В Беслане ищут "стрелочников" Экспертиза действий должностных лиц во время теракта в Беслане признана незаконной

Организация "Комитет матерей", объединяющая часть пострадавших во время теракта в Беслане, добилась признания незаконной ситуационной экспертизы. Этот документ признавал правомерными действия должностных лиц, руководивших оперативным штабом и операцией по спасению заложников в бесланской школе.

Постановление было вынесено судьей Ленинского суда города Владикавказа Бадтиевым еще 9 ноября. По закону опротестовать судебное решение можно в течение 10 дней, то есть до 19 ноября. Но пока что Генпрокуратура РФ, которая расследует теракт в Беслане, никак себя не проявила.

Решение суда отнюдь не означает, что действия руководителей оперативного штаба теперь считаются неправомерными. Однако на данных экспертизы основывается работа парламентской комиссии по расследованию теракта в Беслане под руководством сенатора Александра Торшина, что ставит под сомнение ее еще неопубликованный доклад. Кроме того, экспертиза была одним из главных аргументов Генпрокуратуры, которая отказывала потерпевшим в возбуждении уголовных дел против должностных лиц, руководивших оперативным штабом.

Обращает на себя внимание, что ни одна из сторон, которых касается решение суда, никак его не прокомментировала и не предприняла никаких действий. Более того, первая информация об этом сенсационном повороте в бесланском деле просочилась в СМИ лишь вечером в понедельник, 13 ноября.

Как удалось узнать "Новой газете", истцы во главе с адвокатом Таймуразом Чеджемовым апеллировали, прежде всего, не к содержанию ситуационной экспертизы, а к формальным нарушениям при ее назначении. В частности, следователи по бесланскому делу дали неполные сведения об экспертах, а также не предупредили их об уголовной ответственности за дачу ложных показаний.

Кроме того, в ходе проведении экспертизы, по утверждениям истцов, были также выявлены нарушения, подпадающих под ряд статей УК. "Новая газета" отмечает, что речь идет о статье 201 "Злоупотребление полномочиями" и статье 204 "Коммерческий подкуп". Однако, содержание обвинений не конкретизируется.

Молчание пострадавших, казалось бы одержавших убедительную победу, "Новая газета" объясняет возможной договоренностью со следствием. Дело в том, что адвокат Чеджемов от имени "Комитета матерей" требует привлечь к ответственности пожарных и руководство МЧС Северной Осетии, которых потерпевшие считают виновными в гибели части заложников при пожаре в спортзале.

Захват школы номер 1 в Беслане произошел 1 сентября 2004 года. В ходе последовавшего 3 сентября незапланированного штурма школы погибли более 300 человек из 1128 заложников. Был уничтожен 31 террорист. Еще один - Нурпаша Кулаев - был захвачен живым. В мае 2006 года суд приговорил его пожизненному заключению.

Действительно, тушение загоревшегося спортзала, в котором находились заложники, началось лишь спустя два часа после начала пожара. Однако следствие не стало обвинять сотрудников регионального МЧС, так как они бездействовали по приказу генералов ФСБ, возглавлявших оперативный штаб. На процессе по делу единственного захваченного живым террориста Нурпаши Кулаева министр МЧС Северной Осетии Борис Дзгоев отметил, что приказ поступил от бывшего главы республиканского УФСБ Валерия Андреева и начальника Центра специального назначения ФСБ Александра Тихонова, командовавшего спецназом.

Пострадавшие подтвердили "Новой газете" факт переговоров со следствием и пообещали в ближайшее время совершить "ряд важных действий", однако подробности раскрыть отказались.

Следует напомнить, что ситуационная экспертиза была назначена в декабре 2004 года, но ее результаты были обнародованы только в декабре 2005 года. Эксперты должны были ответить на восемь вопросов, суть которых сводилась к тому, были ли нарушены существующие должностные инструкции членами оперативного штаба.

Потерпевшие в ходе судебного процесса по делу Кулаева утверждали, что в оперативном штабе не было конкретного плана освобождения заложников, не велись переговоры с террористами, а штурм не был спланирован. В то же время официальное следствие настаивало на том, что при существовавшей на тот момент "системе противодействия совершению терактов", предотвратить захват заложников и их массовую гибель было невозможно.

Стоит отметить, что новое руководство Генпрокуратуры - в частности, замгенпрокурора по ЮФО Иван Сыдорук, сменивший на этом посту Николая Шепеля, под руководством которого проходило расследование бесланского теракта, склонно считать, что следственные действия в Беслане были проведены поспешно, из-за чего были уничтожены важные вещественные доказательства. Сидорук также заявлял о готовности назначить новую экспертизу действий членов оперативного штаба.

Если прокуратура не опротестует решение суда, то признание экспертизы незаконной может повлиять и на результаты расследования самого теракта, которое до сих пор не закончено. Не исключено, что в итоге ряду чиновников дадут условные сроки за халатность, чтобы успокоить общественное мнение.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше