В ожидании санкций

В Совете Безопасности ООН должны рассмотреть проект резолюции, предполагающей введение жестких санкций в отношении Сирии

Вечером 27 октября представители США, Франции и Великобритании распространили в штаб-квартире Организации Объединенных Наций измененный проект резолюции Совета Безопасности ООН относительно предполагаемой причастности Сирии к убийству экс-премьера Ливана Рафика Харири 14 февраля 2005 года. В новой версии проекта резолюции, как и в предыдущей, также содержатся требования экономических и дипломатических санкций против Дамаска. Намерение США и их европейских союзников провести проект резолюции через Совбез и введение санкций уже вызвало критику со стороны России и ряда других стран.

Напомним, что 21 октября спецкомиссия ООН обнародовала так называемый доклад Мехлиса (по имени Детлефа Мехлиса, немецкого чиновника, возглавляющего следствие), в котором представила результаты проведенного расследования обстоятельств гибели Харири. По мнению следователей, Сирия имеет непосредственное отношение к данному преступлению. Высокопоставленные руководители силовых структур Сирии и Ливана могли быть причастны к убийству Харири, поскольку по роду своей деятельности они не могли не знать о готовящемся убийстве.

Следователи пришли к выводу, что решение о ликвидации Харири "не могло быть принято без одобрения высокопоставленных сирийских руководителей и не могло быть организовано без тайного сговора с их коллегами в ливанских секретных службах". В вину Сирии также ставится то, что сирийцы не хотели помогать в расследовании, а министр иностранных дел страны солгал комиссии ООН. Среди организаторов покушения на Харири в докладе называются брат сирийского президента Махер Асад и Ассеф Шаукат, глава спецслужбы.

Доклад, однако, был представлен с оговоркой, что этот документ не является окончательным и комиссии необходимо продолжить расследование, взаимодействуя с властями Ливана.

Тем не менее, данная оговорка не помешала вышепоименованным странам внести резкую антисирийскую резолюцию. Позже проект резолюции был изменен, но жесткие требования остались.

Проект новой резолюции обязывает Сирию задержать всех, кто, по мнению следователей ООН, может быть причастен к гибели ливанского экс-премьера. Дамаск обязан предоставить следователям возможность допрашивать всех, кто может иметь отношение к данному делу за пределами Сирии. В проекте также подчеркивается, что за следователями должно быть закреплено право вести допросы в отсутствие сирийских официальных лиц. В дополнение к этому, в проекте есть ритуальные фразы о том, что сирийские власти должны прекратить поддержку терроризма и доказать свою готовность вести с ним борьбу.

В случае отказа Дамаска от всестороннего сотрудничества со следствием Совбез должен рассмотреть и, по мнению инициаторов резолюции, ввести "экономические и дипломатические санкции, а также другие меры, предусмотренные статьей 41 Устава ООН". В частности, санкции заключаются в отказе в предоставлении виз лицам, подозреваемым в причастности к этому преступлению, а также в замораживании их вкладов.

Окончательно текст резолюции должен быть согласован в ходе заседания министров иностранных дел государств - членов СБ ООН. Заседание состоится в понедельник, 31 октября.

Против этой резолюции резко выступают Россия и ряд других государств. Во-первых, по мнению России, этот документ обострит и без того сложную ситуацию на Ближнем Востоке. Во-вторых, как дал понять министр иностранных дел Сергей Лавров, Россия выступает против огульных обвинений. Также Лавров выразил осторожное недоумение по поводу того, что санкции предлагается ввести против "подозреваемых". Суда над этими подозреваемыми не было, сказал он, как и официального предъявления обвинения, а значит, санкции неуместны.

Такую же позицию заняла и Лига арабских государств. По словам ЛАГ, "налагать на Сирию санкции на основании неполноценных обвинений, сделанных в ходе еще не завершившегося расследования, является нелогичным шагом". Профсоюз иорданских адвокатов выразился в отношении проекта резолюции гораздо резче, назвав документ "средством исполнения американских планов". В отношении же того, кто извлек пользу из убийства Харири, иорданцы привычно назвали главное ближневосточное пугало арабского мира - израильскую разведку "Моссад".

В одном все критики проекта резолюции сходятся: доклад и проект резолюции является частью кампании, направленной на то, чтобы изменить политику Сирии по отношению к проблемам Ближнего Востока, в частности, ситуации в Ираке и Израиле. Сирия должна прекратить поддерживать палестинских "борцов за свободу" (или террористов, в зависимости от точки зрения) и отказаться от неявной поддержки иракских боевиков.

Сказать, что Дамаск сейчас находится в сложном положении - значит преуменьшить серьезность ситуации. На Сирию давит Франция, традиционно считающая Ливан зоной своих интересов. Давит Вашингтон, которому до любой проблемы в мире есть дело. Давит Лондон, поскольку куда Буш с риторикой, туда и Блэр с поддержкой. Давят и арабские государства. Саудовская Аравия, например, очень недовольна Дамаском из-за убийства Харири - у покойного миллиардера было саудовское гражданство, а одно время он был даже эмиссаром королевской саудовской семьи в Ливане. Египет также требует, чтобы Сирия теснейшим образом сотрудничала с ООН в деле расследования гибели Харири.

Союзником Дамаска при рассмотрении сирийского вопроса на заседании Совбеза выступает Москва, но, как и все политические союзы, эта поддержка - временная. России Сирия выгодна как торговый партнер, хорошо знакомый ей еще со времен СССР (именно поэтому в Сирию поставляются современные ракеты). Вторая цель России - немного сдержать США в их постоянном стремлении "насаждать демократию" на Ближнем Востоке. У "друга Владимира" и "друга Джорджа" могут быть сколь угодно хорошие личные отношения, но интересы у каждой страны - свои.

Что же касается Вашингтона, то его действия в отношении Сирии выглядят несколько странно. Конечная цель США, которая открыто не упоминается, но подразумевается, состоит в смене сирийского правящего режима. Но нынешний режим, при ближайшем рассмотрении, для США не так уж и плох. Конечно, Сирия не является образцом демократии, но она страна светская, а не клерикальная, и президент Асад, получивший образование на Западе, не является закоренелым антиамериканистом. На фоне радикального иранского ультраконсерватора Махмуда Ахмадинеджада Башар Асад выглядит сущим голубем.

К тому же гипотетическая смена режима в Сирии приведет, в первую очередь, к тому, что новый режим будет абсолютно антиамериканским. Даже если во главе Сирии встанет архилояльный к США политик, то в стране это немедленно приведет к смуте и волнениям, хорошо если только в умах, а не на улицах.

На военную операцию в отношении Сирии США не пойдут - по крайней мере пока. Просто по той причине, что им сейчас хватает Ирака. Там уже погибли 2000 американских солдат, местные боевики развернули минную войну, принимать участие в которой для регулярной армии всегда крайне сложно, дома военное присутствие в Ираке не одобряют, да и стоимость пребывания контингента США на территории Ирака огромна. Получить "второй Ирак" США не хотят: даже самые матерые "ястребы" из администрации и военного командования понимают, что последует за выбросом 82-й воздушно-десантной дивизии на сирийские плато.

Так что у Буша есть только один выход - повторять как мантру фразу: "Дамаск должен понять, что он окажется в изоляции, если не подчинится международным требованиям". Как известно, если долго мучиться - что-нибудь получится. Не исключено, что и в самом деле Вашингтон сможет "продавить" санкции в отношении Дамаска. Санкции повлекут за собой долгие и нудные разбирательства, вызовут определенную нестабильность в Сирии, и как следствие в регионе, ну а дальше, как говорится, видно будет. К тому времени Джордж Буш уйдет со своего поста и расхлебывать заварившуюся кашу придется его преемнику. Но главное будет сделано: Сирию пригвоздят к позорному столбу, справедливость восторжествует, а там, глядишь, возникнет новая тема, "вызывающая серьезную озабоченность Государственного департамента США".

Сергей Карамаев