На рынке недвижимости существует несколько тем, которые волнуют всех и каждого, но строго говоря, только две из них по-настоящему касаются всех жителей России - это рост цен на жилье и процедура приватизации жилья. Если первый аспект регулируется исключительно рынком, то вторая находится в компетенции судебной и законодательной ветвей власти. На минувшей неделе Конституционный суд разрешил приватизировать социальное жилье, полученное после 1 марта 2005 года, а депутаты Госдумы решили продлить общие сроки бесплатной приватизации на три года - до 1 марта 2010 года.
Часть первая, душевная
В четверг, 15 июня 2006 года, члены Конституционного суда приняли необычное решение, отменив одно из главных положений нового Жилищного кодекса. Одним из принципов этого документа является постепенный отказ от бесплатной приватизации. Для этого разработчики кодекса утвердили две нормы: полный запрет на бесплатную приватизацию жилья, полученного после вступления кодекса в силу, и ограничение общих сроков бесплатной приватизации 1-м января 2007 года. Однако первую норму судьи признали неконституционной, хоть и оставили в силе вторую.
Поводом для рассмотрения дела в Конституционном суде стала жалоба семьи Орловых. Инвалид Великой Отечественной войны Хайдар Орлов получил квартиру в 2005 году, при этом прежняя квартира, где он проживал со своей семьей, была передана в муниципальный фонд. В приватизации новой квартиры Орлову было отказано, хотя право на однократную приватизацию жилья ни он, ни члены его семьи так и не реализовали. Выступая в Конституционном суде, внук ветерана Марат Орлов заявил, что новый Жилищный кодекс ставит граждан, получивших жилье после 1 января 2005 года, в неравное положение с теми, кто получил жилье ранее на тех же основаниях. По его мнению, этот факт нарушает конституционный принцип равенства.
Справедливости ради стоит отметить, что интересы ветерана Хайдара Орлова представлял не только его внук, но и Верховный суд, направивший аналогичный запрос. Как заявил представитель Верховного суда Валентин Ершов, бесплатную приватизацию жилья так или иначе отменять придется, однако переход на рыночные отношения в жилищной сфере возможен только после того, как в стране будут достигнуты "определенные социально-экономические условия". В частности, когда жители России смогут безболезненно купить себе квартиру.
Депутаты Госдумы не согласились с мнением семьи Орловых. "Право на бесплатную приватизацию напрямую из Конституции не вытекает", - заявила в свое время представитель Госдумы Елена Мизулина. Однако Конституционный суд решил иначе и охарактеризовал ситуацию как неконституционную. Видимо, в результате депутаты Госдумы будут вынуждены принять соответствующую поправку.
Часть вторая, выстраданная
В пятницу, 19 июня 2006 года, Госдума приняла в третьем чтении закон о так называемой дачной амнистии. Согласно этому документу, физлицам разрешается зарегистрировать права собственности на земельные участки, полученные в пользование до введения в силу Земельного кодекса. Однако гораздо важнее, что после первого чтения профильный комитет под руководством депутата Павла Крашенникова внес в текст документа дополнительную поправку, продлевающую срок бесплатной приватизации до 1 марта 2010 года.
На первый взгляд не заметная поправка лишила саму идею продлить сроки приватизации заслуженного общественного ажиотажа. Действительно, изначально планировалось, что соответствующая поправка будет внесена в Госдуму отдельным законопроектом. Однако, как рассказал сам Павел Крашенинников, нижняя палата парламента не будет продлевать сроки бесплатной приватизации жилья отдельным законопроектом. "В заключении комитета к этому законодательству [о "дачной амнистии"] мы включили пункт о том, чтобы ко второму чтению законопроекта внести поправку о продлении сроков бесплатной приватизации недвижимости до 1 марта 2010 года ", - объяснил глава профильного комитета. Так и сделали. В итоге Госдума одновременно и приняла "дачную амнистию", и продлила сроки приватизации.
Строго говоря, только ленивый политик не говорил в России о том, что эти сроки необходимо продлить. В качестве одного из главных аргументов эксперты называли недостаточную скорость работы регистрационных органов. Например, по данным Федеральной регистрационной службы Москвы, максимально возможное количество регистрационных действий составляет около 100 тысяч в год. При этом в столице насчитывается около 750 тысяч неприватизированных квартир. Иными словами, все желающие москвичи просто не успеют оформить свои квартиры в собственность не то что за ближайшие полгода, но и за семь лет.
Для того, чтобы хоть как-то исправить ситуацию, российское правительство разработало проект реформы регистрационной деятельности. Примерно половина этого проекта будет профинансирована за счет займа Всемирного банка. Кредитное учреждение согласилось выделить на эти цели 50 миллионов долларов. За счет этих средств предполагается сократить сроки регистрации, разработать нормативные акты для электронных архивов, увеличить информированность граждан о порядке регистрации и таким образом повысить производительность регистрационной службы.
Однако некоторые эксперты считают, что эти меры вряд ли помогут, а другие политики утверждают, что сроки окончания бесплатной приватизации необходимо отменить вовсе. Как рассказала 15 мая 2006 года депутат нижней палаты парламента Оксана Дмитриева, в Госдуме уже готовятся соответствующие поправки. По ее словам, очередники могут не успеть получить квартиры до истечения срока бесплатной приватизации. В результате получится, что они встали в очередь на жилье по одним условиям, а получили его уже по другим. Одним из главных сторонников такого решения стоит признать мэра Москвы Юрия Лужкова. "Но зачем устанавливать какие-либо сроки? Пусть все идет спокойно", - заявил 25 января 2006 года Юрий Лужков, отметив, что московские власти обратились к руководству страны с предложениями по поводу отмены сроков бесплатной приватизации жилья. О судьбе этих предложений пока ничего неизвестно.
Часть третья, оптимистическая
Таким образом, за два дня две важных инстанции приняли два существенных решения. Отменив запрет на приватизацию жилья, полученного после 1 марта 2005 года, и продлив общие сроки бесплатной приватизации на три года, Конституционный суд и Госдума полностью изменили существующее положение вещей. Действительно, после принятия Жилищному кодексу все российские очередники оказались в двусмысленном положении. С одной стороны, они сохранили право на бесплатное жилье, а с другой - потеряли возможность его приватизировать.
На самом деле такой парадокс вполне вписывается в общую картину Жилищного кодекса. Как неоднократно заявляли представители федеральной власти, приватизированная квартира не является первой необходимостью, а с учетом быстро растущих цен на недвижимость представляет собой весьма дорогой актив. Поэтому государство не готово раздавать налево и направо бесплатное жилье. Следующим этапом реализации этой реформы должно стать введение единого налога на недвижимость, по указу президента, запланированное на 2009 год. Предполагается, что уровень налога будет зависеть от рыночной стоимости квартиры, нормы оценки которой пока в России неразработаны. Кроме того, недавно стало известно, что Минфин планирует обязать собственников многоэтажек платить налог на землю.
Как отмечают представители федеральной власти, малоимущие, которые не могут платить налоги со своей квартиры, могут ее реприватизировать. Однако в условиях, когда механизм предоставления социального жилья не разработан, отсутствует цивилизованная практика доступной муниципальной аренды, а срок ожидания в очереди составляет около 20 лет, все эти нововведения иначе как издевательство россиянами не воспринимаются. В итоге Конституционный суд и Госдума хоть ненадолго, но остановили этот процесс, и это не может не радовать.
Алексей Лоссан