Неделю назад администрация YouTube, самого популярного в мире сетевого видеосервиса, объявила о проведении первого конкурса на лучшее любительское видео. Видеоролики, появившиеся на страницах ресурса с ежемесячной аудиторией в 150 миллионов человек, должны были участвовать в конкурсе YouTube в борьбе за 7 наград: лучший сериал, лучшая комедия, лучший комментарий, самый креативный ролик, самый вдохновенный ролик, лучший музыкальный ролик и "самое восхитительное в мире видео".
За несколько лет на YouTube сформировался определенный пласт априори популярных авторов, чьи ролики, видимо, вне зависимости от их качества (смыслового, не технического, о нем тут речи быть не может), будут смотреть десятки тысяч человек. Стоит один раз создать действительно удачный (или отчего-то понравившийся посетителям YouTube) ролик, как у пользователей просыпается вполне оправданный интерес ко всему видеотворчеству автора. И именно такие звезды YouTube и приняли участие в конкурсе на лучшее любительское видео.
Говоря о популярных видеоблоггерах, нельзя не привести пару примеров таких YouTube-звезд - это и номинант конкурса renetto (прославившийся роликом про смешивание ментоса и диетической колы), и комедианты smosh, заслужившие миллионы хитов собственными видеоклипами на музыку из кинофильма Mortal Kombat, а также мультиков о покемонах и черепашках ниндзя. Вообще поразительно, насколько популярными оказываются "выступления" видеоблоггеров под фонограмму известных исполнителей - обычно такие ролики оказываются в числе лидеров по количеству просмотров и вызывают наибольший отклик у пользователей.
Конечно, часто в число самых популярных роликов пробиваются и действительно оригинальные работы, как, например, видео "Эволюция танца", видеоклип группы My Chemical Romance (про имо, кстати, речь в контексте YTAwards пойдет чуть ниже), гораздо менее бюджетный клип группы OK GO, ролик, посвященный кампании глобальных объятий и шедевр монтажа под названием Amateur. В рейтинге эти ролики соседствуют с видеоинтерпретациями "покемонов" и прочих "черепашек".
Девятнадцатого марта, когда стало известно о том, что будет такая церемония под названием YouTube Awards, источником информации являлось только агентство Associated Press. Корреспонденты AP, ссылаясь на администрацию YouTube, рассказали и о номинациях, и о дате вручения премий (25 марта), и даже дали ссылку на страницу самой премии. Увы, ссылка эта в день появления новости не работала, а поиск в интернете и на самом сайте YouTube никаких похожих на настоящую премию результатов не давал. Молчание хранила и пресс-служба YouTube, выпустившая пресс-релиз только под вечер, когда новость уже разошлась по информагентствам.
На следующий день все заработало, и выяснилось, что в каждой из семи номинаций представлено по 10 видеороликов. В числе номинантов оказались упомянутые smosh, renetto и OK GO. Голосование (процедура которого заслуживает отдельного абзаца, но об этом ниже) продолжалось почти неделю. В итоге призы достались:
Нельзя сказать, что всех лауреатов YouTube наградили незаслуженно - как никак, и клип OK GO, и мультфильм про птицу киви, без сомнения, являются очень достойными работами. Также нельзя поспорить с влиянием, которое оказал ролик про объятия или отказать в чувстве юмора не постеснявшемуся восемь минут просидеть голым перед камерой thewinekone. А вот народный выбор в номинациях за лучшую комедию кажется несколько непонятным. Конечно, smosh являются чуть ли не самыми популярными видеоблоггерами за всю историю, но тогда им стило отдать бы приз за заслуги перед YouTube, если бы такой был. Потому что "Stranded" ну никак на "Лучшее комедийное видео" не тянул. Среди номинантов были гораздо более забавные ролики - например, вот этот.
Причина подобного выбора может крыться в системе голосования, которую YouTube разработала для своей премии. На странице той или иной номинации расположены 10 претендентов. Изначально ролики выстраиваются в произвольном порядке и пользователям необходимо самостоятельно перемещать (кнопками "вверх" или "вниз") все представленные видео в понравившемся порядке. Если попросту нажать кнопку "голосовать", результаты будут отправлены в порядке изначальной сортировки. Не исключено, что именно smosh оказывались на первой строчке, а не разобравшиеся с системой пользователи YouTube, нажав кнопку "вверх" напротив понравившегося ролика, голосовали вовсе не за того, за кого собирались.
Если же зарегистрированные пользователи YouTube отдавали себе отчет в том, за кого голосуют... что ж, тогда у аудитории принадлежащего Google сервиса попросту очень своеобразный вкус. Что, исходя из того, какие ролики удостаиваются наибольшего количества просмотров, вполне может оказаться правдой.