Последние недели июля и первые дни августа новости из США мало чем отличались от сводок с фронтов какой-нибудь приличной по масштабу войны: захваченные города, отключенные электроподстанции, отступающие под натиском противника администрации, сражающиеся до последнего человека экстренные службы, неизбежные жертвы и прочие атрибуты военной кампании. И на это раз американцам противостоял враг не вымышленный в Белом доме, а самый что ни на есть реальный и грозный - жара.
Первое серьезное наступление произошло в Калифорнии, где в течение почти двух недель столбик термометра даже ночью не опускался ниже 27-29 градусов Цельсия, тогда как дневные температуры на территории крупных городов, таких как Лос-Анджелес, достигали 45 градусов. Впервые за 60 лет наблюдений столь сильный зной охватил как северную, так и южную часть штата, заставив администрации многих округов объявить на подконтрольной им территории чрезвычайное положение.
К слову, ЧП позволило местным фермерам решать проблему утилизации погибшего рогатого скота самыми радикальными методами. Если ранее туши павших животных, счет которых в Калифорнии велся уже на десятки тысяч, должны были обязательно доставляться в пункты переработки, где из верных помощников человека делали собачьи консервы, то теперь ковбоям позволялось просто закапывать павших на свалках.
Как справедливо заметил один из руководителей округа Фресно Фил Ларсон, у властей просто не осталось другого выхода, ибо на одной чаше весов лежала неясная перспектива загрязнения подземных вод, на другой - облепленные мухами коровьи туши, портящие калифорнийские пейзажи.
В целом, сельскохозяйственная отрасль экономики Калифорнии понесла тяжелые потери, оцениваемые в миллиард долларов, и с арьергардными боями отступила к офису губернатора Шварценеггера. Последний, побывав 2-го августа в эпицентре событий, направил в федеральный Департамент продовольствия и сельского хозяйства запрос об оказании срочной помощи калифорнийским фермерам.
Еще одной жертвой жары стала энергетическая система штатов. Все в той же Калифорнии из-за резко увеличившейся нагрузки на электрические сети произошли несколько серьезных аварий на распределительных подстанциях. Без света, а следовательно, и без жизненно необходимых кондиционеров остались в общей сложности до полутора миллионов жителей.
Несмотря на принимаемые властями меры и авральную работу спасательных служб, не обошлось и без людских потерь. В Калифорнии насчитали уже более 130 смертей, так или иначе связанных с высокой температурой воздуха. Подавляющее большинство погибших - люди преклонного возраста.
К концу июля волна зноя, прокатившись по Среднему Западу, достигла Восточного побережья и двух столиц: Нью-Йорка и Вашингтона. То, что для Калифорнии было серьезным, но все же более-менее привычным испытанием, для побережья Атлантического океана стало настоящей катастрофой. Впервые в истории Нью-Йорка мэр города Майкл Блумберг объявил чрезвычайное положение. В городах были введены ограничения для потребителей электроэнергии. В частности, распоряжением мэрии была отключена ночная подсветка многих символичных для Нью-Йорка зданий, некоторым муниципальным учреждениям было велено переключиться на собственные генераторы, частным компаниям настоятельно рекомендовали отключить все, что не имеет особого значения для основных производственных процессов.
Вероятно, заблаговременно принятые меры, позволили городам Восточного побережья избежать энергетических коллапсов. Тысячам жителей округа Колумбия, Мэриленда и Нью-Джерси, конечно, пришлось какое-то время провести без света, но серьезные аварии слаженными действиями экстренных служб удалось предотвратить.
И здесь не остались без внимания братья наши меньшие. В Бостоне для содержащихся в городском зоопарке животных было даже составлено специальное меню, состоящее в основном из охлажденных блюд. Так, рацион травоядных изобиловал замороженными овощами и фруктами, хищников же потчевали литрами замороженной крови.
Что же касается населения городов, то ему было рекомендовано поменьше находиться на улицах, почаще заглядывать в специально организованные "прохладительные центры", купаться в городских фонтанах и общественных бассейнах, работа которых была продлена почти повсеместно. Тем не менее, и здесь без жертв не обошлось. К моменту написания этого текста власти восточных штатов официально подтвердили гибель от зноя 27 человек, в больницах находятся сотни пациентов, чье самочувствие значительно ухудшилось из-за перегрева.
Но метеосводки на ближайшие дни сулят американцам положительные изменения. Холодный атмосферный фронт, вторгшийся 3 августа на Восточное побережье, медленно продвигается на запад, оставляя позади Нью-Йорк, Чикаго и Детройт. Столбики термометров здесь уже устремились вниз, и хотя температура воздуха еще далека от средних показателей для этого региона, существенное облегчение почувствуют все - и сгорающие на работе чиновники, и томящиеся в офисах налогоплательщики.
В целом, даже с учетом незаконченного еще подсчета людских потерь, можно сказать, что США смогли успешно отразить стихийное бедствие, приобретшее национальные масштабы. Для сравнения, в одной только Франции, во много раз уступающей США и по площади и по численности населения, в июле от перегрева умерли более 120 человек. И это при том, что европейские правители уже были научены горьким опытом катастрофы 2003 года, когда беспомощность властей стоила жизни почти 20 тысячам граждан.
Андрей Воронцов