Брэд Фитцпатрик, основатель популярного блоггерского сервиса LiveJournal, известного в России как «Живой Журнал», сообщил о прекращении работы над своим детищем и уходе из компании Six Apart, владеющей ЖЖ. По первоначальным данным, Фитцпатрик вознамерился уйти в популярнейшую социальную сеть MySpace, также имеются сведения о намерениях основателя ЖЖ трудоустроиться в Google. Однако сам Фитцпатрик о новом месте работы не сказал ни слова и заявил, что причина его ухода кроется не в новой работе, а в банальной скуке и усталости от ЖЖ.
Крупнейший сервис, насчитывающий более 10 миллионов пользователей по всему миру, был создан 18 марта 1999 года программистом Брэдом Фитцпатриком. Изначально ЖЖ задумывался не как социальная сеть с многомиллионной армией блоггеров, а как способ общения Фитцпатрика со своими друзьями. Им идея Фитцпатрика понравилась, а затем она пришлась по вкусу и сотням первых пользователей ЖЖ. В августе 1999 года была создана компания Bradfitz (три года спустя переименованная в Danga, а затем – в LiveJournal), занимавшаяся поддержкой LiveJournal.
В записи, посвященной своему уходу из Six Apart, Брэд Фитцпатрик сказал, что ЖЖ остается «в надежных руках».
К удивлению многих, через некоторое время «Живой Журнал», набиравший популярность как в США, так и за пределами Америки, пришелся очень по душе Рунету и вскоре стал основным блоггерским сервисом для большинства пользующихся Интернетом россиян. Из некоего закрытого клуба, когда зарегистрировать дневник на Livejournal.com можно было только с помощью пригласительного кода от других активных пользователей или за деньги, а тусовка ЖЖ-стов регулярно опустошала запасы алкоголя в заведениях наподобие ПНД (это сокращенное название заведения, а не психо-неврологический диспансер), LiveJournal превратился в России в сетевое пристанище для интеллигенции, тружеников офиса, художников, журналистов, неонацистов, психически неокрепшей молодежи, студентов, иммигрантов пенсионного возраста и даже парочки госслужащих категории «А».
Помимо массового притока русскоязычных блоггеров, ЖЖ переживал и другие перемены. В частности, в 2005 году компания Danga была приобретена фирмой Six Apart (6A), уже владевшей к тому времени аналогичными сервисами. Тогда по ЖЖ прокатилась первая волна недовольства по поводу смены хозяев. Пользователи, в том числе – отечественные, сильно переживали, что ЖЖ после покупки сервиса 6A обрастет рекламой и вообще испортится. Страсти утихли достаточно быстро. В течение считанных недель никто никакой рекламы в ЖЖ не увидел, и все быстро успокоились.
За полтора года количество русскоязычных пользователей ЖЖ, если верить статистике «Супа», выросло в 4 раза с 250 тысяч до миллиона человек
Спокойствие продлилось ровно полтора года – до появления в центре Москвы офиса компании «Суп». Эта фирма, собравшая под своим началом ряд видных отечественных сетевых деятелей (и на короткий промежуток времени – около дюжины популярных блоггеров, из которых там сейчас осталось от силы три-четыре человека), подписала договор с 6A, согласно которому обслуживанием кириллического сектора ЖЖ и монетизацией блоггерского трафика будут заниматься россияне.
Тогда началась вторая, русскоязычная волна недовольства ЖЖ-стов. Как и в случае с 6A, возмущению блоггеров (на тот раз только российских, благо американцам наш «Суп» был до лампочки) не было предела. Антона Носика, руководителя службы блогов «Супа», обвиняли во всех смертных грехах, ЖЖ прочили гибель под гнетом капиталистов, ряд сетевых пророков пообещал массовые закрытия журналов и введение цензуры и предлагал собратьям по несчастью менять страну проживания в профиле ЖЖ на Тринидад-и-Тобаго. Чтобы «Суп» не нашел. Однако «Суп» всех нашел, а затем, как и в случае с 6A, голоса недовольных стали звучать все тише и тише, пока почти не смолкли к середине 2007 года.
А причем тут Фитцпатрик?
С момента продажи ЖЖ 6A основатель LiveJournal довольствовался, по большому счету, декоративной должностью технического директора компании. И ко всем последующим изменениям в ЖЖ он имел достаточно опосредованное отношение.
Все, что ему оставалось делать – это руководить подчиненными, рассуждать о скандалах вокруг детской порнографии в ЖЖ, комментировать одни нововведения и анонсировать другие, а также работать лицом LiveJournal, позируя с настоящим (очень вонючим, по свидетельствам очевидцев) козлом на презентации «Супа». По всей видимости, Брэд настолько устал от детей, новшеств, козлов и самого ЖЖ, что решил уйти. По словам Фитцпатрика, ему хочется найти такую работу, которая занимала бы все его время, создать новый проект.
Остается пожелать Фитцпатрику удачи и посоветовать ему выбрать талисманом для своего нового детища какое-нибудь менее ароматное животное. Таксу, например.
Уход Фитцпатрика из 6A был, по большому счету, делом времени. Как и любой крупный проект, ЖЖ был куплен вместе со всей командой, включая основного разработчика. По законам жанра, разработчику предложили выполнять функции консультанта при своем проекте на определенный срок. Сейчас срок этот, по всей видимости, истек, и создатель ЖЖ решил заняться чем-то новым.
Слухи об уходе Фитцпатрика в Google или MySpace, несмотря на то, что сам Брэд достоверность этой информации не подтвердил, тоже могут быть не лишены оснований. Наверняка опыт создателя популярного сервиса пригодится той же Google в создании очередного проекта или MySpace в развитии социальной сети.
А что касается дальнейшей судьбы LiveJournal – то за нее беспокоиться не приходится. По большому счету, Фитцпатрик мог бы относительно безболезненно для ЖЖ покинуть проект еще несколько лет назад, когда сервис из безобидного развлечения девятнадцатилетнего студента превратился в настоящую компанию с достаточным для поддержки проекта количеством сотрудников. Не говоря уже о сегодняшнем дне, когда ЖЖ находится под контролем 6A. Тем более, сам создатель LiveJournal заявил, что ЖЖ «в хороших руках». Иного он и не мог сказать.