычно используются в двух случаях - для того, чтобы отбиться от кредиторов, заложив свой талант или ценные вещи, и для того, чтобы получить деньги на развитие. Можно лишь склонить голову перед изобретательностью сотрудников Росимущества, вписавших новую страницу в историю личной ответственности за облигации.

Умело сочетая знание законов с, казалось бы, равноценным обменом (действительно, ведь когда мы говорим, что "акционеры KrasAir" также выступают поручителями, то имеем в виду в первую очередь все то же Росимущество), госчиновники полностью сняли риски с "Домодедовских авиалиний" - авиакомпании, которая любит говорить о себе как об оплоте разумного консерватизма и дисциплины.

Впрочем, следует думать, что Борис Абрамович также вряд ли подвергает свое состояние большим рискам - ведь он вместе с братом, Александром Абрамовичем, создал частную компанию "Сибавиатранс", которая входит в двадцатку крупнейших российских компаний, а значит, знает, с какой стороны у самолета хвост.

Конечно, всего интереснее - кто из российских предпринимателей будет следующим, если эксперимент удастся. Ведь, если говорить честно, то в России патологически много олигархов, и у каждого есть пара проектов, ради которых можно поставить на кон свою репутацию и выпустить "бонды Абрамовича".

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше