Неразрешимая конституция Ирака Шиитам, курдам и суннитам нужно преодолеть непреодолимые противоречия за семь дней

15 августа 2005 года - эта дата была обозначена в Переходном административном законе Ирака как крайний срок для вынесения проекта постоянной конституции страны на обсуждение в парламент. И вот dead-line миновал, а иракские политические силы так и не пришли к согласию по поводу главного документа страны. Политического кризиса удалось избежать только благодаря оперативности парламентариев, которые поспешили продлить срок обсуждения конституции еще на неделю - до 22 августа. За этот срок иракским политикам предстоит разрешить ряд вопросов, дискуссии по которым не могут сдвинуться с мертвой точки уже не первый месяц.

Бег на месте

К обсуждению проекта постоянной конституции в Ираке приступили с большой задержкой - мешало отсутствие правительства, формирование которого заняло целых три месяца после парламентских выборов. Наконец, к концу апреля руководству удалось распределить места в кабинете министров между представителями трех основных религиозно-этнических групп страны - шиитами, курдами и суннитами. Главной тормозящей политической силой в этом процессе стали сунниты, которые то и дело обвиняли объединившихся шиитов и курдов в том, что те не учитывают их интересы.

Начавшиеся после избрания переходного правительства дискуссии по поводу проекта конституции показали, что сунниты и на этот раз оказались "третьим лишним". На заседаниях комиссии, созданной при Национальной ассамблее для разработки документа, обсуждались в основном предложения шиитских и курдских политиков, тогда как сунниты в большинстве случаев выступали как недовольная сторона. Собственно, им больше ничего не оставалось, так как, имея 17 голосов в парламенте, они играли почти декоративную роль в переговорном процессе. Иракское руководство постоянно подчеркивало, что без суннитов процесс демократизации Ирака будет неполноценным, однако в ходе переговоров мнение последних воспринималось лишь как досадная помеха.

Меньше всего активность проявляют курдские политики, которым уже пообещали предоставить определенную самостоятельность в рамках единого Ирака. В обмен на это, а также на назначение президентом курда Джалала Талабани, они согласились отдать место премьер-министра страны шииту Ибрагиму аль-Джаафари. Шииты же, получив большинство в Национальной ассамблее, совсем осмелели и заявили, что им тоже нужна автономия, и не где-нибудь, а на богатом нефтью юге Ирака. Сначала об этом заявили не столь влиятельные среди шиитов светские политики Ахмад Халаби и Бакр аль-Ясин, однако незадолго до ожидаемого конца переговоров стало известно, что эти нескромные претензии поддерживает и глава Верховного совета исламской революции в Ираке Абдельазиз аль-Хаким.

Выдвигая требования о создании автономной провинции, шииты опирались на поддержку все тех же курдов. Последние возразить ничего не могут, даже если и хотят, так как ссориться с самой влиятельной политической силой в стране сейчас означает для них потерю шансов на получение желанной самостоятельности. Суннитам же терять абсолютно нечего - они уже потеряли все что могли вместе с ликвидацией режима Хусейна. Хорошо осознавая, что их точка зрения никого особенно не интересует, они все же выступили против введения в Ираке федеративного устройства, объяснив свой протест опасением за целостность страны. Истинная же причина, скорее всего, кроется все в том же недовольстве по поводу растущего влияния шиитов.

Премьер-министр Ирака Ибрагим аль-Джафаари. Кадр телеканала "Россия", архив

Премьер-министр Ирака Ибрагим аль-Джафаари. Кадр телеканала "Россия", архив

Lenta.ru

Так или иначе, но переговоры зашли в тупик. Не исключено, что сунниты намеренно отказываются идти на компромисс с участниками переговоров. Ведь, согласно временной конституции, в случае, если постоянный документ не удастся разработать в срок, парламент Ирака должен быть распущен и переизбран. Этот сценарий позволил бы суннитам исправить ошибку прошлых выборов, когда большая часть их сообщества бойкотировала голосование, в результате чего суннитские кандидаты оказались в парламенте в меньшинстве. С другой стороны, они не могут не понимать, что роспуск парламента может привести к совершенно другому результату. В Ираке не прекращаются теракты против войск коалиции и сотрудничающих с ними иракцев. Убедить иракский народ в том, что вторые выборы помогут что-либо изменить, будет крайне трудно. Желать отставки парламента сейчас - то же самое, что стремиться повергнуть Ирак в хаос.

Следует отметить, что федерализация Ирака - хоть и самый сложный предмет противоречий между разработчиками конституции, но не единственный. Более того, разные точки зрения на многие вопросы имеют и сотрудничающие друг с другом шииты и курды. К числу этих противоречий относятся, в частности, роль центрального правительства, будущее нефтяных ресурсов страны, роль ислама в законодательстве, права женской части населения, а также степень самостоятельности, которая будет предоставлена курдам.

Для США, которые пытаются сохранять статус освободителя Ирака, вопрос о религиозной составляющей конституции стоит на одном уровне с будущим государственным устройством страны. В настоящий момент существует несколько вариантов его решения, из которых пытаются выбрать иракские политики, и один из них, поддерживаемый религиозными шиитскими деятелями, ставит ислам во главу угла иракского законодательства. На деле это будет означать создание еще одной исламской республики, чего США хотели бы в последнюю очередь. Если нынешний проект конституции все же будет подписан, то, скорее всего, в разделе о роли религии в какой-то мере будут учтены интересы курдов, настаивающих на светском законодательстве, хотя желания консервативных шиитских проповедников наверняка станут основополагающими.

Непрекращающиеся споры о будущей иракской конституции нередко выплескиваются за пределы помещений, где собираются участники обсуждения. Представители различных политических группировок, а в основном это шииты и сунниты, делают противоречащие друг другу заявления, которые, впрочем, свидетельствуют примерно об одном и том же - при необходимости конституция будет подписана без участия несогласных. Правда, в конце июля суннитские политики использовали убийство троих своих коллег и единоверцев для того, чтобы получить определенные гарантии на будущее. Объявив о бойкоте дальнейших переговоров, они согласились вернуться в парламент лишь при условии, что им позволят сформировать экспертную комиссию, которая просмотрит окончательный вариант конституции и предложит в него свои поправки. Не исключено, что это уже было сделано, и предложенные поправки оказались неприемлемыми для шиитов и курдов.

За несколько дней до ожидаемого конца переговоров масла в огонь подлили боевики из иракского отделения "Аль-Каеды", действующие под руководством террориста Абу-Мусаба аль-Заркави. В заявлении, размещенном на одном из исламистских сайтов, они заявили о своем решении "убивать тех, кто объявил себя партнерами Бога в создании этой не имеющей силу конституции". Раньше экстремисты неоднократно заявляли, что единственным законом на территории Ирака может быть исламский шариат.

Зрители аплодируют

На мой взгляд - это настоящая демократия, это доказывает всему миру, что Ирак пишет свою собственную конституцию.

Хашим аль-Хасани, спикер иракского парламента, по поводу отсрочки утверждения проекта конституции

Пока иракскую политическую жизнь лихорадит, ее участники пытаются сохранить бодрый вид. После того как члены Национальные ассамблеи, скучавшие весь день в зале заседаний в ожидании проекта конституции, спешно проголосовали за отсрочку конечной даты его разработки, перед журналистами предстали улыбающиеся представители политической верхушки Ирака. "Ну что вы, это же успех, - поспешил оправдать действия коллег курдский министр Бархам Салех. - Мы же не убиваем друг друга".

По словам президента Талабани, он хотел бы получить конституцию как можно раньше, но еще больше он хочет, чтобы она удовлетворяла все основные политические силы. "Отсрочка не подорвет доверие иракского народа, который поддерживает свой парламент", - уверен Талабани. Как утверждает спикер Национальной ассамблеи Хашим аль-Хасани, политики уже достигли соглашения по многим вопросам, касающимся конституции, и лишь "некоторые темы ожидают решения". Он подчеркнул, что в надежде успеть к назначенному сроку участники переговоров приложили "все усилия" к решению спорных моментов.

Более реалистично смотрит на вещи представитель суннитов Салех Мутлак, который сообщил, что "под конец противоречия стали слишком острыми" и подписание проекта решено было отложить до того момента, пока стороны не договорятся обо всем. Он отметил, что, по его мнению, отведенного времени будет недостаточно, но "все будут напряженно работать, чтобы успеть".

Президент Ирака Джалал Талабани. Фото Reuters

Президент Ирака Джалал Талабани. Фото Reuters

Lenta.ru

Иракским политикам вторят и первые лица США, ступившие когда-то на тернистый путь борьбы с мировой тиранией. Стоит отдать должное их выдержке, ведь сохранять уверенность в успешном принятии иракской конституции в сложившейся ситуации наверняка не легко - у Белого дома нет никаких гарантий, что через неделю в Ираке не начнет рушиться построенная на честном слове система управления.

Так, президент Буш, который до сих пор находится в отпуске на своем техасском ранчо, заявил, что он "аплодирует героическим усилиям участников переговоров в Ираке и высоко оценивает их работу по решению оставшихся проблем с помощью продолжения диалога". "Их усилия - это вклад в демократию и свидетельство того, что трудные проблемы могут решаться мирным путем с помощью дебатов, переговоров и компромиссов", - отметил президент США.

Не сомневается в успехе и глава Госдепартамента США Кондолизза Райс. На пресс-конференции в понедельник она заявила: "Я уверена, что они доведут дело до конца". Райс не видит ничего удивительного в том, что для достижения копромисса по спорным вопросам иракцам понадобилась еще одна неделя. "Они уже достигли многого и тем самым создали важный стимул к завершению работы над конституцией", - отметила глава внешнеполитического ведомства.

С другой стороны, в минувшие выходные, когда подписание проекта конституции Ирака уже находилось под большим вопросом, американское издание Washington Post сообщило, что администрация США практически потеряла надежду достичь в Ираке поставленных целей. Источники газеты в Вашингтоне и Багдаде сообщили, что американские власти готовы отказаться от своих амбиций и пересмотреть свой план демократизации Ирака. Придется ли США признать свое промежуточное поражение, станет понятно уже к концу недели.

Екатерина Рогожникова

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше