Со дня проведения народного и самого большого в истории России IPO прошел ровно месяц. Но биржа не спешит оценивать "Роснефть" так, как хотелось бы самой компании и частным инвесторам, - вложения в нефтяного гиганта пока приносят только убытки.
Размещение акций на бирже сулит компаниям не только золотые горы, но часто и головную боль. IPO можно сравнить с рулеткой, а еще лучше с преферансом, где половина успеха зависит от удачи, а половина - от умения.
Образец того, как надо выходить на IPO, показала в августе 2004 года компания Google. За первый день торгов бумаги поисковика выросли в цене на 18 процентов, а за 10 месяцев - в три раза, принеся поверившим в Интернет-проект инвесторам невиданную прибыль. А вот, например, MasterCard в 2006 году не повезло - компания планировала привлечь от 40 до 43 долларов за акцию, а получила только 39 долларов за ценную бумагу. Правда, за несколько месяцев акции MasterCard сумели подняться и сейчас уже стоят около 54 долларов за штуку.
Этот небольшой пример лишний раз показывает, что успех IPO не зависит ни от размера компании, ни от ее профиля. Рост акций компании составляется из конъюнктуры рынка, дохода компании и ее первоначальных амбиций.
В этом отношении IPO "Роснефти" месяц назад было одним из самых показательных. С амбициями у компании Сергея Богданчикова все в порядке - стремление стать самым дорогим нефтяным гигантом России подстегивало и до сих пор подстегивает "Роснефть" к новым приобретениям и росту добычи. К тому же шумно разрекламированное, самое большое да еще и государственное IPO в истории российского бизнеса не должно было закончиться неудачей, а компания должна была показать, как надо зарабатывать деньги. Иначе чем объяснишь то, что, несмотря на рекомендации банкиров, "Роснефть" стала продавать акции по 7,55, а не по 7,5 доллара за штуку?
После завершения IPO менеджеры компании могли бить в литавры. Размещение позволило "Роснефти" принести в госбюджет дополнительные 10 миллиардов долларов. А всю компанию оценили почти в 80 миллиардов долларов, то есть немного выше, чем "Лукойл", который превосходит "Роснефть" по объему запасов. Но Сергей Богданчиков управлял самой дорогой нефтяной компанией недолго - акции "Роснефти" стали падать с первого же дня торгов.
Частники
Напомним, что для того, чтобы поучаствовать в капитале "Роснефти", частным инвесторам необходимо было купить акций по меньшей мере на 15 тысяч рублей. Немалые средства для тех, на кого рассчитано народное IPO - по данным фонда "Общественное мнение", из всех россиян, вложившихся в "Роснефть", 28 процентов - пенсионеры. Кроме этих 15 тысяч, часть прибыли необходимо отдать брокеру. Например, в Сбербанке каждый месяц хранения бумаг "Роснефти" на специальном счете "депо" стоит 50 рублей. А при продаже акций придется заплатить сначала 0,01 процента от суммы сделки, а потом еще комиссию банку в 0,244 процента. Наконец за то, чтобы перевести бумагу в торговый раздел биржи, потребуется еще 150 рублей.
Тем не менее, при удачном IPO все эти проценты можно и не считать. Но 14 августа акции госкомпании на РТС завершили день со стоимостью в 7,35 доллара. Это никак не больше ни 7,55 доллара за акцию, ни даже 7,42, с которыми "Роснефть" закончила свой первый день торгов. Цены на нефть, между тем, благоприятствовали росту котировок "Роснефти" - война в Ливане подняла стоимость "черного золота" почти до 80 долларов за баррель. Для сравнения, акции "Лукойла" поднялись за месяц с 83,4 до 89 долларов за акцию.
Не отличаются оптимизмом и британские инвесторы. На лондонской бирже торги по акциям "Роснефти" 14 августа закрылись на отметке в 7,38 доллара за акцию. Иными словами, и в России, и в Великобритании компанию оценивают дешевле цены ее размещения. Среди трейдеров даже появилось мнение о том, что на самом деле справедливая стоимость одной акции "Роснефти" не превышает 6,5 доллара. Впрочем, в защиту компании Сергея Богданчикова стоит отметить, что и в "Роснефти", и в Минэкономразвития не раз предупреждали, что в бумаги нефтяного гиганта необходимо вкладываться надолго, а не на месяц.
Хотя именно в течение первых 30 дней акции компании на торгах поддерживали банки-андеррайтеры IPO. По сведениям "Коммерсанта", они помогли "Роснефти" на 200 миллионов долларов. Иными словами, Morgan Stanley и другие банки потратили средства, на которые можно купить 7 новых самолетов Sukhoi SuperJet, только для того, чтобы акции "Роснефти" не упали слишком низко.
Показателен и еще один момент. В течение месяца банки, помогавшие "Роснефти" выходить на биржу, могли выкупить по опциону акций компании на 400 миллионов долларов. Правом своим андеррайтеры воспользовались, но не слишком охотно: все вместе банки приобрели только 59 процентов опциона.
И, наконец, об активности торгов. Любопытно, что акции "Роснефти" совсем не пользуются спросом у инвесторов. Если в первые дни, когда бумаги еще были новинкой, на РТС заключалось по 30-40 сделок в день, то очень скоро трейдеры "наелись", и активность по бумагам "Роснефти" снизилась до 3-4 сделок в день. Для сравнения, ежедневно по акциям "Лукойла" на РТС совершается в последнее время по 10-20 сделок, а по бумагам "Газпрома" от 20 до 60 сделок. А когда газовый гигант только вышел на классический рынок биржи, то инвесторы буквально накинулись на акции "Газпрома" - в день заключалось по 120-140 сделок.
Выход на биржу двух огромных государственных компаний интересно сравнить. "Газпром" не стал продавать акции, несмотря на моду среди российских компаний, на лондонской бирже, зато его размещение стало действительно народным. Из-за того, что одна акция компании стоила приблизительно 8,5 доллара и для ее покупки не надо было, как в случае с "Роснефтью", оставлять заявку сразу на 15 тысяч рублей, круг желающих поучаствовать в капитале "Газпрома" был очень широким.
Размещение акций "Роснефти" было рассчитано не только на физических лиц, но и на стратегических инвесторов. Им до доходности бумаг компании дела нет - китайская CNPC, малазийская Petronas и британская BP покупали акции "Роснефти" совсем не для того, чтобы потом их подороже продать, а для того, чтобы укрепиться на российском рынке и участвовать в проектах компании.
Итог итогов
Предположим, что редакция "Ленты.Ру" приобрела пакет акций "Роснефти" на 15 тысяч рублей по 7,55 доллара за акцию. Это означает, что по курсу ЦБ РФ на 14 июля редакция смогла купить 73,8, для ровного счета, 74 акции "Роснефти". Каждая из них подешевела, по мнению трейдеров РТС, на 20 центов, или на 5,36 рубля по курсу ЦБ на 15 августа. Это значит, что всего бедная редакция потеряла 396 рублей. Еще 50 рублей "Лента.Ру" заплатила за хранение акций в Сбербанке. Не забудем также, что наши 15 тысяч рублей обесценились из-за инфляции приблизительно на 0,7 процента, или 105 рублей. Итого 551 рубль. Немалая цифра при вложении 15 тысяч рублей.