2 апреля 2006 года Первомайский районный суд города Бишкека отменил решение Центральной избирательной комиссии Киргизии, запретившее известному в республике криминальному "авторитету" Рыспеку Акматбаеву баллотироваться в депутаты парламента. Таким образом, суд разрешил человеку, имеющему две судимости и с 2001 года находящемуся в розыске, в том числе со стороны Интерпола, попытать счастье на парламентских выборах и, в случае успеха, получить депутатский мандат, а вместе с ним и право на неприкосновенность. А Рыспек, между тем, подозревается ни много ни мало в причастности к совершению трех убийств, среди которых убийство полковника милиции.
Народная молва уже давно называет Акматбаева неофициальным хозяином курортного Прииссыккулья. Свой путь в криминальные "авторитеты" бывший воспитанник кафедры бокса Физкультурного спортивного института начал с того, что во времена распада Советского Союза вместе со своими подельниками стал оказывать покровительство, то есть попросту обеспечивать "крышу", коммерческим структурам в курортной столице Кыргызстана - городе Чолпон-Ата. С приходом в Киргизию рыночной экономики дела Рыспека пошли в гору, что вызвало зависть у коллег Акматбаева по преступному сообществу. В 1996 году, когда "крестный отец" Приссыккулья выходил из бишкекского ресторана "Ченсон", по нему был открыт огонь из гранатомета "Муха". Но покушение оказалось неудачным - Акматбаев остался жив. В июне 2000 года в Боомском ущелье киллеры, погнавшись за машиной, в которой ехал Акматбаев, ранили его в ногу. Но и в этот раз фортуна была на его стороне.
С 2001 года Рыспек Акматбаев был объявлен в розыск. Правоохранительные органы обвиняли его в организации преступной группировки, которая в период с 2001 по 2004 года совершила ряд убийств, в числе которых убийство полковника милиции Чыныбека Алиева. По версии следствия, преступники располагали целой тренировочной базой в предгорьях урочища "Кызыл-Белес" Аламеденского района Чуйской области. База была оснащена спортивными тренажерами и тиром. Жили бандиты в специально оборудованных вагончиках.
Перед правоохранительными органами Киргизии Рыспек Акматбаев предстал уже после событий 24 марта 2005 года, когда главным генеральным прокурором страны стал Азимбек Бекназаров, который через средства массовой информации пообещал лицам, скрывавшимся от следственных органов, неприкосновенность и объективное расследование в том случае, если они добровольно придут в прокуратуру с повинной. Надо сказать, что свидание Рыспека с правоохранительными органами стало возможным благодаря участию его брата Тыныча Акматбаева, который в то время был депутатом киргизского парламента. В Генпрокуратуре Рыспека допросили, взяли с него подписку о невыезде и отпустили дожидаться суда. Пока велось следствие, осенью 2005 года в колониях Киргизии вспыхнули бунты заключенных. Брат Рыспека, Тыныч Акматбаев, в ходе инспекционной поездки в одну из тюрем в пригороде Бишкека был убит заключенными. Пожалуй, именно с этого момента и началась политическая жизнь криминального авторитета.
Родился 6 июля 1960 года в городе Чолпон-Ата Иссык-Кульской области Киргизской ССР. Дважды судим. С 2001 года находился в розыске по подозрению в тройном убийстве. Летом 2005 года Рыспек Акматбаев, до этого 4 года находившийся за пределами Киргизии, пришел на прием к Генеральному прокурору КР Азимбеку Бекназарову. Во время аудиенции он утверждал, что не совершал преступлений, инкриминируемых ему правоохранительными органами. В декабре 2006 года избран президентом Федерации фехтования КР. Рыспек Акматбаев также известен как крупный меценат. В 1995-96 годах при его спонсорской поддержке был построен мемориал в честь легендарного Чолпон-Ата, основателя одноименного города. Акматбаев является организатором нескольких крупных мероприятий по национальным видам спорта и футболу, проводившихся в Чолпон-Ата в 2000, 2004 и 2005 годах.
Сразу после гибели брата Рыспек вывел на митинг к зданию правительства в Бишкеке примерно 500 человек. Пикетчики требовали у властей отставки премьер-министра Феликса Кулова, которого Акматбаев обвинил в организации убийства своего брата. Любопытно, что Тыныч Акматбаева был убит в колонии, где отбывал свой срок другой криминальный "авторитет" Азиз Батукаев, у которого в свое время был конфликт с Рыспеком. По мнению иссык-кульского авторитета, Кулов находился в сговоре с Батукаевым.
Кулов, как и следовало ожидать, назвал обвинения в свой адрес "абсурдом". Однако слова премьер-министра не оказали должного воздействия на Акматбаева и его сторонников. Они настаивали на отставке премьера. Чуть позже митингующие перебрались к зданию киргизского парламента и выдвинули требование: в случае, если Кулов не уйдет, власти должны распустить законодательный орган страны. Несмотря на то, что к тому времени Киргизия уже успела повидать множество митингов, пикет крепких парней в спортивной форме из числа сторонников Акматбаева открыл новую веху в уличных протестах республики.
Осеннее противостояние дважды судимого Акматбаева с бывшим полковником МВД (и бывшим политзаключенным) Феликсом Куловым было прекращено после того, как президент Курманбек Бакиев встретился с родственниками убитого депутата и его братом. Впрочем, свернув уличные акции, Рыспек и не думал прекращать обвинения в адрес главы правительства. В интервью различным изданиям он недвусмысленно заявлял о своем намерении поквитаться с Куловым за погибшего родственника.
Зимой внимание общественности было привлечено к судебному процессу над Рыспеком и его подельниками, которых правоохранительные органы обвиняли в совершении тройного убийства. Слушание дела закончилось сенсацией: 24 января 2006 года Первомайский районный суд города Бишкека оправдал всех подсудимых. Выходя из зала суда, Рыспек Акматбаев заявил корреспонденту Gazeta.kg о том, что с этого момента намерен баллотироваться в депутаты Жогорку Кенеша (парламента) по Балыкчинскому избирательному округу, от которого в свое время был избран и его брат Тыныч. Надо заметить, что за год с момента свершения "тюльпановой" революции в Киргизии, помимо Акматбаева, был также убит депутат Жогорку Кенеша (и одновременно президент НОК) Баяман Эркинбаев. В связи с этим руководство республики приняло решение провести весной 2006 года довыборы в парламент по тем округам, от которых были избраны покойные депутаты.
Рыспеку Акматбаеву удалось стать кандидатом в депутаты, несмотря на все усилия Феликса Кулова воспрепятствовать этому. К тому же брат убитого полковника Чыныбека Алиева, в убийстве которого обвинялся Рыспек и 9 его товарищей, подал апелляционную жалобу, и дело вновь начал рассматривать суд, только уже не районный, а городской. Впоследствии Минюст республики провел по поручению премьера проверку, и 30 марта ЦИК отменил регистрацию Акматбаева. В решении Центризбиркома сообщалось, что Рыспек Акмматбаев не может избираться в депутаты парламента, так как имеет непогашенную судимость, а его срок пребывания на территории Киргизии не соответствует цензу оседлости - по закону кандидат в депутаты последние пять лет до момента регистрации должен прожить на территории республики. Так как Акматбаев был некоторое время в бегах, это правило было им нарушено.
Сразу же после того как стало известно решение Центризбиркома, в городе Балыкчи, где находится избирательный округ Акматбаева, начал собираться стихийный митинг. Около 500 человек вышли к мэрии города и стали требовать отмены решения ЦИК.
На следующий день сторонники Акматбаева появились уже в столице страны. Утром 31 марта более 500 человек вышли к Дому правительства и, так же как и осенью, стали требовать отставки Кулова. Во второй половине дня число митингующих достигло двух тысяч. Они утверждали, что к ним движется подкрепление из других регионов Киргизии. Сам Рыспек Акматбаев был настроен решительно и угрожал, что в случае, если Кулов не будет уволен до конца дня, он и его сторонники переночуют в Белом доме. Митинг прекратился только после того, как к сторонникам Акматбаева вышел президент Бакиев. Глава государства выступил перед манифестантами, и посовет овал им обратиться в суд. После этого глава мятежников дал команду расходиться, заявив при этом, что его сторонники вернуться, если власть не сделает нужных выводов. Власть выводы сделала, и в воскресенье Первомайский районный суд Бишкека, когда-то оправдавший Акматбаева по трем убийствам, признал решение ЦИК КР об отмене его регистрации в качестве кандидата в депутаты незаконным.
Ситуация, когда во власть в Киргизии может придти человек, широко известный в криминальных кругах, да к тому же имеющий две судимости, в свете событий последнего года видится вполне закономерной и может стать существенным дестабилизирующим фактором для страны. Это уже не первый случай, когда за последние двенадцать месяцев руководство республики сдает свои позиции тем, кто обладает поддержкой части населения. Незаконный захват угольного разреза Кара-Кече группой людей, возглавляемой Нурланом Мотуевым, стал первым случаем в череде неповиновения органам государственной власти. Указы президента в Киргизии оспаривают и представители гражданского общества. Так, совсем недавно, журналисты национального радио в знак несогласия со сменой руководства ГТРК вышли на пикет, а после объявили голодовку и заставили Бакиева отменить свое решение о смене руководства компании.
Причину всем этим событиям следует искать в том, что происходит на самом верху политического руководства страны. Конфликт президента Бакиева с бывшим спикером киргизского парламента Омурбеком Текебаевым - самый яркий пример того, что сегодня в республике нет единодушия среди высших эшелонов власти. Сам по себе спор президента и спикера является событием вполне рядовым для стран, в которых существуют исполнительная и законодательная ветви власти, но то, каким образом происходила отставка спикера и какие выражения в адрес главы государства употреблялись при этом публично, не делает чести ни главе государства, ни бывшему спикеру.
Сегодня все больше экспертов выражают сомнение в прочности тандема Бакиев-Кулов. Официальных подтверждений тому, что президент и премьер-министр уже давно находятся по разные стороны баррикад, нет. Оба лидера продолжают говорить о том, что их союз по-прежнему крепок, однако практика показывает, что по многим вопросам единодушие все же отсутствует. Взять, например, реакцию президента на январское заявление премьер-министра Феликса Кулова о сращивании криминала и власти или поведение кабинета министров при обсуждении национальной концепции экономического развития, которую президент одобрил, но правительство отправило на доработку. Возможно, что приведенные примеры являются "рабочими моментами", однако редко бывает, чтобы рабочие моменты изобиловали столь категоричными высказываниями.
На фоне всего вышесказанного вполне возможно, что пример Рыспека Акматбаева вдохновит еще немало маргинальных личностей на шаги по лоббированию своих интересов при помощи уличной демократии. Что может привести к непредсказуемым последствиям для страны.
Семен Гончарук