Быстрая доставка новостей прямо в ваш Telegram
Новости партнеров

Голод одолел ООН

Международное сообщество не может накормить развивающиеся страны

В 1996 году на саммите Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) было решено к 2015 году снизить в два раза количество голодающих людей в мире. Искоренить голод и недоедание предлагалось путем исключительно быстрого развития сельского хозяйства в странах "третьего мира". 22 ноября 2005 года директор организации Жак Диуф в своем докладе осторожно заявил, что скорее всего, эта цель выполнена не будет. За обтекаемыми фразами доклада ФАО кроется неприятная картина: во-первых, количество голодающих на планете будет, в лучшем случае, не уменьшаться, а во-вторых, так называемые цивилизованные страны не собираются предпринимать никаких кардинальных шагов для решения этой проблемы.

В докладе говорится, что в период с 2000 по 2002 год от недоедания в мире страдали 852 миллиона человек. 75 процентов из них проживают в сельской местности в бедных странах. В развивающихся странах 11 миллионов детей умирают в возрасте до пяти лет. 6 миллионов детей умирает каждый год в мире от голода и недоедания. Ежегодно регистрируется 300 миллионов случаев заболевания малярией. Один миллион заболевших малярией умирают. Авторы доклада ФАО уверены, что вся эта статистика не была бы столь печальной, если бы люди могли нормально питаться.

"Если каждый из развивающихся регионов продолжит сокращать масштабы голода теми же темпами, какими это делается сейчас, лишь Южная Америка и страны Карибского бассейна добьются уменьшения наполовину пропорции голодающих людей в мире", - сказал Диуф. Но, по его словам, ни одна из стран при этом не добьется заявленной ФАО цели - уменьшения количества голодающих в мире в два раза.

В докладе с сожалением констатируется, что положение с продовольствием в Африке ухудшилось. В экваториальной и суб-экваториальной Африке за последние 10 лет количество голодающих увеличилось со 170 миллионов до 204 миллионов. Каждый третий житель этого региона недоедает. В Замбии, Зимбабве, Мозамбике и Мадагаскаре 64, 56, 38 и 61 процент населения, соответственно, живет менее чем на 1 доллар в день.

Одной из главных проблем того, что люди недоедают, говорится в докладе, является колоссальное неравенство между мужчинами и женщинами. Факт неравенства напрямую сказывается на недоедании женщин. В ряде регионов Третьего мира мальчики и мужчины потребляют вдвое больше калорий, чем девочки и женщины, хотя последние выполняют большую часть тяжелой работы.

Особенно это касается Юго-Восточной Азии и суб-экваториальной Африки. Неравенство полов в этих регионах приводит к тому, что женщинам недоступно образование, возможности для работы, а также то, что они не могут принимать участие в решениях, касающихся их жизни и жизни ребенка: "Женщины не имеют необходимых знаний и той степени свободы, что позволило бы им действовать в своих интересах".

Доклад, без преувеличения, тяжелый. Однако он, как и большинство подобных документов, принимаемых структурами ООН, страдает одним существенным недостатком. В нем не говорится, что именно надо делать для того, чтобы искоренить эту проблему. Нет, конечно, там перечислен ряд необходимых мер, как-то: внедрять недорогие технологии землепользования, улучшать локальную инфраструктуру, налаживать дорожную и ирригационную сеть, грамотно управлять лесными и водными ресурсами, внедрять социальные программы для матерей и детей и так далее.

Однако ничего не говорится, кто должен это делать, кто именно должен администрировать программы, из каких фондов должно осуществляться финансирование и самое главное - кто должен нести ответственность за выполнение программ и в каком объеме.

По сути дела, доклад ФАО является декларацией. Но так называемый цивилизованный мир на эту декларацию обратит столько же внимания, сколько и на подобные предыдущие. Безусловно, негосударственные и некоммерческие организации в разных европейских странах будут принимать усилия по борьбе с бедностью в Африке, проводить кампании, собирать пожертвования. Но погоды, как говорится, они не сделают.

Потому что борьба с голодом в той же Африке - это задача очень сложная, долговременная и не приносящая никаких дивидендов. В одиночку подобную проблему не под силу решить ни одной стране. Следовательно, необходимо договариваться о координации усилий. Но, как показывает практика, договориться развитые страны зачастую не могут по куда более насущным проблемам, например, как вместе бороться с международным терроризмом.

Во-вторых, никому не охота брать на себя ответственность за последствия помощи. Одна из самых тщательно охраняемых тайн всех международных организаций, занимающихся гуманитарной помощью - это сколько денег или продуктов "исчезает", прежде чем попасть по назначению, и как ими распоряжаются на местах. Так, в Сомали в 1990-х годах фактический контроль над распределением гуманитарной помощи в свои руки взяли бандитские группировки - помощь элементарно не доходила для тех, кому предназначалась. Отчасти именно это послужило поводом для военной операции США в Сомали в 1993 году, закончившейся неудачно.

В других африканских странах положение с гуманитарной помощью выглядит не лучше. Вот что вспоминал об этом сотрудник одной из служб безопасности англичанин Питер Макалис, работавший в Уганде в середине 1980-х годов: "Масштабы коррупции были фантастическими. Причина заключалась в экономической помощи. Руководители проекта экономической помощи в первую очередь купили себе джипы "Паджеро", после чего денег в проекте практически не осталось. Огромный рынок на открытом воздухе рядом с Кампалой был забит разнообразной одеждой - сделанной, естественно, не в Уганде. Вместо того чтобы достаться обездоленным и голодающим, иностранная помощь отправлялась прямиком на рынок. Как-то я заметил на прилавке банку консервированной селедки, сделанную в Восточной Германии. Я поинтересовался у продавца, нет ли у него еще - он тут же показал мне целый ящик".

В тех же воспоминаниях Макалиса есть эпизод, показывающий, что видят европейцы, помогающие Африке, и что там происходит на самом деле: "В Уганде мы должны были сопровождать высокопоставленных чиновников из ЕЭС, которые отвечали за экономическую помощь этой африканской стране. Отмечу, что угандийцы достойно сумели подготовиться к визиту высоких чинов. Как-то мы приехали на одну из ферм в провинции - европейцам необходимо было убедиться, что их деньги расходуются по назначению. По прибытию туда нас ждала умилительная картина: масса черных весело и с песнями что-то вскапывала, таскала, - в общем, нашим глазам предстала картина ударного труда. Европейцы пришли в восторг, задали несколько технических вопросов и уехали. Как только машины скрылись, африканцы бросили инструменты и разошлись - до следующего визита на эту ферму. Позже я неоднократно туда наведывался и собственными глазами видел, что между визитами чиновников из ЕЭС не происходило ничего - даже инструменты лежали там же, где их бросили".

Одновременно с представлением доклада ФАО ООН объявила о тяжелейшей ситуации с продовольствием в ряде африканских стран. По данным ООН, сейчас в пяти странах на юге континента (Замбии, Зимбабве, Лесото, Малави и Мозамбике) голодают около 12 миллионов человек. Причиной голода является засуха. В Малави и Замбии правительства официально объявили о продовольственной катастрофе. Президент Зимбабве на подобный шаг пока не пошел, но, согласно многочисленным неофициальным сообщениям, положение в стране такое же, как и у соседей. Дело доходит до того, что в армии Зимбабве командиры вынуждены отправлять солдат в отпуск домой, чтобы они питались там. По данным ФАО, на то, чтобы прокормить миллионы людей в этих странах до апреля 2006 года, когда будет собран новый урожай, срочно необходимо 400 миллионов долларов. Если деньги не будут найдены, многих в регионе ждет голодная смерть. Но такой суммы у организации нет.

Говоря о голоде в африканских странах, нельзя не отметить ряд любопытных фактов. Отдельные аналитики даже склонны усматривать в них тенденцию. Засухи в Африке - явление постоянное, однако раньше, при "проклятых колонизаторах", с ними как-то справлялись. Бывшая британская колония Южная Родезия в 1960-е годы кормила практически половину Юга Африки. Та же Родезия во времена тяжелой войны в 1970-х годах экспортировала табак, кукурузу и говядину. Но в конце 1980-х годов, уже после получения независимости, страна была вынуждена импортировать эти товары. Колониальная Замбия, до 1964 года экспортировавшая медь, через четыре года после получения независимости начала ее импортировать. Процветавшая португальская колония Мозамбик, после того как Лиссабон дал ей независимость в 1974 году, за 10 лет превратилась в страну с разваленной экономикой, уничтоженными природными ресурсами, вечной гражданской войной и голодающим населением. В этих странах до получения ими независимости количество голодающего населения было минимальным. Наоборот, статистика регистрировала непрекращающийся приток рабочих рук из других стран. Как так получилось, что потенциально богатые африканские государства оказались в положении, когда им приходится постоянно обращаться за помощью к Международному валютному фонду и ООН?

Но ответ на этот вопрос мировое сообщество дать не спешит. Сейчас богатым странам выгоднее собрать деньги, заявить о своей помощи, вяло проконтролировать процесс поставки контейнеров с сухим молоком или тушенкой и не акцентировать внимание на этой теме, кроме как на очередном концерте из серии Live 8. Ну а бедным странам выгодно просить, зная, что какую-никакую, а помощь им будут оказывать.

Сергей Карамаев

Мир00:0314 октября

«Мое будущее уничтожено»

Миллионы беженцев перебрались в Турцию. Теперь от них хотят избавиться