9 апреля британская газета The Independent опубликовала статью, в которой говорилось о намерении властей Великобритании провести самую масштабную за последнюю тысячу лет опись земель и зарегистрировать всю незарегистрированную недвижимость.
Действительно, в Англии и Уэльсе доля незарегистрированных земель достигает 40 процентов, не проведена регистрация более чем половины сельскохозяйственных угодий и построек.
Причиной является законодательство, согласно которому регистрация необходима только при продаже и залоге земель. Таким образом, британцы, не продававшие землю в течение последней сотни лет, избегают внимания властей.
Незарегистрированная земля сосредоточена в основном в руках аристократических семейств и поместного дворянства. Многие из них владеют своими участками вот уже полтысячи лет, а то и больше.
Друзья правительства
Перепись всех земель Великобритании впервые затеял Вильгельм Завоеватель. В 1086 году, через двадцать лет после вторжения в Англию его подданные составили черновой вариант так называемой Книгу Страшного суда, в которую были внесены данные о 13418 поселениях на территориях английских графств.Теперь же масштабную опись земель начало правительство, а осуществлять этот дерзкий замысел будет агентство, занимающееся кадастровым учетом. Для этого ему необходима поддержка британской аристократии. И оно ее получило.
Желание "выйти из тени" и предать огласке список своих владений уже изъявили королева Великобритании и принц Уэльский. Кроме того чиновники уже уговорили раскрыться Англиканскую церковь, Государственную трастовую компанию, министерство обороны и других землевладельцев.
Дальше всех по пути добровольной регистрации зашло герцогство Корнуолл, которое по традиции переходит по наследству к старшему сыну монарха, и таким образом является источником доходов принца Уэльского. Добровольная регистрация этой недвижимости идет с 2003 года, и завершена уже наполовину, что неплохо, если учитывать, что речь идет о почти 55 тысячах гектаров земель. Впрочем, пока неизвестно, будут ли зарегистрированы все земли герцогства.
А в ведении герцогства Ланкастерского, а значит и канцлера, традиционно исполняющего особые обязанности по поручению премьер-министра, находится 18700 гектаров английских и уэльских земель. Ожидается, что герцогство зарегистрирует всю эту землю в течение ближайших двух лет.
В программе регистрации недвижимости будет участвовать и Даремский кафедральный собор Христа и Святой Девы Марии. Настоятелю и капитулу собора принадлежит около тысячи гектаров церковных земель, причем многим из них около 900 лет – как и собору.
Герцогу Норфолкскому, в свою очередь, принадлежат крупнейшее поместье в Сассексе площадью около 6475 гектаров, а также земли площадью свыше 12 тысяч гектаров за пределами Сассекса. Герцогство ведет предварительные переговоры с чиновниками относительно регистрации всех или части этих земель.
Закон с дисконтом
Регистрация недвижимости приводит не только к раскрытию имени владельца. По запросу в кадастровые органы становится доступна информация о залогах данного участка, его обременениях, связанных с недвижимостью договорных обязательствах, а также правах пользования землей для проезда или прохода.С другой стороны, говорят в агентстве, этот удар по приватности компенсируется тем, что зарегистрированная земля защищена законом, а регистрация всех земель позволит создать всеобъемлющую и полезную для всех кадастровую базу данных. Тем же, кому такая база данных малоинтересна, в агентстве предлагают скидку в 25 процентов с регистрационной пошлины.
Одновременно с переписью сотрудники агентства кадастрового учета по поручению министров разрабатывают закон, который бы позволил ужесточить правила регистрации земель. Например, ввести обязательную регистрацию при назначении новых доверенных лиц для управления имуществом.
В то же время чиновники надеются избежать ввода принудительной регистрации, так как по их словам, это нарушит права владельцев, особенно в том случае, если в качестве санкции за нарушение закона будет введена конфискация участка.
Наше
Хотя Россия не может похвастаться таким масштабным подходом, в ней параллельно идут сразу три процесса регистрации недвижимого имущества. Первый называется дачной амнистией, продлится недолго и призван вытащить на свет около миллиона зарегистрированных дачных участков.Второй называется кадастровым учетом, будет завершен приблизительно в 2010 году, и имеет целью оценить все участки страны для оптимизации налогообложения недвижимости. Нечто подобное, кстати, проводится и британцами, только чуть более технологично. Их налоговики, например, используют спутниковые фотографии для поиска и оценки роскошных особняков.
Третий процесс называется сельскохозяйственной переписью. Ее активная часть завершилась в 2006 году. Ничего подобного до того не проводилось в течение 86 лет. Итоги переписи пока неизвестны и будут подведены только в 2008 году. Впрочем, чиновники уже заявили, что перепись выявила большое количество заброшенных земель. Последует ли за этим передел недвижимой собственности или переписчики сдержат обещание не передавать данные в другие ведомства, неясно.
Но чего в России нет, так это властей, готовых пару сотен лет ждать реализации гражданами прав на правовую защиту своего имущества. Поэтому кадастровый учет приведет к росту налоговых сборов в несколько раз, а не амнистированные дачи будут, называть самостроем и, возможно, сносить.