В 2007 году телеканал MTV Russia во второй раз вручал награды за наиболее выдающиеся достижения в области кинематографа. Эта церемония запомнится россиянам надолго: апофеозом праздничного действа стал скандал с участием уважаемого и любимого многими поклонниками отечественного кино режиссера и актера Владимира Меньшова, который в прямом эфире отказался вручать приз победителю в номинации "Фильм года" картине "Сволочи", заявив, что этот фильм позорит Россию, после чего покинул сцену.
Российская кинопремия "Кинонаграды MTV", пожалуй, является самой "несерьезной" и, если угодно, "народной" из существующих в нашей стране кинематографических конкурсов. Лауреатов этой премии выбирает не именитое жюри, состоящее из мэтров отечественного и зарубежного кино, а зрители телеканала - тинейджеры, составляющие 1,1 процента из общей доли телевизионной аудитории, если судить по рейтингу MTV по версии Gallup. Так что вполне естественно, что и список номинантов, и даже сами номинации кардинальным образом отличаются от всего того, что любители кино могут увидеть, например, на "Нике".
Блокбастеры и поцелуи
Прообразом российских Movie Awards (с английского переводится как "кинонаграды") является оригинальная премия, придуманная американским MTV. Отечественная MTV Movie Awards проходит по той же схеме, что и "большая": в списке номинантов, как правило, фигурируют в основном рассчитанные на самую широкую аудиторию фильмы, то есть блокбастеры, вынудившие зрителей оставить не одну сотню миллионов долларов в кинотеатрах. Номинации, как говорилось выше, тоже совсем не "оскаровские": есть, например, приз за "Лучший поцелуй", а также награды "Лучшим злодеям" или за "Лучшую драку". Ждать каких-то откровений, в общем, не приходится: Movie Awards это скорее красочное шоу, чем кинопремия. Шоу, которое пользуется в США большим успехом.
При переносе американских стандартов в российскую действительность результат получился не столь впечатляющий, как у заокеанских коллег: список претендентов, например, на главный приз "Фильм года" смотрится, скажем так, жидковато. Более-менее похожей на американский прообраз выглядит разве что номинация за лучший зарубежный фильм.
Удивляться тут нечему: пресловутых блокбастеров у нас меньше, равно как скромнее и их бюджеты, а также кассовые сборы (20 миллионов уже тянет на рекорд). Несмотря на это, не убавляется радости от появления очередных "первых", "вторых" и "десятых" фильмов года, претендующих на 20 с лишним миллионов долларов в прокате и всенародную любовь. Россияне, в свою очередь, всячески стараются оправдать ожидания создателей отечественных "суперхитов," новому российскому кинематографу (пока что) верят и охотно его смотрят.
По версии MTV Russia, отечественная молодежь в минувшем году смотрела и верила в создателей следующих кинолент: "второго фильма года" «Питер FM», славянского супербоевика «Волкодав», продолжения криминальной драмы «Бумер», фильма о том, как певец Тимати со товарищи ищут обменник, - «Жара» и псевдоисторической картины о событиях Второй мировой войны «Сволочи». C последней-то и был связан главный скандал церемонии.
И победителем становится...
Приз за лучший фильм года вручался в самом конце церемонии. К этому моменту российские
box#2072222
зрители успели оценить формы Памелы Андерсон, чувство юмора второго ведущего Ивана Урганта, владение сниженной лексикой стилиста Сергея Зверева, назвавшего себя в прямом эфире "о**енной звездой", узнать, что лучшим зарубежным фильмом аудитория MTV считает вторых "Пиратов Карибского моря", лучшей анимационной картиной - второй же "Ледниковый период". Создателей этих фильмов в зале не было.
С отечественным кино дело обстояло следующим образом. Владимир Машков в роли отечественного Рэмбо из "Охоты на пиранью" уступил "Актера года" молодому Андрею Чадову из "Живого", зато психопат Прохор в исполнении Евгения Миронова из "Охоты..." взял приз за "Лучшего злодея", опередив даже страшного Людоеда из "Волкодава из рода серых псов". "Лучший поцелуй" отдали "Жаре", "Самой зрелищной сценой" назвали разгром базы фашистских оккупантов 15-летними детьми из фильма "Сволочи", актера из этого же фильма Александра Головина признали "Прорывом года".
Для вручения приза за лучший фильм года на сцену пригласили Владимира Меньшова. На всякий случай, напомним, что, например, именно он снял завоевавшую "Оскар" за лучший зарубежный фильм картину "Москва слезам не верит", а юным зрителям он знаком по обоим "Дозорам", "Дневному" и "Ночному".
Выбор перед зрителями MTV, действительно, стоял не из легких: все-таки из представленных номинантов выбрать лучшего - дело очень непростое. По итогам SMS-голосования лучшим отечественным фильмом года были признаны "Сволочи".
И тут случилось то, чего никто не ожидал.
"1943 год. Для организации военной школы подготовки диверсантов из заключения освобождается полковник Вишневецкий. Воспитанников для этой школы набирают из тюрем и колоний, 14-15-летних малолеток-преступников, которых никто никогда не будет искать. После суровой подготовки их отправляют на уничтожение горно-альпийской фашистской базы.
Затерявшись высоко в горах, находясь на грани жизни и смерти, ты все равно можешь сделать выбор: остаться "сволочью" или стать "героем".
Раскрыв конверт с именем победителя "Кинонаград MTV", Меньшов переменился в лице, сказал: "Я надеялся, что пронесет. Я очень надеялся", - заявил, что "Сволочи" позорят Россию и что он этот фильм награждать не собирается. Затем Владимир Меньшов бросил конверт на сцену, попутно предложив заморской гостье Памеле Андерсон самой вручать приз за "Фильм года", и покинул зал вместе с супругой.
После небольшой заминки, Иван Ургант решил взять ситуацию под контроль, поднял конверт, назвал победителей и, смущенная и шокированная, команда "Сволочей" поднялась на сцену за наградой.
Сволочи?
Чем руководствовался Владимир Валентинович, решив столь экстравагантным образом завершить церемонию награждения лучших деятелей кино по версии MTV, нам судить сложно. С одной стороны, он, наверное, понимал, куда идет: вряд ли тинейджеры оценили бы по достоинству, к примеру, получивший все мыслимые и немыслимые награды "Остров" и актерскую игру Петра Мамонова. С другой стороны, искренне трепетное отношение людей его (да и не только) поколения ко Второй мировой войне, а особенно - к излишне вольным интерпретациям событий сороковых годов прошлого века, которыми в последнее время не гнушаются кинематографисты, тоже понятно. В частности, в "Сволочах" полет фантазии сценариста перевернул историю с ног на голову: в ленте идет речь о некоем отряде подростков-диверсантов, сформированном в СССР для борьбы с фашистами, а на самом деле в Советском Союзе ничего такого не существовало. Зато такой "отряд" был на вооружении нацистской Германии в 1943 году. Из последующего комментария Меньшова выяснилось, что именно это режиссера и возмутило: "...теперь эти подростки, которым запудрили мозги со страшной силой - они вообще ничего не понимают в истории страны и, особенно, в новейшей нашей истории - советской, истории Великой Отечественной войны - они и приняли все показанное за чистую монету и проголосовали".
В блогах "Живого Журнала" уже развернулись ожесточенные дискуссии на тему того, стоило или нет Меньшову так себя вести: одни говорят, что даже если фильм и искажает историю, не стоило срывать церемонию, другие - что Меньшов все сделал правильно, благо имеет на это право. На страницах дневников Liveinternet.ru, правда, ситуация немного другая: о поступке Меньшова высказываются в основном малолетние фанатки сериала "Кадетство" (и задействованого в этом "многосерийнике" актера из "Сволочей" Александра Головина). Общий посыл "комментариев" такой: Сволочи - фильм "класный!!!", Сашка молодец, а "дядька из 'Дозоров'" Меньшов, считают девушки с Liveinternet, поступил плохо.
Как бы то ни было, Меньшов сделал то, что сделал. Однако остается один вопрос. Если судить не с общечеловеческой, а с кинематографической точки зрения, было бы лучше, если бы главный приз взяла "Жара"? Или разрекламированный как восьмое чудо света "Волкодав"?..
В этой ситуации отчего-то больше всех жалко юных актеров, игравших "Сволочей". Они-то такого "приза" точно не заслуживали.